Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Оценочная деятельность учителя и развитие
умения контрольно-самооценочной деятельности у школьников

Туганова Людмила Ивановна

Основополагающие государственные документы последних лет, касающиеся школы «Концепция общего среднего образования», Закон Российской Федерации «Об образовании», реализация инициативы «Наша новая школа», предстоящая реализация ФГОС 2-го поколения ключевыми в идеологии новой школы называют идею развития, выделяя три важных направления:

  • школа является важнейшим фактором развития личности;
  • школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
  • систему образования и школу необходимо постоянно развивать.

 

Перед образовательными учреждениями, а самое главное, перед учителями ставятся новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств.

Школа призвана подготовить ребенка к жизни в условиях неопределенности и высоких темпов развития, то есть, к жизни в мире, о котором сам учитель не имеет четкого представления и это, на мой взгляд, парадокс наших дней.

В связи с этим, особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и инновационные технологии, ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые  дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя .

Контрольно-оценочную деятельность можно представить в трёх направлениях:

· контрольно-оценочная деятельность учителя;

· контрольно-оценочная деятельность учащегося в отношении самого себя (самоконтроль, самооценка);

· контрольно-оценочная деятельность учащихся в отношении друг друга (взаимоконтроль и взаимооценка).

На своих  уроках ( я учитель истории и обществознания) использую различные виды контроля (устный опрос, сообщения,  самостоятельные работы, тематические проверочные работы, итоговые контрольные работы), формы организации учебной деятельности (коллективную, индивидуальную, парную). Очень похоже на те виды, которые мы используем в традиционной школе, но подход иной. В чем же произошли кардинальные изменения?

Тестовые диагностические работы,направленные на выявление освоения отдельных предметных операций с целью дальнейшей коррекции, как со стороны учителя, так и самими учащимися. И на тестовые работы я делаю основной упор, так как в дальнейшем моим учащимся приходится сдавать историю и обществознание  как государственные выпускные экзамены.

Самостоятельная работа учащихся.Особенность такого вида работы заключается в том, что самостоятельность действий учащихся не сводится только к выполнению предложенных заданий, но и включает самостоятельный контроль и оценку своих действий. Результаты данных работ учителем специально не проверяются и никак не оцениваются. Такие работы проводятся регулярно после определенного этапа освоения учащимися, каких- либо знаний, как правило, после коллективной (групповой) работы. Задача таких работ - определение самими учащимися уровня освоенного предложенного материала, корректировка работы.  После самостоятельной работы целесообразно провести  коллективный разбор выполнения поставленных учителем заданий, при котором учащийся может проверить правильность не только решения задач, но и способы контроля, и объективность своей оценки выполненной работы.

Проверочная работа. Данный вид работы в целом напоминает обычную контрольную работу, которую проводят педагоги в традиционной школе после изучения определенной большой темы и ставят своей целью проверку усвоения учащимися определенных знаний, умений и навыков.

Творческие работы. Данный вид работы в целом напоминает обычную контрольную работу, но учащиеся показываю свои умения мыслить в нестандартных для них условиях, и часто размышлять и думать над нестандартными вопросами и заданиями.

В настоящее время, в наш стремительный век,  перед учителем стоит важная задача: развить у учащихся умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания – незнания», а самое главное уметь выполнять  осознанную работу над своими ошибками.

 

Joomla SEF URLs by Artio