Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Дистанционная подготовка школьников по общеобразовательным дисциплинам.

О.И. Лазо

Н.Н. Лузанова

 

В предлагаемой статье мы познакомим вас с опытом использования Веб-сайта негосударственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Экспресс» Санкт-Петербурга для дистанционного обучения учащихся.

НОУ «Экспресс» работает уже 12 лет. Особенностью школы является то, что все учащиеся проходят обучение в форме экстерната. Поэтому вариант дистанционной подготовки для многих решил не только образовательные задачи, но и помог в организации процесса обучения. Стало заметно, что учащиеся больше уделяют внимания планированию изучения материала, рассчитывают свои силы, не полагаясь на учителя. Этот момент всегда вызывал определенные сложности: для каждого экстерна выстроить образовательный маршрут. Сейчас ответственность за создание маршрута все больше становится ответственностью экстерна. Говорить о системных изменениях пока рано, но все-таки изменения, и в отношении к своему учению, к распределению учебного времени, то есть к формированию умений организовать свою учебную деятельность, зафиксировать можно уже сегодня.

* На сайте www.express-externat.spb.ru расположен раздел дистанционного обучения. Главная задача создания этого раздела: организовать такую информационную образовательную среду, которая способствовала бы индивидуальному сопровождению учащихся.

Надо сказать, что первые попытки организовать дистанционную подготовку были связаны с клиент-серверной системой тестирования знаний на карманных персональных компьютерах. К сожалению, они себя не оправдали использование приостановлено. Мы не увидели в них существенной разницы с проведением тестирования на компьютере или просто на бумажных носителях, а обслуживание требовало постоянной поддержке и дополнительных затрат на смену тестов.

В существующем сегодня подходе, процесс использования дистанционных приемов обучения носит системный характер, охватывает сразу несколько направлений деятельности экстерна - от первоначального знакомства со всем массивом материалов, который необходимо изучить до описания вариантов прохождения итоговой аттестации.

Что же нового привнесло дистанционное обучение в образовательный процесс? Это прежде всего:

-система дистанционного обучения (на базе ПО Moodle);

-портал школы "Экспресс" (на базе CMS Joomla);

-аудио- и видео- конференции (на базе ПО Skype)

-хранилище данных с поиском, совместным доступом к документам и возможностью их публикации в Интернет (на базе сервиса Google Docs)

-средства дополнительного контроля за успеваемостью учеников для родителей (на базе ПО Moodle).

-почтовая система с персонально настроенными анти-спам фильтрами.

Одна из самых сильных сторон системы дистанционной подготовки школы- это широкие возможности для коммуникации. Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и учащимися, так и между самими учащимися. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях. Форум дает возможность организовать учебное обсуждение проблем, при этом обсуждение можно проводить по группам. К сообщениям в форуме можно прикреплять файлы любых форматов. Есть функция оценки сообщений – как преподавателями, так и учащимися. Чат позволяет организовать учебное обсуждение проблем в режиме реального времени. Сервисы «Обмен сообщениями», «Комментарий» предназначены для индивидуальной коммуникации преподавателя и студента: рецензирования работ, обсуждения индивидуальных учебных проблем. Сервис «Учительский форум» дает педагогам возможность обсуждать профессиональные проблемы.

Важной особенностью системы дистанционной подготовки является то, что система создает и хранит портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения в форуме. Для учащихся среднего звена это очень важный элемент, который способен показать приращение знаний, этапы «образовательного» взросления. Преподаватели могут создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной ведомости и в индивидуальной папке ученика.

Система позволяет контролировать “посещаемость”, активность учащихся, время их учебной работы в сети.

Что мы уже используем.

* лекции (электронные учебно-методические пособия, теле- и видео-лекции и лекции-презентации);

* практические занятия, в том числе семинарские и лабораторные занятия;

* конференции учебной группы с использованием электронной почты, неформальное общение обучаемых в ходе освоения тем курса

* консультации: индивидуальные и групповые (форум, chat -конференции);

* аттестация (тесты, контрольные работы) с АВТОМАТИЧЕСКОЙ оценкой, формированием портфолио обучающегося, полными отчетами о деятельности, журналы успеваемости, графики и т.д.

Система позволяет виртуально провести большинство этапов образовательного процесса. Надо отметить, что не все перечисленные выше элементы используются с одинаковой степенью успешности. Например, лекции (даже мини) не имеют планируемого эффекта. Ученики с большим удовольствием едут на встречу с учителем. Сложности пока вызывают и проведения видеоконференций, что связано, в первую очередь, с техническими сложностями.

Нельзя сказать, что процесс введения системы дистанционной подготовки не вызвал трудностей, с которыми пришлось столкнуться и администрации и учителям. Очевидно, что проблемы эти не специфические и, скорее всего, могут возникнуть в любом педагогическом коллективе, решившим поменять подход в образовательном процессе. С чем столкнулись мы и как преодолевали эти препятствия:

1.Низкий уровень подготовки учителей по информационным технологиям

Решения:

· Проведение тренингов и консультаций

· Внедрение интуитивно простых технологических решений (WYSIWYG редакторы, упрощенное добавление, редактирование и удаление информационных и образовательных материалов.

· Разработка инструкций и понятной документации.

2. Отсутствие мотивации у учителей на первом этапе введения дистанционного обучения.. Нельзя сказать, что учителя высказывались против введения дистанционного обучения, но и конкретных шагов для реализации не предпринимали, чему в большой степени препятствовало и отсутствие конкретных умений.

Решения:

· Разъяснение преимуществ информатизации, более эффективного использования времени педагогов и учеников.

· Материальная мотивация

Все учителя, которые выходят на новый уровень работы в Школе дистанционного обучения получили увеличение в почасовой оплате труда.

3. Недостаточная техническая база, слабое аАппаратное обеспечение.

Решение: в несколько раз увеличен компьютерный парк

4.Отсутсвие доступа в Интернет у всх участников образовательного процесса.

Решение: все компьютер не только в школе, но и дома у учителей оборудованы доступом в Интернет

Отсутствие реализованных технологических решений

Решение: разработка технологических решений .

В общей сложности подготовительная часть работы над проектом заняла три года. В это время мы постепенно внедряли то, что было возможно, готовили методические материал для дистанционной подготовки. Многое делали на «интуитивном « уровне, не всегда сразу находя правильные решения. Существенным на этом этапе было , кроме прочего, овладение навыками разговаривать на одном языке с системным администратором.

6. Дополнительные трудности методического характера: создание курсов для учащихся с особыми запросами.

Работа по этой проблеме ведется, она далека от завершения.

Структура образовательных модулей имеет стандартный характер: образовательный минимум по предмету, в который входят: глоссарий, ресурс, задание, форум, wiki, урок, тест и др.

Работа с образовательными ресурсами в разделе дистанционного обучения может осуществляться в режиме онлайн или офлайн, в зависимости от образовательной ситуации. Каждый ученик, согласно «Маршрутной книжке учащегося», работает в выбранном темпе и изучает предметы курса в предпочтительной для него последовательности и временном режиме. Предусмотрены промежуточная и итоговая аттестация в виде выполнения тестовых, итоговых зачетных и проектных работ.

* Оценивание учащихся проводится по десятибалльной шкале. Процент правильных ответов определяется автоматически и сразу поступает к учителю. Контрольные задания проверочного типа, учащиеся могут повторять многократно, а итоговый контроль – только один раз и за фиксированное время.

Настоящий период развития методов дистанционного обучения в нашей школе можно назвать периодом накопления опыта. Коллектив педагогов, создавая дистанционные курсы для общеобразовательных предметов, нарабатывает опыт, находят наиболее эффективные формы обучения. Основополагающей идеей работы НОУ СОШ «Экспресс» является идея приобщения учащихся к самообразовательной деятельности. Нам видится, что дистанционная подготовка учащихся, при накоплении соответствующего опыта работы, будет эффективно работать на нашу идею.

 

Joomla SEF URLs by Artio