Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Дистанционное обучение - как одна из главных
инноваций современной школы

Александрова Нина Вячеславовна,
учитель математики, заместитель директора по УВР;
Игнатова Светлана Петровна,

учитель информатики, заместитель директора по УВР,
ГБОУ школа №580 Приморского района Санкт-Петербурга

 

Школа сегодня – это современная информационная среда, где в каждом классе есть автоматизированное рабочее место учителя, презентационное оборудование, информационные панели.Электронные учебники и виртуальные тетради идут на смену, так привычным нам с детства, бумажным. Современный урок  невозможно представить без использования интерактивного оборудования, а на переменах школьники погружаются в свои гаджеты.  Развитие глобальных сетей создало принципиально новые условия для получения образования.

Обладание навыками использования средств информационных и коммуникационных технологий, основами информационной и коммуникационной культуры, умением адаптироваться в условиях стремительной смены информационных потоков и технологий является непременным требованием современного рынка труда.

На сегодняшний день одной из самых главных инноваций современной школы в Российской Федерации можно считать дистанционное обучение. Под дистанционным обучением понимается особая форма обучения, которая имеет место в случае территориальной удаленности обучающегося от педагога и при наличии особых технических средств коммуникации.

Дистанционное обучение с помощью Интернет-технологий способствует формированию нового образовательного окружения, в котором дети с ограниченными возможностями смогут реализовать свой потенциал, вести активную жизнь, повысить уверенность в себе и получить качественное образование. Новая среда обучения открывает учащимся также возможности практиковать свои навыки работы с Интернет и компьютерными технологиями, что может оказать сильное влияние на их развитие и дальнейшую профессиональную ориентацию. 

Специфика сетевого общения как особого вида коммуникации способствует тому, что возникающие в процессе человеческой коммуникации специфические барьеры, которые носят социальный или психологический характер, при дистанционном общении исчезают совсем, либо уменьшается их значимость. Главную роль играют личные качества обучающихся, их способности, стремление к получению знаний, физические же недостатки отходят на второй план.

Можно выделить следующие направления пути реализации дистанционного обучения в школе:

- сотрудничество  на персональном сайте или блоге учителя, созданном с целью организации индивидуальной работы с учащимися. Любой из учащихся найдет на нем дифференцированные самостоятельные и контрольные работы по изучаемой теме. Можно не только проверить правильность выполнения задания и сравнить ответы, но и просмотреть предлагаемое подробное пошаговое выполнение задания. Предварительные задания, аналогичные контрольным, позволяют ребенку с ОВЗ потренироваться в их выполнении.

- личный контакт с больным ребёнком и общение в программе “Skype”. Общение учащихся с педагогами и друг с другом осуществляется на on-line практических занятиях и консультациях.

-«Виртуальный класс», созданный на основе оболочки дистанционного обучения Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Moodle представляет собой систему управления содержимым сайта, специально разработанную для создания как дистанционных, так и online-курсов. Система предоставляет широкие возможности для коммуникации, позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач, осуществлять взаимообмен знаниями. В Moodle возможно создавать и применять в обучении новые способы обучения, такие как электронные конспекты, энциклопедии, тесты, глоссарии, анкеты, виртуальные лаборатории и т.д.

Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и больными детьми. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения:  каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него ритме; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины, той или иной темы, появляется возможность организовать щадящий режим обучения, сокращая количество часов учебной нагрузки, нормируя количество времени, проводимого за компьютером, многократно возвращаясь к изучаемому материалу при необходимости.Он может учиться, не выходя из дома и в удобное время, имеет доступ к различным источникам информации, электронным справочникам, библиотекам и словарям, удаленным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через сеть Интернет. У ребенка появляется возможность пользоваться обширными электронными информационными фондами, увеличиваются способы доступа к ним, расширяется его информационно-познавательное поле, позволяющее поддерживать мотивацию и интерес к учебе, а также способствует его интеллектуальному развитию.

Внедрение дистанционного обучения как инновационной технологии выявило ряд проблем, требующих своего разрешения.  Они связанны с высокими материальными затратами на техническую основу обучения (обеспечение оборудованием, высокоскоростным интернетом); технологической готовностью участников образовательного процесса; готовностью участников образовательного процесса к коммуникации в сети; педагогической и методической готовностью педагогов; обеспечением технической поддержки и обслуживания каналов связи и комплектов оборудования.

Возможности дистанционного обучения практически безграничны, виртуальная среда действительно помогает преодолевать условные границы и преграды. Таким образом, посредством современных информационных и телекоммуникационных технологий происходит интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в  общество.

 

Литература

1.  Менделеева В.А. Образование дистанционное и обычное: преимущества и недостатки. Потенциал, № 4, 2011.

2.  Евреинов Э.В., Каймин В.А. Информатика и дистанционное образование. М.: “ВАК”, 2008.

3.  Дистанционное образование детей-инвалидов : зарубежный опыт : учеб. пособие / М-во образования и науки РФ, ГОУ ВПО ТГПУ им. Л.Н. Толстого ; авт.-сост. В.Н. Андреев [и др.] ; под ред. Н.А. Шайденко, Ж.Е. Фомичевой. – Тула : Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010.

4.  Достоинства и недостатки дистанционного обучения // "Образование: путь к успеху". - Уфа, 2010.

5.  Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья : основные положения / Н.Н. Малофеев [и др.] // Дефектология. – 2010. – № 1.

6.  М. С. Мясникова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.).  — Уфа: Лето, 2013

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio