Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Активное обучение: это просто

В современной школе возрастает роль развивающего личностно-ориентированного обучения.

Основными принципами этого обучения являются:

·                    каждый человек от рождения наделен способностями; развить их – важнейшая задача школы;

·                    знания, умения, навыки – это база, информационный фундамент для развития ученика;

·                    учебный процесс должен опираться на зону актуального развития учащихся (область наличных возможностей) и стимулировать продвижение в зону ближайшего развития (потенциальных возможностей);

·                    развитие и приобретение знаний осуществляется через учебную деятельность;

·                    учет индивидуальных психических способностей ученика;

·                    создание положительного эмоционального настроя и доверительной деловой атмосферы.

Деятельностный подход предполагает следующий принцип: ничего не давать в «готовом виде», знания и умения учащиеся должны «добывать» самостоятельно (под руководством педагога) в процессе личной работы – индивидуальной или в коллективе.

Для реализации принципов развивающего обучения используют методы активного и интерактивного изучения материала.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Активное обучение это переход от преимущественно программированных, регламентированных форм и методов организации процесса к развивающим, исследовательским, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества и обучения.

Активные методы становятся интерактивными в том случае, если они затрагивают не только  и не столько интеллектуальную сферу учеников, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, ценностные ориентации.

С применением активных методов обучения меняется роль учителя.20 – 30 лет назад в нашей школе учитель является источником «правильной» информации, «передатчиком» знаний следующему поколению. Основная цель для ученика была: усвоение определенной суммы знаний. Основные методы: «выучи наизусть», «делай как я».

В современной школе роль учителя меняется. Чтобы обучение стало эффективным, учитель должен организовать учебный процесс. Подход «Я говорю, вы слушаете, запоминаете и воспроизводите» теперь не актуален. Учитель создает наилучшие условия для развития мотивации учеников, строит работу свою в таком стиле, что учащиеся осознают: ответственность за получение их собственных знаний лежит на них самих. Учитель не передает свои знания, а организует совместную деятельность педагога и детей для приобретения новых знаний и развития учебных умений.

Любой метод, применяемый на уроке, может быть активным, если он стимулирует познавательную деятельность учащихся. Любой метод, применяемый на уроке, учитель может сделать активным.

Например. Тема урока «Электромагнитная индукция».9 класс. Учитель просит учеников написать одно предложение со словами, составляющими тему урока. Не важно, что напишут ученики, но слушать они будут более внимательно. После объяснения учителя, можно, по желанию учеников, обсудить 2-3 предложения.

Если по ходу урока будет показан фильм более 5 минут, то можно применить метод «две минуты смотрим, минуту говорим». После просмотра 2 минут фильма, 3-4 ученика в классе должны сказать по одному предложению по увиденному фрагменту. Для активизации учеников при просмотре учебного фильма, можно прокрутить фрагмент без звука, и попросить учеников догадаться, о чем идет речь. Выслушав несколько мнений прокрутить фрагмент еще раз со звуком.

Чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, заставляйте их чаще задавать вопросы на любом этапе урока: изучении нового материала, при прослушивании докладов учеников, при проверке домашнего задания и т.д. С философско- методологических позиций вопрос школьника гораздо более многогранно характеризует начало становления его личности, чем ответ. В вопросе как творческом продукте заключена реализация познавательной активности.  Предложите ученикам самим составить несколько вопросов по домашнему параграфу. На следующем уроке проведите устный или письменный опрос по ученическим вопросам с авторской проверкой.

Помимо приемов активизации традиционных уроков, есть методы активного обучения, владеть которыми необходимо каждому современному учителю.

М. Новак делит методы активного обучения на не имитационные и имитационные.

К не имитационным относятся: эвристическая беседа, проблемное обучение; тематические дискуссии; мозговая атака; игровое упражнение и др.

Имитационные методы активного обучения подразделяются на игровые и неигровые. К неигровым относятся: анализ конкретных ситуаций; имитационные упражнения; тренинг.

К игровым относятся: ролевые игры и интеллектуальные игры-соревнования.

Эвристическая беседа. Учащиеся с помощью умелой постановки вопросов учителя и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний. Активизация познавательной деятельности определяется не самим методом беседы, а характером задаваемых вопросов. Ответ на вопрос должен опираться на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях.

Метод эвристической беседы в 7-8 классах применяется с целью поддержания устойчивого внимания и активизации мыслительной деятельности. В 9-11 классах на первое место выходит развитие мышления учащихся.

Методология познания любого объекта требует сначала выделения его среди других объектов (Что?). Следующим этапом исследования является описание свойств выделенного объекта, сравнение, установление закономерностей (Как?). И заключительным этапом познания является объяснение происходящего (Почему?). При построении вопросов эвристической беседы учитель может использовать данную трехступенчатую последовательность «Что? Как? Почему?».

Например. Возможная последовательность вопросов в объяснении учителя при изучении темы «Тепловые двигатели» 10 класс.

«Что?» 1. Какие устройства называют двигателями?

              2. Приведите примеры использования различных двигателей.

              3. В чем принципиальное отличие теплового двигателя от электрического?

«Как?» 1. Какие виды тепловых двигателей вам известны? Где они установлены?

                2. Какие преобразования энергии происходят в тепловых двигателях?

               3. Назовите виды топлива, применяемые в тепловых двигателях.

«Почему?»1. Почему в качестве рабочего тела в тепловых двигателях используют газ, е не жидкость?

                     2. Почему нельзя создать тепловой двигатель без холодильника?

                     3. Почему тепловые двигатели имеют очень низкий КПД?

Проблемное обучение– такая форма, при которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Цель учителя: приобщить учащихся к объективным противоречиям развития научного знания и способам их решения. Ученики не просто перерабатывают информацию, а активно включаются в решение проблемы и через свою мыслительную деятельность приобретают знания.

Создание проблемной ситуации на уроке требует от учителя дополнительной подготовки. Проблемная ситуация должна отвечать нескольким условиям. Во-первых, она должна вписываться органически в изучаемую тему урока, во-вторых, она должна быть интересна и понятна учащимся, в-третьих, она не должна быть совсем простая, тогда нечего обсуждать, но и доступная по трудности для решения ученикам.

Проблемные ситуации могут быть разные по форме. Это может быть проблемный вопрос, проблемная задача, проблемный эксперимент. При решении проблемных вопросов требуется что-то объяснить или предсказать. Отсутствие вычислений позволяет сосредоточить внимание учеников на физической сущности явления. Решение проблемных вопросов способствует воспитанию у учащихся внимания, наблюдательности, приводит к развитию графической грамотности.

Примеры проблемных вопросов.

1. Какой водой: теплой или холодной лучше запивать лекарство, чтобы ускорить его действие? (диффузия, 7 класс)

2. Когда давление человека на пол больше: когда он стоит, идет или бежит? (давление твердого тела, 7 класс)

3. Пролив Босфор соединяет два моря Черное и Мраморное. Вода в Мраморном море более соленая, чем в Черном. К каким последствиям приводит данный факт? (давление в жидкости, сообщающиеся сосуды, 7 класс)

Проблемные задачи требуют от учащихся мыслительных и практических действий на основе законов физики, качественного и количественного анализа с подсчетом тех или иных характеристик процесса. Их решение имеет большое воспитательное значение, так как с помощью проблемных задач можно познакомить учащихся с достижениями науки и техники.

Примеры проблемных задач 1. Что весит больше 1т пробки или 1т железа? Оцените разность веса в воздухе, в воде? (сила Архимеда. 7 класс)

2. Альпинисты измерили температуру кипящей воды. Она оказалась 950С. Оцените высоту горы, на которой находились альпинисты. (кипение при пониженном давлении, 10 класс)

3. Чтобы охладить комнату, мальчик открыл дверцу холодильника. Оцените изменение температуры воздуха через час. (уравнение состояния идеального газа, 10 класс)

Проблемный эксперимент всегда вызывает большой интерес учеников. Практически любой эксперимент можно сделать проблемного характера, если правильно сформулировать вопрос или организовать демонстрацию специальным образом. Можно специально сделать так, что эксперимент «не получается», потом что-то изменить или «вспомнить», эксперимент получится. Попросить учеников объяснить.

Примеры. 1. Почему шариковая ручка не пишет на вертикальной плоскости? Проверьте на опыте. Как можно заставить ручку писать? (сила трения, 7 класс, 10 класс)

2. Если человеку холодно, то. что согреет лучше: еще один шерстяной свитер или еще одна пара шерстяных носков? Проверьте на опыте. Объясните. (теплопередача, 8 класс)

3.На одинаковых качелях качаются папа и мальчик. Одинаков ли будет период их колебаний? Проведите эксперимент. Объясните. (механические колебания, 10 класс)

Тематические дискуссии. Семинар -дискуссия – процесс диалогического общения участников в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в решении проблемы. Успех данного метода активного обучения зависит от способности учителя организовать дискуссию и от личных знаний учащихся по данной теме.

Проведение семинара требует большой подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учеников. Учитель должен выбрать тему, разбить участников на группы, каждой из групп дать задание, продумать последовательность проведения семинара и практический выход.

«Круглый стол» - сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Ученики должны самостоятельно подготовиться по предлагаемой теме, используя дополнительные источники. При проведении происходит закрепление информации с выявлением проблем и вопросов для обсуждения. Условие: стол должен быть действительно «круглым», обсуждение идет «глаза в глаза».

Дискуссия – всестороннее обсуждение спорного вопроса, проблемы или сопоставление информации, идей, мнений, предложений.

Эффективность применения дискуссионных методов зависит от:

·                    подготовки учеников по данному вопросу;

·                    сематического однообразия (все термины должны быть понятны всем участникам);

·                    корректность поведения участников;

·                    умение учителя организовать дискуссию.

Так как дискуссия предполагает устные выступления каждого, то либо участников должно быть не очень много (не более 10 человек), либо время на проведение дискуссии должно быть гораздо больше 45 минут.

Темы для тематических дискуссий. «Теория гармонических колебаний и процесс становления, развития и упадка общества» (10 класс). «Использование электроэнергии и вопросы экологии»(10 класс). «Теория цвета Ньютона и теория цвета Гете» (11 класс) «Законы движения тел и спортивные рекорды»(9,10 класс).

Игровое упражнение.Как правило, учитель подготавливает несколько упражнений для урока на закрепление изученного материала. Чтобы активизировать учащихся, эти упражнения можно дать в формате «четвертый лишний», «лови ошибку», «продолжи мысль» и т.д. Игровое упражнение может быть и в виде подвижной игры, что очень актуально для учеников 7-8 классов. Например, при изучении строения твердых жидких и газообразных тел можно провести игру: изображение твердого вещества – взялись за руки, изображение жидкости – перескоки с места на место, изображение газа – отодвинулись друг от друга. В 8 классе на уроке «Виды теплопередачи». Передаем движение от одного ученика к другому (сидят за партами) – теплопередача. Один ученик встает с места, перемещается по классу, садится на место другого ученика и тот перемещается по классу – конвекция. Перекидывают друг другу «мяч - тепловой луч» – излучение.

В современной российской школе упор делается на развитие учебных умений школьников. Во многих статьях методистов образования провозглашается главенство процесса обучения, а знания как бы должны быть усвоены сами собой. Передача знаний («записали, выучили») требует намного меньше времени и усилий со стороны и учеников и учителя, чем организация процесса обучения для приобретения знаний и развития умений с использованием активных методов. При этом предметное содержание физики как школьного курса не изменилось, а количество часов уменьшилось. Иными словами, учитель за меньшее время, чем прежде, должен не только сделать так, что знания по физике оказались в головах учеников, но и развить их интеллектуальные способности.

Для того, чтобы выполнить лабораторную работу по инструкции, которая напечатана в учебнике, ученикам хватит 45 минут (1 урок). Чтобы поставить проблему, выработать совместно с учителем план действий, выполнить исследование, обработать результаты проведенных экспериментов, сделать выводы и их обсудить, 2-х уроков будет мало. А количество уроков сокращено.

Провозглашаем развитие учебных умений. Проверяем сумму знаний. Одной из самых главных проверок профессиональной состоятельности учителя в последние годы выступает успешная сдача ЕГЭ его учениками. В большинстве школ перешли на базовый, общекультурный уровень изучения физики, который не предполагает обучению решению задач, на это просто нет времени. Однако, считается, что ученики, изучив физику на базовом уровне, должны сдать ЕГЭ по физике хотя бы на «3». Непонятно, где и когда учащиеся должны научиться решать задачи, ведь в ЕГЭ 80% заданий - это задачи.

И все-таки, альтернативы развивающему обучению и активным методам нет. Надо только уменьшить объем изучаемого материала, тогда у учителя появится больше времени применять активные методы на уроке, более медленный темп позволит большему проценту учеников включиться в работу на уроке.

 

Список использованных источников.

1.                  Браверман Э.М. Как повысить эффективность учебных занятий: некоторые современные пути.//Физика в школе.-2005.-№6

2.                  Гин А Приемы педагогической техники.- М.: Вита-Пресс, 1999.

3.                  Король А.Д. Диалог в организации эвристического обучения физике//Физика в школе. -2008. -№6.

4.                  Червоняк А.П. Проблемное обучение и развитие познавательного интереса учащихся.//Физика в школе.- 2008.-№5.

5.                  Борис Активные методы обученияhttp://www.allbest.ru

6.                  Ерофеева Н.Н.  Активные методы обучение. http://www.nsportal.ru

7.                  Бельских А. Эвристическая беседа как метод активизации познавательной деятельности учащихся. http://www.physics.uni-altai.ru

Joomla SEF URLs by Artio