Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Методы и приемы обучения

Титоренко Ирина Порфирьевна,
учитель ГБОУ №343

 

Методы обучения (от лат. – путь, способ) – способы работы учителя и учащихся, с помощью которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности. (Педагогическая энциклопедия)

Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие их умственных сил и способностей, овладение средствами самообразования и самообучения. Методы обучения характеризуются тремя признаками: обозначают цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения.

Классификация методов обучения:

I. По субъекту педагогического процесса:

- методы, которые применяет учитель – информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический;

- методы, которые применяют учащиеся – исполнительный, репродуктивный, поисковый.

II. По назначению (М.А.Данилов, Б.П.Есипов):

- приобретение знаний,

- формирование умений и навыков,

- применение знаний,

- творческая деятельность,

- закрепление,

- проверка знаний, умений и навыков.

III. По уровню самостоятельности познавательной деятельности учащихся (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин):

- объяснительно-иллюстративный,

- репродуктивный,

- проблемное изложение,

- частично-поисковый (эвристический),

- исследовательский.

IV. По дидактической цели (В.А.Онищук):

- коммуникативный,

- познавательный,

- преобразующий,

- систематизирующий,

- контрольные методы.

V. По направленности деятельности учителя и обучаемых (Ю.К.Бабанский).

По мнению Ю.К.Бабанского, приемы выделяются в каждом из основных методов обучения, т.е. приемы деятельности учителя и соответствующие им приемы деятельности учеников, сливаясь воедино, «конструируют» метод обучения.

Проблемно-поис­ковые методы обучения включают в себя следующие приемы:

- приемы создания проблемных ситуаций — постановка проблем­ных   вопросов,   проблемных   задач,   проблемных   опытов   и  др.;

- приемы формирования учебных гипотез по разрешению проб­лемных ситуаций — высказывание предположений о причинах явле­ний, о связях между понятиями, величинами и пр.;

- приемы доказательства учебных гипотез — доказательства на основе сравнений, логических рассуждений, проведения учебно-исследовательских опытов и пр.;

- приемы формулирования новых учебных выводов, обобщений и пр.

Репродуктивные методы обучения имеют основной целью пере­дачу учителем и запоминание учениками учебной информации:

- запоминание по ассоциации,

- запоминание путем заучива­ния,   повторения  и  воспроизведения  учебного  материала   и  др.

Логические методы обучения (индуктивные, дедуктивные, а так­же аналитические и синтетические и др.):

- приемы выделения главного, существенного в изучаемом материале,

- приемы классификации, установления ана­логии, обобщения, систематизации, конкретизации и др.

Метод самостоятельной работы учеников предполагает сочетание таких приемов, как ин­структирование о задачах и порядке выполнения задания, о наи­более рациональных приемах деятельности самих учеников:

- приемы применения алгоритмов решения определенных типов задач,

- приемы составления плана, тезисов, конспектов и др.

Беседа, как метод обучения:

- приемы постановки вопросов в оп­ределенной логической последовательности,

- приемы постановки наводящих вопросов,

- приемы активизации всех учеников в беседе,

- приемы коррекции ошибочных ответов,

- приемы формулирования вы­водов, обобщений, резюме, оценки деятельности учеников.

Упражнение, как метод обучения:

- приемы сообщения условия задачи,

- приемы записи условия за­дачи (текстом, в виде схем, зарисовок и пр.),

- приемы планиро­вания выполнения упражнения,

- приемы фиксации хода выполнения упражнения,

- приемы анализа результатов выполнения упражнения,

- приемы самоконтроля, оценки правильности полученного ответа и пр.

Таким образом, каждый метод состоит из определенных прие­мов деятельности учителя и учащихся. Только сочетание приемов образует определенный метод обучения. Важна и последовательность применения соответ­ствующих приемов. Одни и те же приемы могут входить в разные методы обучения, но в сочетании с другими приемами они образуют уже совершенно другой метод обучения, чем в первом случае. Напри­мер, приемы запоминания входят в репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения. Но если в первой группе методов они играют решающую, основную роль и доминируют над всеми другими приемами обучения, то в проблемно-поисковых методах они уже не занимают центрального места и в основном способствуют запо­минанию полученных в результате проблемных рассуждений резуль­татов.

Методы обучения в определенной ситуации, когда они выпол­няют частную роль в более широком методе обучения, могут высту­пить в роли приема обучения. Приемы обучения могут в опреде­ленных условиях выполнять функции метода обучения.

 

 

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio