Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

МБОУ «Алексеевская средняя общеобразовательная школа»

 

 

  Проектная работа как важный фактор контроля знаний учащихся

в системе личностно-ориентированного подхода

(из личного опыта)

 

Суслова Ольга Васильевна,

учитель английского языка  МБОУ

«Алексеевская  СОШ», Корочанский район

 

I. Теоретическая интерпретация опыта

1.  Цель

Цель данного опыта состоит в том, чтобы изучить, обобщить и практически применять в работе проектный метод, осуществлять выбор структур проекта.

2.  Сущность

Выбор темы данного опыта обусловлен во-первых слабой мотивацией у учащихся к изучению иностранного языка; во-вторых, новизной данного метода.

Передо мной стоит проблема, как заинтересовать учащихся своим предметом, как лучше показать и доказать им значимость изучения английского языка на современном этапе.

В основу моего опыта положены идеи ведущих педагогов Е.С.Полат, В.П.Кузовлева, Е.И.Пассова.

3.  Новизна

Состоит в том, что проектный метод еще не глубоко изучен, и имеет много разновидностей.

4.  Результативность

Метод проекта позволяет повысить мотивацию общения на английском языке, преодолеть языковой барьер.

5.  Трудоемкость

Трудоемкость опыта состоит в совершенствовании разнообразия проектных форм работы.

6.  Доступность

Опыт может быть использован учителями общеобразовательных школ, средне - специальных учебных заведений.

Сущность теоретической базы

Автором метода проектов считается американский философ и педагог Джон Дьюи (1859-1952), идеи которого развивались и распространялись впоследствии его учениками и последователями. Первые проекты ставили своей задачей приобщение учащихся к реальной трудовой деятельности на производстве и в сельском хозяйстве и носили комплексный характер. Новое рождение метода проектов как альтернативного классно-урочной системе произошло в 60-70 годы. В настоящее время он имеет широкое распространение в обучении, в том числе и иностранному языку и методике.

 

Суслова Ольга Васильевна

Содержание любого метода раскрывается через его принципы. Рассмотрим ряд принципов метода проектов применительно к методике обучения иностранным языкам. К важнейшим из них можно отнести:

1)          связь идеи проекта и реальной жизнью;

2)          интерес к выполнению проекта со стороны всех его участников;

3)          ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя;

4)          самоорганизация и ответственность участников проекта;

5)          нацеленность на создание конкретного продукта;

6)          монопредметный и межпредметный характер проектов;

7)          временная и структурная завершенность проекта.

1. Связь идеи проекта с реальной жизнью

Идея всякого проекта должна быть связана в той или иной форме с реальной жизнью. Это главное требование метода проектов, призванного восстановить связи между теорией и практикой. В ходе выполнения монопредметных проектов, то есть ограниченных рамками одной учебной дисциплины, обучаемые более глубоко знакомятся со сторонами реальной жизни, с которыми связан данный учебный предмет. Для методики обучения иностранным языкам - это практика обучения иностранным языкам в средней школе и все, что с этим связано. Главным каналом приобщения к школьным реалиям происходит через педагогическую практику, а также через изучение опыта преподавания других и приобретение своего собственного опыта.

2. Интерес к выполнению проекта со стороны всех его

участников

Наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех участников -одно из необходимых условий высокого качества его исполнения и, соответственно, эффективности бего обучающего воздействия. Найти идею проекта, интересную для всех его участников, - самая сложная задача проектного обучения. При первичном обращении к методу проектов преподавателю зачастую самому приходится инициировать его идею При обсуждении ее в группе, где ранее не велась работа данным методом, необходима предварительная вводная беседа, раскрывающая его основные принципы. В противном случае может возникнуть ситуация непонимания и равнодушия со стороны обучаемых.

Важную роль играет также убедительная мотивация со стороны преподавателя и коллективное обсуждение выдвинутой идеи. Мотивация с помощью выставления оценки, баллов, зачета не дает требуемого эффекта, так как при отсутствии интереса к выполняемой работе снижается ее качество.

3. Ведущая роль консультационно-координирующей функции

преподавателя

Роль преподавателя на разных этапах выполнения проекта меняется. На подготовительном этапе она состоит в том, чтобы инициировать идеи

 

Суслова Ольга Васильевна

проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном рамочном планировании, то есть преобладает регулятивно-организационная функция. На этапе реализации проекта преподаватель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта. Так, например, при выполнении проекта «Речь учителя на уроке иностранного языка», целью которого являлось изучение особенностей речи учителя на уроке иностранного языка и составление частного словаря, наиболее употребительной лексики, задачей преподавателя являлась координация работы между отдельными исследовательскими группами студентов и учителей средних школ, между исследовательскими и аналитической группами студентов, между отдельными участниками проекта. То есть на данном этапе ведущей функцией преподавателя является консультационно-координирующая. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, так как преподавателю следует принять участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта. Таким образом, преподаватель при общем руководстве проектом должен постоянно уметь «переключаться» от выполнения одной функции к другой или совмещать их. В этом заключается сложность руководства проектом. Не все преподаватели умеют или хотят отказаться от функции лидера и стать консультантом и координатором, то есть предоставить своим обучаемым реальную автономию и возможность проявления инициативы и самостоятельности. Однако это также является одним из главных принципов работы по методу проектов.

4. Самоорганизация и ответственное отношение участников

проекта

 Планирование при разработке стратегии реализации проекта имеет двухэтапный характер. Первый этап - это общее, рамочное планирование совместно с преподавателем и всеми участниками проекта. Оно касается таких вопросов, как выделение отдельных этапов работы и установление последовательности их выполнения, определение количества участников в микрогруппах и вида заданий для каждой микрогруппы, а также сроков выполнения и форм предъявления промежуточных и конечных результатов работы. Второй этап - это самоорганизация работы в микрогруппе, то есть планирование работы в микрогруппе без участия преподавателя, например, разпределение обязаностей между членами одной микрогруппы, установление сроков выполнения того или иного вида заданий, форм и порядка отчетности. Для успешного выполнения проекта большое значение имеет уровень проявления личной ответственности отдельными его участниками. Практика применения проектов показывает, что чем выше уровень личной ответственности участников, тем выше качество конечного итогового продукта. При самоорганизации работы в микрогруппе наиболее ответственные задания поручаются тем учащимся, которые имеют наиболее развитое чувство ответственности. Хотя процесс самоорганизации и

 

Суслова Ольга Васильевна

протекает без участия преподавателя, тем не менее он не должен от него самоустраняться, так как в микрогруппах могут возникнуть разного рода осложнения, например, если в одной группе окажутся два лидера и между ними начнется борьба за лидерство, или наоборот, появятся аутсайдеры, то есть такие учащиеся, которых не хочет принять ни одна микрогруппа. Чтобы обезопасить себя от таких явлений, многие преподаватели самостоятельно осуществляют распределение учащихся по микрогруппам с помощью простых приемов: вытягивания номера группы, фрагменты открытки, по которому можно найти других членов микрогруппы. Избежать проблемы лидеров и аутсайдеров можно также путем сочетания коллективных и индивидуальных форм документации и презентации конечного продукта. Так, например, проект «Путеводитель по школе, где я (мы) прохожу (проходим) педпрактику» позволяет комбинировать коллективную работу над проектом с индивидуальной, так как над созданием путеводителя может работать как микрогруппа, так и отдельные студенты.

5. Нацеленность на создание конкретного продукта

 Целью выполнения каждого проекта является создание конкретного продукта, который отличается от традиционного результата обучения своей связью с реальной жизнью, необходимость. Формы и самостоятельностью изготовления. Выполнение методических проектов предполагает создание методических материалов, представляющих собой различные формы документирования: аннотация, рецензия, анкета, таблица, описание, фото-, аудио- или видеотчет, коллаж, комикс, сценарий, дневник, журнал, справочник, программа, резюме, экспертное заключение, каталог, словарь, статья, стенгазета, выставка. Они могут иметь различные формы, такие как: дискуссия, просмотр, выставка, демонстрация, обсуждение, ролевая игра, сообщение, доклад, конференция, репортаж, драматизация и многое другое.

 6. Монопредметный и межпредметный характер проектов

В методике обучения иностранным языкам могут также использоваться межпредметные проекты. Это происходит при интеграции методики с другими областями знаний - страноведением, регионоведением, литературой; родным языком и другими предметами. Примером межпредметного проекта может служить проект «Страноведческая викторина». Его целью является подготовка вопросов, иллюстративного материала, позволяющих выявить уровень страноведческих знаний учащихся на конкретной ступени обучения иностранному языку, их инициативу и активность и наметить при необходимости меры коррекции.

   7. Временная и структурная завершенность проекта

Проекты могут делиться по длительности выполнения на малые, средние и большие.

Рассмотрение метода проектов показывает, что при его применении происходит отказ от традиционной схемы авторитарного обучения, когда главным источником информации и жизненного опыта выступает преподаватель. Метод проектов предлагает самостоятельное добывание знаний и опыта обучаемыми из непосредственного личного общения с

 

Суслова Ольга Васильевна

реальной жизнью, развивая у них, таким образом, независимость и самостоятельность, инициативу и рефлексию, в том числе и в профессиональной сфере.

Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Метод проектов в последнее время приобретает всё больше сторонников. Основная идея подобного метода к обучению иностранного языка заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Вот почему я обратилась к методу проектов на этапе творческого применения языкового материала. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимися проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.

В основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы её решить учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом (выделить главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом. Формирование многих из названных умений являются задачами обучения различным видам речевой деятельности.

Основные требования к использованию метода проектов:

1.                                                      наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;

2.                                                      практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;

3.                                                      самостоятельная деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время;

4.                                                      структурирование содержательной части проекта;

5.                                                      использование исследовательских методов.

Можно определить этапы разработки структуры проекта и проведения его:

1.                                                     представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;

2.                                                     выдвижения гипотез решения поставленной проблемы, обсуждения и обоснования каждой их гипотез.

 

Суслова Ольга Васильевна

3.                                                     обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах, оформления результатов.

4.                                                     работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;

5.                                                     защита проектов каждой из групп с аппонированием со стороны всех присутствующих;

6.                                                     выявление новых проблем.

В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для школьника. Главное - это сформировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы.

Типология проектов

I. Исследовательские проекты.

 Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно-научному исследованию.

                     II. Творческие проекты

Творческие проекты предполагают соответствие оформления результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся. Форма их представления - газета, сочинение, видеофильм, ролевая игра, драматизация и т.д.

III. Ролево-игровые проекты

Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Доминирующим видом деятельности является ролевая игра.

IV. Информационные проекты.

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

V. Проектно-ориентированные проекты

 

Суслова Ольга Васильевна

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования по экологии, биологии, географии; проект закона; словарь школьной лексики; дизайн школьного кабинета и т.д.)

По признаку предметно-содержательной области проекта можно выделить монопроекты и межпредметные проекты.

Монопроекты

Для таких проектов выбираются самые сложные разделы темы программы, например, в курсе иностранного языка это темы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой. Работа над монопроектами предусматривает применение знаний из других областей для решения этой или иной проблемы. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести.

Межпредметные проекты.

Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например «Культура общения», «На рубеже веков»).

Технология опыта

Основной целью обучения иностранному языку является развитие личности, способной и желающей участвовать в межкультурном общении на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в изучаемой речевой деятельности. Можно выделить четыре компонента:

а)воспитательная цель:

-         формирование уважения и интересов к культуре и народу;

-         воспитание культуры общения;

-         поддерживание интереса к учению;

-         воспитательные потребности к практическому использованию иностранного языка.

б)развивающая цель:

-         развитие способностей ребенка;

-         развитие чувств, эмоцией;

-         развитие готовности к общению.

 

Суслова Ольга Васильевна

в)образовательная цель:

-         учить самостоятельно добывать знания;

-         расширение эрудиции, кругозора.

г)практическая цель:

-   формирование умений устной и письменной речи на
иностранном языке в 4-х формах общения.

Метод проектов - это самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками деятельность в процессе которого изучается иностранный язык. Суть этого метода - презентация (защита). Главное для создания проекта - творчески подойти к его оформлению и усвоению.

Здесь можно использовать различные формы, методы и средства обучения.

а)ролевое общение;

б)дискуссионное общение;

в)метод коллажирования.

Здесь важно использовать кооперативное обучение, когда в небольших группах от двух до восьми человек ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Организация таких занятий включает разные виды деятельности:

1.           Объединить учеников в группы, попросив сесть лицом к лицу.

2.           Предписать каждому определенную роль (чтец, докладчик, хронометрии)

3.           Предоставить ученикам группы возможность разъяснять друг другу непонятное, разрабатывать проблему, подводить итоги обсуждения.

4.           Дать группе общую оценку.

При организации работы учащихся с использованием приемов проектной методики важно иметь в виду следующее:

1.           Процесс работы не менее важен, чем её результаты.

2.           Учебный процесс строится в логике деятельности, а не в логике изучаемых предметов.

3.           Опыт разрешения пусть локальный, но целостной проблемы формирует (воспитывает) привычку доводить дело до конца, не останавливаясь на полпути.

4.           Допустимость выполнения проекта в индивидуальном темпе создает возможности для развития личности учащихся.

5.           Комплексный характер деятельности в проектном обучении создает условия для сбалансированного развития основных физиологических и психологических функций школьника.

6.           Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. С психологической точки зрения процесс выполнения проекта - это череда последовательно рождающихся потребностей и поиск соответствующих способов их удовлетворения, синхронизированных с этапами проекта. Каждая новая потребность вызывает интерес учащегося, поддерживая общий мотивационный фон обучения на достаточно высоком уровне. В итоге наблюдается повышенная учебная активность школьников.

 

Суслова Ольга Васильевна

Таким образом, в технологии учебного процесса происходит смещение акцентов на самостоятельность, предприимчивость, активность, изобретательность учащихся, а педагогическая роль учителя приобретает патронажный характер. Это не значит, что организация учебной деятельности должна строиться исключительно по схеме проектного обучения. Но при обобщении, закреплении и повторении учебного материала и умений его практического применения к числу наиболее эффективных.

В качестве примера рассмотрим учебный проект, используемый при изучении английского языка. Поскольку применение проектного обучения наиболее целесообразно на заключительном этапе работы над изучаемой темой, предлагаемый проект не содержит упражнений по введению и отработке лексических и грамматических явлений, предполагается, что эта работа уже проведена. Понятно, что при выполнении заданий ученик неизбежно выйдет за рамки имеющихся знаний и столкнется с трудностями лексического и грамматического характера. Ему придется обратиться за разъяснениями к учителю или справочной литературе. Восполнение недостающих знаний осуществляется педагогом с учетом наличных знаний и индивидуальных особенностей школьника. Технология выполнения проекта дается на русском языке, хотя реальная работа учащихся, обобщение их с учителем и между собой осуществляется на изучаемом языке.

Первый этап (первый урок)

Ситуация предлагается учителем на первом уроке работы над темой «Путешествия». Учитель просит обсудить, какая денежная сумма необходима для организации поездки. Начинается обсуждение (фронтально, всем классом). Учитель заранее готовит прайс-лист на основные услуги, которые потребуются детям. Ребята должны не просто назвать сумму, но и обосновать её, исходя их предлагаемых расходов. Они вправе задавать учителю любые вопросы. Излишне говорить, что все обсуждение ведется на английском языке. На данном этапе урока, учитель подсказывает всю необходимую для этого лексику. (Однако по возможности желательно, чтобы на этом уроке учитель использовал знакомую учащимся лексику). Обсуждение проводится не в форме ответов на заранее подготовленные учителем вопросы, а в виде естественного обсуждения. Инициатива должна исходить от ребят. В результате такого обсуждения определяется некая сумма, необходимая и достаточная для организации поездки, например 400 долларов.

При выборе транспорта и экскурсий надо уложиться в эту сумму и постараться при этом увидеть как можно больше.

Далее обсуждаются вопросы, связанные с поездкой: с какой целью каждый из ребят хочет побывать в Лондоне, какой вид транспорта выбрать (мотивировать свой выбор); как купить билеты; как забронировать номера в гостинице; какие достопримечательности посмотреть.

Вопросы обсуждены (могут возникнуть и другие), записаны на доске. Класс делится на подгруппы, каждой из которых поручается подготовить

 

Суслова Ольга Васильевна

свой вопрос. Появляется необходимость в знании определенных языковых средств, для обсуждения общей проблемы. (По ходу обсуждения учитель подсказывает необходимую лексику).

Второй этап (второй урок по теме)

Вводится новая лексика по теме: «Путешествие в Лондон». Учитель знакомит учащихся (любым выбранным им способом) с лексикой, предназначенной для активного овладения, и одновременно предлагает каждой подгруппе дополнительный список лексики, которая может им потребоваться при обсуждении их вопроса. Эта лексика предназначена для узнавания. После закрепления (в результате выполнения определенных упражнений) активной лексики каждая группа готовит сообщение «ReasonsforTravelling».

Начинается распределение ролей по группам и внутри групп. При этом каждой группе дается определенный текст для чтения по теме: «ReasonsforTravelling».

На этом же уроке возможны и другие виды деятельности (например, по овладению грамматическим материалом).

Трети этап (третий урок по теме)

Группам дается задание выбрать свой вид транспорта и обосновать выбор. Учитель дает справку о стоимости билетов на различные виды транспорта и в разных классах. Каждая группа выбирает свой способ передвижения и, используя известную им лексику, рассказывает о преимуществах и недостатках данного способа путешествия.

После того, как каждая группа обосновала свою точку зрения и ответила на вопросы участников других групп, учитель организует общее обсуждение, чтобы перейти к общему выводу, каким же транспортом выгоднее воспользоваться. Излишне говорить, что все затруднения языкового плана в ходе дискуссии снимаются учителем или другими учащимися (подсказки в этих случаях одобряются), и по ходу дискуссии учитель обращается к любому ученику (в первую очередь к слабым, которые порой уклоняются от обсуждения) с предложением высказать свое мнение и привести аргументы. Интерес проявляется только к содержанию.

На этом уроке учитель может предложить ребятам послушать дополнительный материал в звукозаписи, связанный с обсуждаемой проблемой. В результате состоявшегося обсуждения могут сложиться различные варианты: все пришли к единому мнению, все разошлись во мнениях и остались при своем выборе, наметились два-три варианта. Учитель соглашается с таким решением.

Четвертый этап (четвертый и пятый уроки): организация

путешествия

Если удалось прийти к единой точке зрения, в вопросе выбора транспорта, учитель предлагает в каждой группе выделить ответственных за

 

Суслова Ольга Васильевна

покупку билетов, заказ гостиницы, разработку программы пребывания. Каждая группа организует работу применительно к выбранному виду транспорта. Каждый из участников начинает работать над своей проблемой. Организация путешествия предполагает такие виды деятельности: заказать и купить билеты в соответствии с выбранным способом передвижения; забронировать номер в гостинице, договориться с друзьями, которые предложили остановиться у них, заказать комнату в молодежном лагере (при этом, возможно, придется воспользоваться услугами различных туристических агенств); составить список достопримечательностей, которые хотелось бы посмотреть, пользуясь услугами агенства и гидов.

Каждая группа работает отдельно, пытаясь организовать свое путешествие. Учитель при этом может обеспечить их разнообразной информацией, почерпнутой из разных источников (рекламных туристических справочников, описаний достопримечательностей, рекламных транспортных агенств и т.п.). Можно предложить, в качестве образца, ряд диалогов (в печатной форме или лучше в звукозаписи).

Если участники группы решили остановиться у друзей, им следует уточнить все детали по телефону; если это путешествие в молодежный лагерь, необходимо выяснить, как туда добраться; если ребята решили остановиться в гостинице, необходимо забронировать номер заранее.

Данный этап работы над проектом занимает два-три урока, поскольку материала накапливается много и требуется время для его обсуждения и принятия решения.

Когда группы подготовили необходимый по каждому вопросу материал, можно воспользоваться методом «пилы». Все ребята, ответственные за покупку билетов, объединяются в отдельную группу (экспертов); учащиеся, ответственные за заказ гостиницы, в другую группу; те, кто ответственен за программу пребывания, еще в одну группу. В этих новых группах экспертов ребята обмениваются собранной ими информацией и своими идеями, таким образом обогащая знания по заданию, порученному им. Затем они возвращаются в свои базовые группы и делятся с партнерами соображениями, идеями. В результате группа вырабатывает свою линию поведения. В процессе всей работы ребята не забывают, что им нужно уложиться в обозначенную сумму - 400 долларов.

На последующих занятиях (по мере продвижения работы на проектом) в группах, а затем перед классом разыгрываются типичные ситуации в порту, аэропорту, на вокзале при оформлении документов, на таможне и т.п. ( в виде ролевых игр).

Пятый этап (шестой и седьмой уроки работы над темой ).

На предыдущих занятиях ребята определились с выбором программы пребывания, в частности с выбором достопримечательностей. При подготовке к этим урокам учащимся предлагалось подобрать из разных источников информацию о Лондоне. Однако это не исключает помощи со стороны учителя. Он может принести звукозапись, видео, слайды, статьи и

 

Суслова Ольга Васильевна

т.п. о достопримечательностях Лондона. В результате обсуждения в группах ребята составляют программу по городу и посещения его достопримечательностей (каждая группа свою).

Шестой этап (восьмой и девятый уроки)

Заключительный этап (в зависимости от подготовки группы работа может быть продолжена на последующих уроках, и заключительный этап может состояться позднее). Каждая группа защищает перед классом свой проект, аргументируя, почему выбраны тот или иной способ путешествия и программа пребывания, акцентируя внимание на том, что группа вышла за рамки суммы расходов, которая оговаривалась заранее. Участники других групп задают выступающим как можно больше вопросов, стараясь найти недостатки в проекте. При этом по ходу защиты своего проекта могут использовать в качестве аргументов любые средства наглядности, специально подобранные для этого случая. На эти уроки (а может быть, один урок) желательно пригласить экспертов (других учителей иностранного языка или ребят из параллельных групп) для внешней оценки проектов. По окончании защиты проектов и общего обсуждения класс составляет программу подготовки к поездке и пребывания в Лондоне с представлением сметы расходов.

На последующих уроках тему при желании можно продолжить, используя ролевую игру: приезд групп российских школьников в Лондон, встреча, празднование Рождества (новая тема), посещение музеев, дворцов и других достопримечательностей. Кто-то из ребят может исполнять роль гида, другой - экскурсовода, кому-то достается роль любопытного школьника и т.д.

Однако следует сказать о координации проектов и организации внешней оценки, поскольку хорошо известно, что лучшая импровизация та, которая хорошо подготовлена. Поэтому, если учитель решил использовать при изучении какого-то раздела, вопроса программы метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать, просчитать. Если предполагается, что учащиеся по предложенной им ситуации должны сформировать проблему, учитель сам должен спрогнозировать несколько возможных вариантов. Учащиеся могут назвать некоторые из них, к другим учитель подводит ребят наводящими вопросами, ситуациями и т.п. Учитель должен четко определить учебные задачи для учащихся (что предполагается в ходе проектной деятельности сформировать), подобрать необходимый материал (печатный, звуковой, видео и т.п., в том числе из электронных источников) или дать рекомендации школьникам, где можно найти его, например, в сетях, на компакт-дисках. Надо продумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Желательно спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов. Кроме того, важно иметь в виду необходимость отслеживания деятельности каждого ученика на всех этапах работы над проектом. С этой целью используют возможности само- и взаимоконтроля.

 

Суслова Ольга Васильевна

На уроки защиты проектов можно пригласить  представителей других   иностранных  языков, которые могут выступить как эксперты. Характер внешней оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от его темы (содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, что он непременно включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах. Поэтому необходимо отслеживать деятельность учащихся поэтапно, оценивая её шаг за шагом. При этом и здесь, как и при обучении в сотрудничестве, необязательно оценивать деятельность учащихся отметками. Можно использовать разнообразные формы поощрения, включая самое обычное «Все правильно. Продолжайте» или «Надо бы остановиться и подумать. Что-то не клеится. Обсудите». В ролево-игровых проектах, предусматривающих соревновательный характер, может использоваться бальная система (от 12 до 100 баллов). В творческих проектах часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты, но отслеживать работу необходимо, чтобы вовремя прийти на помощь, если она потребуется (но не как готовое решение, а в виде совета). Другими словами, внешняя оценка проекта (как промежуточная, так и итоговая) необходима, но она принимает различные формы в зависимости от множества факторов. Учитель проводит постоянный мониторинг совместной деятельности, но не навязчивый, а тактично, приходя по помощь ребятам в случае необходимости.

Результативность опыта

Работа над методом проектов ведется всего лишь 5 лет, но уже видно, что учащиеся школы относятся положительно к этому методу (приложение №1).

Типология проектов изменяется от класса к классу. Так если в 7-8 классах проекты носят творческий характер, то в 10-11 - это уже исследовательские проекты, компьютерные презентации. (Приложение №2).

Я думаю, что метод проектов позволяет постепенно увеличивать уровень воспитанности и обученности учащихся. Так, уровень обученности учащихся с 2003 по 2008 учебный год увеличился с 57% до 61%.

Метод проектов имеет ряд преимуществ по сравнению с другими методами. Он способствует формированию всесторонне-развитой личности. Этот метод позволяет преодолеть учащимися языковой барьер, развивает коммуникативные навыки, формирует языковую догадку, учит самостоятельности.

Во время защиты проектов учащиеся преодолевают боязнь аудитории. Работа над проектом формирует у них доброжелательное отношение к иноязычной стране, и в результате усиливает желание изучить иностранный язык.

В прошлом учебном году, я дала открытый урок в 10 классе с использованием метода проекта –презентаций  для  методического объединения учителей района.

 

Суслова Ольга Васильевна

Мои коллеги отметили положительные результаты и высокий уровень говорения на английском языке.

«Ольга Васильевна использует метод проектов на своих уроках не так давно, но её ученики уже успешно готовят и защищают свои работы. Виден интерес ребят к созданию проектов. Они успешно пользуются дополнительной литературой в поиске нужной информации, используют компьютерные диски и интернет. Думаю, что метод проектов результативен, и его нужно шире использовать в своей работе».

 

Заичка М.А.  учитель английского языка МБОУ «Алексеевская СОШ»

 

СусловаОльгаВасильевна

Литература

1.          Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. Журнал «Иностранные языки в школе» №2, 3 2000 г.

2.          В.П.Кузовлев. Учебник английского языка для 10-11 класса.

3.          Е.И.Пассов. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению (Пособие для учителей иностранных языков). М. Просвещение, 1995 г.

4.          Е.И.Пассов. Урок иностранного языка. И. Просвещение, 1988 г.

5.          Е.И.Пассов. Коммуникативность обучения в практику школы. Из опыта работы. М. Просвещение, 1985 г.

6.          Е.И.Пассов и другие. Учитель иностранного языка. Мастерство личность. М. Просвещение, 1993 г.

7.          Н.Г.Чанилова. Использование проектной методики на уроках немецкого языка. Журнал «Иностранные языки в школе» №4 2000 г.

Joomla SEF URLs by Artio