Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Рянжина Елена Николаевна,

учитель английского языка I кв. категории

ГБОУ  №634 с углубленным изучением английского языка

Приморского района Санкт-Петербурга

 

 

Всё кажется сложным, пока не становится лёгким.

Saadi- персидский мыслитель, поэт-моралист.

В своих произведениях он ставил сложные философские и этические вопросы. «Всё кажется сложным, пока не становится лёгким».Я работаю в школе 10 лет. На протяжении этого времени, я не только обучала детей, передавая им свои знания, но и училась сама. То, что я работаю учителем не означает, что мне не надо учиться и самосовершенствоваться. Мир так стремительно меняется и новые технологии неустанно завоевывают все сферы нашей жизни, что нам необходимо идти в ногу со временем. Учитель, который не разбирается в современных аспектах жизни - он не интересен ученикам. И мы должны владеть компьютерными знаниями не хуже ученика. Конечно, не все так просто дается, но когда начинаешь преодолевать препятствия, все становится легко. Это высказывание настолько точно передает суть нашей работы, что поражаешься мудрости этих слов. Все, что я делаю в процессе моей работы, достигается через огромный труд, невероятное упорство и каждый раз думаешь, как донести до каждого ученика поставленную цель, как работать с каждым и в отдельности, и какой колоссальный объем работы нужно проделать, чтобы достичь желаемого результата.

Я начинаю свою статью с этого высказывания, потому что придерживаюсь точки зрения, что главные задачи учителя - научиться самому и научить ученика учиться, несмотря на то, что возникает немало вопросов: с одной стороны, как вызвать интерес к предмету, как добиться активности на уроке, как эффективно использовать новые методы и технологии, как повысить мотивационный потенциал учащихся.

С другой стороны, как самому учителю не потеряться в объеме образовательных и компьютерных программ, как научиться использовать их наиболее эффективно и целесообразно. Как мы видим, эту позицию можно рассматривать с двух разных сторон: с точки зрения обучения детей и с точки зрения самосовершенствования и самообразования учителя. С точки зрения учителя, он должен постоянно самосовершенствоваться, искать эффективные методы обучения, создавать условия, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Очень важен обмен опытом работы не только с учителями английского языка, но и учителями других предметов, необходимо постоянно оказывать помощь начинающим учителям.

В качестве одной из своих задач я рассматриваю повышение эффективности учебного труда в каждую единицу времени, то есть оптимальную интенсификацию труда. К её основным составляющим относятся: повышение целенаправленности обучения, усиления его мотивации, информационной ёмкости содержания образования, применение современных методов обучения, активизация методов обучения, активизация темпов учебных действий, развитие рефлексивных навыков труда, использование компьютеров и других новейших информационных технических средств обучения.

На протяжении своей многолетней работы я проводила различные опросы, анализировала свою работу и размышляла по поводу эффективности обучения в школе, обращаясь ко многим научным источникам. Вот, например, американский исследователь К. Роджерс, размышляя по поводу эффективности обучения в школе, пишет: «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно».

Это наводит на размышления, что современная школа обучает только 10% учащихся. Объяснение очень простое: только "п- "количество людей способно учиться с книгой в руках. Говоря другими словами, обучение в школе должно строиться иначе, по- другому, чтобы методы обучения были приемлемы для всех учащихся, чтобы работать одновременно со всеми и с каждым отдельно. Один из вариантов организации учебного процесса - использовании педагогом своей деятельности методов интерактивного обучения, т.е. обучение с использованием компьютерных технологий.

В последние годы всё чаще обсуждается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам в современной школе является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком, т.е. подготовка учащихся к применению знаний иностранного языка в реальной жизни.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах, проектная методика, разноуровневое обучение, с использованием информационных технологий, Интернет - ресурсов позволяют реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках я организую индивидуальную, парную и групповую работу, а также применяю исследовательские проекты, ролевые игры, привлекаю учащихся к работе с документами и различными источниками информации, использую творческие задания.

Бытуют опасения, что техника может вытеснить учителей. Некоторые учителя скептически относятся к такой методике: "Зачем это нужно? Имеется много новых учебных пособий, аудио и видео программ, да, и лучше самого учителя никто не научит". Возможно, они правы. Но я и не говорю, что живого учителя надо заменить на электронного. Как вспомогательные средства обучения иностранному языку, компьютерные программы имеют свои преимущества. Они позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся, компьютеры занимаются с каждым столько, сколько нужно. Особое внимание детям, отстающим в учёбе. Мультимедийные средства позволяют учителю корректировать учебные планы исходя из интересов и возможностей отдельных учеников. Учащиеся могут использовать мультимедийные элементы в своих домашних работах, передавая их в электронной форме на дискете или через Интернет.

Обучение языку с помощью компьютера, безусловно, имеет ряд преимуществ:

а Огромный мотивационный потенциал.

• Индивидуализация обучения.

•         Оперирование большими объемами информации.

•         Комплексное воздействие на каналы восприятия.

•         Неограниченное количество обращений к заданиям.

•         Немедленная обратная связь.

В заключение, хочу выделить некоторые принципы интерактивного подхода к обучению иностранным языкам

^ взаимное общение на иностранном языке с целью принятия и продуцирования аутентичной информации, одинаково интересной для всех участников, в ситуации, важной для всех;

^ совместная деятельность, характеризующаяся взаимосвязью трех объектов: производителя информации, получателя информации и ситуативного контекста;

изменение традиционной роли преподавателя в учебном процессе, переход к демократическому стилю общения;

рефлективность обучения, сознательное и критическое осмысление действия, его мотивов, качества и результатов как со стороны преподавателя, так и учащихся.

При этом, эффективность процесса обучения зависит от реализации следующих принципов:

комплексного подхода к процессу обучения на коммуникативно-ситуативной основе; интерактивности; дифференцированного подхода; учета индивидуальных особенностей; вариативности режима работы;

проблемности (как при организации учебных материалов, так и самого учебного процесса).

Эти строки в какой-то мере характеризуют процесс обучения с помощью компьютерных технологий. Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ вызвали огромный интерес у учащихся. Существующие сегодня CD- ROM-диски позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видеоизображения. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке в микрофон, при обучении грамматических явлений - каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов и т.д.

Существующие сегодня в продаже компьютерные обучающие программы по иностранным языкам не всегда отвечают основным требованиям школьных программ, они предназначены, в основном, для индивидуальных занятий, для самостоятельного изучения иностранных языков. И, в то же время, без опытного преподавателя такой способ изучения языка является мало эффективным. Для того, чтобы учитель мог грамотно использовать эти программы, он должен владеть базовыми знаниями использования обучающих программ.Яжеиспользуюнаурокахтакиекомпьютерныепрограммы, какTriple play plus in English, English on holidays, English Gold, "Hello, America!", "Bridge to English", "Professor Higgins", "English for communication". Практически к каждому разделу учебника можно подобрать материал одной из названных программ и использовать её фрагмент на уроке, как вспомогательное средство при введении нового лексического или грамматического материала, отработке произношения, при обучении диалогической речи, чтения и письма, а так же, при тестировании. Учащиеся работают с компьютерными программами не весь урок, а только часть его, примерно 10-15 минут. Часто мне приходится разрабатывать какие-то темы самостоятельно или сотрудничать с коллегами, например, создавая презентацию в PowerPoint.

Следует признать, что интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Интерактивное обучение в какой то степени развлекательная и увлекательная форма. Детям легче использовать информационные технологии, вовлекая их в более сложные темы. Здесь я имею в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Каждый ученик независимо от его знаний и способностей вносит посильный вклад в достижение поставленной задачи. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем я заметила, что обычно это происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. У каждого учащегося появляется чувство, что он сам может чего-то достигнуть.

Joomla SEF URLs by Artio