Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Рубанова Ольга Юрьевна

Учитель математики ГБОУ  школа №38

 

 

Как мы все знаем, в каждом классе есть дети с разными способностями. Дети отличаются характером, типом мышления, темпераментом и т.п. Учителям нужно учитывать способности каждого и в то же время они должны обучать класс, как единую группу.

Необходимо понять, что успех, эффективность учебного процесса определяется, в конечном счете, характером деятельности учащихся. Каков бы ни был учитель, как бы он хорошо ни знал свой предмет, но если он не сумел вызвать и организовать собственную творческую деятельность учащихся, содержательное и разумное их общение, большого успеха он не добьется.. Учитель должен стать наставником, консультантом, организатором учебной деятельности, который помогает ученику понять смысл целей, действий и результатов.

Руководить учебной деятельностью учащихся - это не только планировать, готовить материал и проводить уроки, организовывать изучение учебной программы, но и следить за тем, чтобы каждый ученик ощущал в классном коллективе личное эмоциональное благополучие. В классе не должно быть отвергнутых детей и других эмоционально неблагополучных учащихся.

Можно учиться в коллективе , где сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее "схватывает" новый материал, быстрее его усваивает, и учитель в большей мереопирается именно на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы все четко понять, ему не хватает характера, чтобы задать учителю вопросы, соответственно он не может быстро и правильно отвечать и только "тормозит" учебный процесс.

Можно учиться индивидуально, используя соответствующие методики и учебные материалы. Тогда ученик замыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Его абсолютно не интересует, как дела у соседа. Если материал ему не дается, это его проблемы.

А можно учиться по-другому, когда рядом с тобой твои товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, можно обсудить решение очередной задачи.

 

За время работы в школе, самая большая проблема которая меня волновала- это как учесть возможности и способности каждого учащегося, как помочь развитию познавательной деятельности личности и получение ею наибольшего объема знаний, доступных ей. Как способствовать наибольшему раскрытию творческого потенциала учащихся.

Проще работать в классе, в котором  уровень учащихся приблизительно одинаковый. Необходимость «разрываться» между сильными и слабыми учениками у учителя отпадает. У слабых учащихся  не возникает чувство неполноценности, им не приходится прятать свое непонимание предмета за маской безразличия к нему. В таком классе нет постоянных реплик со стороны сильных учеников: « А что делать дальше? Я уже выполнил все задания .» Другое дело, класс в котором уровень учащихся разный. При работе с таким классом кто то все время норовит «выпасть» из учебного процесса, то сильный, то слабый, так как материал ориентирован на среднего ученика. В результате возникают пробелы в обучении, теряется интерес у сильных учеников, потому что «здесь нечего делать». И у слабых, потому что «опять ничего не понял». И вообще зачем напрягаться, все равно  ничего не получается. Конечно, учитель остается недоволен итогами своей работы. Приходилось приглашать на дополнительные консультации группу отстающих учащихся для того чтобы опять объяснить материал. К моему удивлению те дети,которые никогда не принимали участия в  уроках, даже демонстративно игнорировали предмет, ссылаясь на то , что им это не интересно и в жизни это не пригодится, вдруг начинали втягиваться в процесс обучения. Они активно задавали вопросы, выходили к доске, старались выполнять задания самостоятельно. В группе отстающих стали выделяться свои « сильные» ученики, которые с радостью помогали другим объяснять материал. А те, кто еще не мог разобраться с заданиями, очень старались вникнуть в суть дела, ведь отстающих оставалось все меньше и меньше. В начале работы в такой группе нет страха перед тем, что можно услышать в свой адрес обидные слова от более сильных одноклассников. Ведь они сами видят, что находятся на одном уровне. А дальше все зависит от тебя самого. Что интересно, на уроке, когда собирается весь класс, на лицах детей, приходящих на консультации опять безразличие. А после урока вопрос. «А на дополнительные оставаться?» Это наводит на мысль о работе на уроке в группах.

 

 Именно по этому я стараюсь так спланировать и построить свои уроки, чтобы ориентир был не на какую-то  усредненную массу учащихся, а на совершенно конкретную личность обучающегося. Все свои уроки я стремлюсь строить исходя из того, какую учебную базу имеют  дети  на сегодняшний день, и что целесообразно на этом фундаменте развить. Так же необходимо помочь ребенку поверить в свои силы, способности. Класс можно разбить на различные группы:

1)  по уровню знаний

2)  по поставленной задаче

3)   по месту расположения в классе ( ряд, колонка. )

4)  по желанию учащихся

5)   по списку журнала

Групповой способ обучения применим на всех типах уроков:

1)  группового изучения нового материала

2)  уроках, построенных на взаимообучении учащихся в группах

3)  уроках углубления знаний

4)  решения задач

5)  уроках деловых или дидактических игр

6)   уроках – соревнованиях

7)   пресс- конференциях

8)  семинарах

9)  уроках, которые ведут учащиеся

10) уроках творчества

11) уроках – консультациях

12) зачетах

Так как групповая форма обучения является в условиях классно- урочной системы одним из средств дифференциации и индивидуализации обучения, учитель освобождается  от ряда контрольных, оценочных и обучающих обязанностей, которые передаются ученикам, и может больше внимания уделить организации творческого учебного процесса. Такой способ обучения реализует творческий подход к преподаванию и этим повышает интерес к занятиям, способствует развитию творческих способностей и познавательной активности школьников. Деятельность учебных групп интенсифицирует процесс обучения, воспитывает трудолюбие, чувство взаимопомощи и умение работать в коллективе.

. На обычном уроке воспитательное взаимовлияние учеников пресекается учителем: «Не разговаривайте!», «Не подсказывайте!»… На уроках же группового обучения всё наоборот: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга!

 Все эти «плюсы» я и стараюсь использовать при реализации своей педагогической задачи, а так же пытаюсь стимулировать учащихся для выбора более трудной цели на уроках математики.

Первое, что я сделала- это разбила класс на три группы сложности 1; 2 и 3 Для этого, в самом начале учебного года, после повторения, была проведена письменная работа по результатам обученности за предыдущий год, которую мы назвали «Твоя математическая визитка». В первую группу сложности было отобрано 5 человека, но еще двое пожелали работать именно в этой группе. Одна девочка из этих двоих  работает в этой группе и сейчас, вторая же  отказалась через месяц, чувствуя, что не справляется, в третьей группе было 12 человек. Остальные – вторая группа. Для каждого уровня сложности  подбиралась классные, домашние., контрольные и самостоятельные работы. На оценку работа в группах не влияла. Можно было, работая в третьей группе получить высшую оценку при условии 100% выполнения задания. При этом учащийся мог по желанию перейти в группу с более высокой сложностью заданий. Какой сложности подбирались задания для групп? Задания группы №3- Знание теории и механическое ее применение к решению простых задач. Группа №2- знание теории, умение ее применять, но предварительно приводя это задание к общему виду. И группа №1- знание теории, умение ее применять в сочетании с другими алгебраическими преобразованиями.

Например задания по теме « Построение графика  линейной функции»

Группа №3  Постройте график функции у=2Х-3

Группа №2  График  функции у = к х + в проходит через точку А (-10; - 23) и точку В (17; 31). Запишите уравнение функции и постройте ее график. 

Группа №1 Постройте график  линейной функции если известно, что он проходит через точку  М (-21; -45) и параллелен прямой у=2х+5 

На уроке геометрии группа №3 формулирует теоремы и определения, делает рисунки к ним. Группа №2 доказывает  теоремы и следствия из теорем. Группа №1 решает задачи, опираясь на знание теории.  

В первой группе стараюсь дать разнообразие форм и навыков решений, при этом разбираем их естественно при всем классе.

 

 Чего удалось добиться работая по группам сложности?

В группе №1 сейчас работает 8 человек, в группе №3 осталось 6 человек. Меньше стали списывать, так как задания подобраны по силам и по интересам.  Каждый может работать в меру  своих возможностей. Успеваемость по предмету  100%. Соответственно повысился и интерес к нему. Оценки выставляются, как за работу всей группы, так и индивидуально каждому учащемуся. Таким образом вся команда  отвечает за результат обучения каждого члена группы.

Очевидно, что система контроля и оценки групповых достижений должна отличаться от традиционных способов оценок индивидуальных учебных результатов. При групповом обучении у учащихся появляется чувство личной ответственности за успех команды. Вместе с тем основная идея групповой оценки заключается не только в том, что учащийся несет ответственность за результаты группы в целом, но прежде всего в том, что каждый учащийся должен ощущать свой индивидуальный вклад и видеть свой очевидный прогресс в обучении. Иными словами, в процессе оценки групповых учебных результатов должен соблюдаться баланс индивидуальных и командных интересов и достижений.

 

Joomla SEF URLs by Artio