Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Статья

Использование педагогических технологий как фактора повышения эффективности образовательного процесса

Александрова Татьяна Алексеевна,
учитель математики ГБОУ СОШ №552
Пушкинского района Санкт-Петербурга

Сегодня  для становления учителя как личности просто необходимо его приобщение к возможностям современных технологий, овладение подлинной информационной культурой, которая открывает ему и его ученикам путь к достижению одной из главных целей образования: от диалога людей и культур через выявление и развитие творческого потенциала личности прийти к взаимообогащению и продуктивному взаимодействию человеческих сообществ.

Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

В данной статье представлен материал о педагогических технологиях, используемых преподавателями в обучении и образовании школьников. Особое внимание уделено технологии проектного обучения.

Содержание:

1.     Понятие « педагогические технологии»

2.     Определения педагогической технологии

3.     Функции и признаки педагогической технологии.

4.     Классификация технологий

- по уровню применения;

- по организационным формам;

- по типу управления познавательной деятельностью;

- по подходу к ребенку;

- по ориентации на личностные структуры;

- по характеру содержания и структуры.

      5.  Работа педагога с педагогическими технологиями.

      6.  Технология проектного обучения.

      7.  Заключение.

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.

Педагогика должна дать направление  этим случайностям.
В. Ф. Одоевский

Термин "педагогические технологии" появился в США первоначально как термин "технологии образования".

В отечественной научно-педагогической литературе этот термин появился в начале 1970-х годов в связи с активным внедрением в учебный процесс технических средств обучения.

Педагогическая технология разрабатывается для достижения определенной учебно-воспитательной цели. Она индивидуальна для каждого педагога и предпола­гает отбор методик, направленных на изучение личности, последовательную дея­тельность педагога и анализ достижения цели на каждом этапе воспитательного процесса.

Слово «технология» образовано о греч.: techne – искусство, мастерство, умение; logos – слово, понятие, учение, наука. Понятие педагогической технологии связано с понятиями методы, средства, методика, педагогическая техника.

Термин «педагогическая технология» в 20-е годы XX века. Это было вызвано внедрением в учебный процесс новых технических средств.

Макаренко А.С. в «Педагогической поэме» писал: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные стороны производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, нормирование, контроль, допуски и браковка».

Понятие « педагогическая технология» стало активно использоваться в начале 1960-х гг. в Англии и США. В 70-е годы к нему относили все то, что касается совершенствования учебного процесса и средств обучения.

Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе и приводящая к намеченным результатам. Это система, в которой последовательно реализуется заранее спроектированный учебно-воспитательный процесс, гарантирующий достижение педагогических целей.

В узком смысле слова педагогическая технология – это совокупность способов организации учебно-воспитательного процесса или последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей.

Педагогическая технология представляет собой совокупность способов педагогического взаимодействия последовательная реализация которых создает условия для развития участников педагогического процесса и гарантирует решение педагогических задач.

Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий - термина, ставшего довольно популярным в последнее десятилетие:

Приведу   трактовки данного понятия разными авторами.

Ю.П.Азаровопределяет педагогическую технологию как способность учителя создавать условия для саморазвития ребенка.

Н.Е.Щурковапонимает под педагогической технологией «операционное обеспечение» функций педагога по отношению к воспитаннику.

Ф.А.Фрадкиндает следующее определение: это системное, концептуальное, нормативное, объективированное, инвариантное описание деятельностей учителя и ученика, направленных на достижение образовательных целей.

И.П.Волковсчитает, что педагогическая технология – это описание процесса как достижения планируемых результатов обучения.

В.П.Беспалькоопределяет педагогическую технологию как проект, модель педагогической системы, реализуемой на практике.

В.В.Сериковопределяет педагогическую технологию как процессуально-методическую характеристику педагогической деятельности.

В.М.Монаховопределяет педагогическую технологию как упорядоченную систему процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного планируемого результата.

Педагогическая технология – это направление в педагогике, которое ставит целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения. Педагогическая технология направлена на выявление принципов и разработку приемов оптимизации образовательного процесса, анализ факторов, повышающих образовательную эффективность.

Функции педагогической технологии:

1) организационно-деятельностная;

2) проектировочно-прогностическая;

3) коммуникативная;

4) рефлексивная;

5) развивающая.

Идеи, лежащие в основе современных технологий:

- демократизация (передача части функций учащимся);

- гуманизация (отношения сотрудничества);

- развитие социальной компетентности учащихся (взаимодействие с другими людьми и др.);

- развивающий и личностно-ориентированный характер;

- деятельностный подход;

- системный подход;

- компетентностный подход и др.

Признаки педагогических технологий:

- содержательность (концепция, замысел и позиция автора);

- эффективность (гарантированность достижения результата);

- экономичность (оптимизация труда учителя и учащихся);

- воспроизводимость (в широких масштабах любым учителем, без потери результата);

- корректируемость (возможность использования обратной связи);

- предусматривают взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся);

- наличие диагностических процедур, показателей, критериев, инструментария измерения результатов деятельности.

КЛАССИФИКАЦИЯ  ТЕХНОЛОГИЙ

По уровню применения технологии бывают:

-общепедагогические (характеризуются целостностью педагогического процесса в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения).

-частнопредметные (совокупность средств и методов для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках предмета, например, иностранного языка).

-локальные или модульные (используются в отдельных частях учебно-воспитательного процесса)

По организационным формам технологии бывают:

-альтернативные;

-классно-урочные;

-академические;

-клубные;

-индивидуальные;

-групповые;

-коллективных способов обучения;

-дифференцированного обучения.

По типу управления познавательной деятельностью:

-традиционные ( классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение по книге);

-дифференцированное ( система малых групп, система « репетитор»);

-программированное ( компьютерное, программное, система «консультант»).

По подходу к ребенку технологии подразделяются на:

-авторитарные (педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик только объект. Эти технологии отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения);

-сотрудничества ( это демократизм. равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учение, находясь в соавторстве вырабатывают общие цели своей деятельности, содержание, дают оценки);    

- свободного воспитания (такие технологии предоставляют ребенку свободу выбора и самостоятельности в разных сферах его жизнедеятельности);

-личностно-ориентированные ( они ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для его развития);

-гуманно-личностные ( отличаются психотерапевтической педагогикой, направленной на поддержку личности. на помощь ей.);

-массовая (традиционная) технология ( школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика);

-технология продвинутого образования (углубленное изучение предметов и типична для гимназического, лицейского, специального образования);

-технология компенсирующего обучения ( используется для педагогической коррекции, поддержки. выравнивания, компенсации).

По ориентации на личностные структуры педагогические технологии подразделяются на:

-информационные (формирование школьных знаний, умений и навыков);

-операционные (обеспечивают формирование умственных действий);

-технологии саморазвития ( направлены на формирование способов умственных действий);

-эвристические (развивают творческие способности учащихся);

-прикладные (обеспечивают формирование действенно-практической сферы личности).

По характеру содержания и структуры технологии бывают:

-обучающие;

-воспитательные;

-светские;

-религиозные;

-общеобразовательные;

-профессиональные;

-гуманистические;

-технократические;

-моно- и политехнологии;

-проникающие.

        В педагогике насчитывается более сотни технологий. Конечно, многое зависит от педагога, от его компетентности и желания работать.

Работа педагога с педагогическими технологиями. Педагогическая технология является компонентом профессиональной компетентности педагога. Она опирается на педагогическое сознание и педагогическую технику, осознание того «какой я педагог?». Прежде, чем использовать тот или иной технологический прием педагог соотносит его со своей педагогической типологией, индивидуальной профессиональной «Я-концепцией», окрашивает своей индивидуальностью, продумывая, для чего он использует этот прием, что дает его использование. Педагогическая технология является результатом рефлексии педагогом педагогического взаимодействия.

Основные принципы педагогических технологий - принцип воспитывающего обучения, - принцип развивающего обучения, - принцип создания успеха в обучении, развитии, воспитании, -принцип стопроцентной обратной связи, - принцип регулярного повторения, - принцип оптимального психического напряжения, - принцип максимального участия учеников в учебном процессе, - принцип ориентации на зону ближайшего развития, - принцип объединения педагогов и учащихся едиными целями.

Предметно – ориентированные технологии обучения (руководствуются системным подходом в своей деятельности ) - технологии уровневой дифференциации; - концентрированного обучения; - вузовские технологии обучения в школе

Технологии личностно – ориентированного образования(ориентируются на свойства личности и её формирования_) - диалоговые технологии; - игровые технологии; - компьютерные технологии ;- технологии развивающего обучения;- педагогика сотрудничества;- технология индивидуализации обучения;- проблемное обучение.

Технология дифференцированного обучения

-Внешняя дифференциация создание на основе определенных принципов (интересов, склонностей, способностей, достигнутых результатов, проектируемой профессии) относительно стабильных групп, в которых содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования различаются.

-Внутренняя (уровневая) дифференциация совокупность методов, форм и средств обучения, применяемых с учетом индивидуальных особенностей учеников на основе выделения разных уровней учебных требований

В технологиях дифференцированного обученияи связанных с ним групповых технологиях основной акцент сделан на дифференциацию постановки целей обучения, на групповое обучение и его различные формы, обеспечивающие специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Диалоговые технологии обучения

Типы диалога

Характеристика

Мотивационный

Отражает интерес его участников к теме, диалогической форме общения.

Критический

Характеризует критическое осмысление содержания диалога, гипотетическое рассмотрение любых решений проблемы.

Конфликтный

Отличается противоречивостью отношения личности к предмету проблемы.

Самопрезентирующий

Демонстрация личностью выгодного для нее имиджа.

Автономный

Внутренний диалог, выражающий проведение защитной реакции личности.

Рефлексивный

Указывает на способность личности вести самоанализ.

Самореализующий

Характеризуется моментом утверждения, самораскрытия личности.

Смысло-творческий

Характеризуется поиском личностью ценностей.

Духовный

Глубинное проникновение в содержание, друг в друга.

Игровые технологии

Компоненты

  мотивационный;

  ориентационно-целевой;

—  содержательно-операционный;

—  ценностно-волевой;

—  оценочный

Значение игровой технологиисостоит в том, что она создает особый тип взаимоотношений между учителем и учеником – партнерские.

В технологиях развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности, каждый из которых вносит свой специфический вклад в развитие личности. Важным при этом является мотивационный этап, по способу организации которого выделяются подгруппы технологий развивающего обучения, опирающиеся на:

  • познавательный интерес индивидуальный опыт личности ;
  • творческие потребности ;
  • потребности самосовершенствования .

В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения.

           Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее эффективными являются обучение в сотрудничестве, игровые технологии, дифференцированный подход к обучению, технология проектного обучения.

Технология проектного обученияне является принципиально новой в мировой педагогике. Она  возникла в самом начале XX века. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Но суть ее остается прежней -стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.
Что такое проект? Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. Проект – это одна из форм исследовательской работы. В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.

Что такое проект для ученика?Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

  Что такое проект для учителя?  Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности. Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует развитию общеучебных навыков.

Классификация проектов может основываться по профилю знаний:

  • монопроекты – в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные темы или разделы программы; укладываются в классно-урочную систему;
  • межпредметные – по двум или более предметам; чаще выполняются во внеурочное время;
  • надпредметные – выходят  за рамки предметов.

Если проекты основываются на уровне контактов, то они могут быть:

  • внутриклассные – проекты, проводимые в одном классе;
  • внутришкольные – проекты, организуемые внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные;
  • региональные – проекты, организуемые между школами, классами внутри региона, внутри одной страны;
  • международные – в них реализуется диалог культур.

Классификация проектов может основываться по числу участников:

  • индивидуальные (личностные);
  • парные;
  • групповые.

По продолжительностипроекты могут быть:

  • краткосрочные (1 урок, максимум 3 – 6 уроков);
  • среднесрочные (1 – 2 месяца);
  • долговременные ( до года).

Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся:

  • исследовательские;
  • творческие;
  • игровые;
  • информационные;
  • социально-значимые.

Рассмотрим особенности проектов, основанных на доминирующей деятельности учеников. 

Исследовательские проектысовпадают со структурой реального научного  исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и  задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы. Примеры таких проектов: Роль главных чисел в жизни человека ( математика)

Творческие проектыне имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника. Такие проекты каждый из нас выполняет по должностным обязанностям классного руководителя. Ежегодно в сентябре в школе проходит месячник по ПДД. Учащиеся 5-х классов разработали и реализовали проект утренника для 1-классников.

Игровые проектытакже называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.

Информационные проектынаправлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. К такому виду проекта мы отнесли работу « Царское село в цифрах», в котором ученики 5 класса собрали интересные материалы об истории города, учреждениях культуры, образования и спорта нашего города.

Особенно большое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты.  Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников. Примером социально-значимого проекта может стать проект  «Дом, в котором я живу», «Чистый город».

А теперь остановимся на этапах работы над проектом.

1 этап – мотивационный

Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.

2 этап - планирующе-подготовительный

Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности,  делятся на группы. Главная цель – дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. В этом этапе обговариваем, где будем искать информацию, составляем план действий, собираем информацию.

3 этап - информационно-операционный

Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.

4 этап - рефлексивно-оценочный

Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.

Существует формы, позволяющих представить свою работу: презентация на конференции, выступление для определённого круга лиц, выставка достижений, концерт, спектакль, видеосюжет (фильм), слайд-шоу, web-сайт.

Проект готов. Работа над ним побуждает учеников не только глубоко изучить тему, но и освоить новые программы, использовать новейшие информационно- коммуникационные технологии. Несомненно,  здесь решаются многие задачи личностно ориентированного обучения. Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности

                Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Это не противоречит творческим процессам личностного совершенствования, так как каждая из педагогических технологий имеет собственную зону, в пределах которой происходит развитие личности.

Литература:

1.     Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. - М., 1977.

2.     Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.

3.     Глоссарий терминов по технологии образования. - Париж, Юнеско, 1986.

4.     Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М.: Просвещение, 1988.

5.     Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. - М.: Просв-е, 1988.

6.     Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.

7.     Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. - М., 1986.

8.     Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М., 1982.

9.     Щуркова Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина // Педагогика, N2, 1993. - с. 66-70

10.    Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 2001.

11.    Смирнов С.А. Педагогика. Теории, системы, технологии. М., 2006.

12.    Феоктистова В.Ф.. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Волгоград, 2011

13.     ПЕДФОРУМ

Joomla SEF URLs by Artio