Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Не бойтесь быть добрыми

Северикова Наталья Геннадьевна

Возможно ли надолго удержать в ребёнке чувство радостного удивления перед школой?  Возможно ли, чтобы школа стала золотой порой в жизни каждого?    Конечно, возможно. Только так и должно быть!

   Дети в начальной школе необычайно внушаемы и подражательны. Именно в этом возрасте легче всего заложить и нравственность, и духовность. Заложенное в детстве прочно и устойчиво.

   Так как же сделать ребёнка в школе счастливым? Мне кажется, что самое главное – чтобы учебный процесс был интенсивным и увлекательным, а стиль общения мягким, доброжелательным.   Ребёнок, отправляясь в школу, ждёт что-то новое, радостное для себя, надеется на успех и одобрение учителей. И эти ожидания должны оправдаться.

   Первое время большинство детей не воспринимают учебную деятельность как учебную со всеми её особенностями, правилами и требованиями, у них ещё не сформированы мотивы учения, нет необходимых умений и навыков, не развиты произвольное внимание, прилежание, усидчивость.  Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с её живостью, эмоциональным подъёмом, сменой содержания и приёмов организации, способствует поддержанию у детей интереса к школе.

   Роль эмоций в процессе познания огромна. Элементы занимательности на уроке вызывают богатое своими последствиями чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности.

   Говоря о воспитании радостью, особо следует остановиться на стиле общения. Если в общении с ребёнком (родителей, педагогов) преобладают приказы, наказания, указания, контроль, ребёнок растёт забитопослушным, безынициативным или, напротив, агрессивно сопротивляющимся. У него плохая саморегуляция, подавленная творческая инициатива.

   Вредно постоянно требовать от ребёнка слепого, безоговорочного повиновения, если мы хотим вырастить независимого и самостоятельного человека. Послушные дети теряют свою волю и затем идут на поводу у любой сильной личности, которая, не всегда бывает положительной. Убеждена, что нужно воспитывать сознательное отношение ребёнка к любому поступку не по принципу «можно – нельзя», а по принципу «надо – не стоит так поступать».

   Удобный ребёнок – не всегда хороший. И коли разговор идёт о том, как сделать ребёнка счастливым в школе, скажу, что нередко образцовый ребёнок, воспитанный правильными педагогическими методами, это не всегда счастливый ребёнок. Он прячет своё «я» под маской, делая всё как мы хотим.

Надо любить ребёнка, не лишая его права оставаться ребёнком, т. е. Любить его со всеми его недостатками, шалостями и капризами. Нельзя убивать в детях шалунов. Что бы ребёнок ни натворил, это всегда попытка обратить на себя внимание. Многие шалости и выходки маленьких школьников происходят из-за их психологической неустроенности. Порой их агрессивность, драчливость, конфликтность – нормальная реакция на ненормальный  стиль воспитания, стиль общения с ними. Порой родители отмахиваются от общения с ребёнком: «Отстань, некогда!», компенсируя отсутствие общения желанием получше приодеть да посытнее накормить. Они дают ребёнку всё, кроме... себя. В школе же дети нередко сталкиваются с суровым нажимом педагогов: «Прекрати! Замолчи! Выйди вон!»

   Мы порой слишком строги и бескомпромиссны в своей авторитарности, формируем дисциплину любой ценой, не хотим задуматься о причинах непослушания детей. Вот и появляется у детей-шестилеток перед школой страх вместо... радости.

Не надо бояться быть добрым, нежным, ласковым с ребёнком. Не желая уступить ребёнку в малой малости, чтобы, не дай бог, не испортить его, мы ежедневно выплёскиваем на него тысячи слов порицания, противопоставляем свою волю его воле, вступаем с ним в нескончаемую борьбу, теряя тем самым с ним духовную связь. Убеждена, что многие ситуации можно разрешить с помощью ласки, уместной шутки, сказки. Без наших ласковых слов ребёнку всё равно что без солнечного света.

   Человеческое отношение к ребёнку – это совсем не баловство и попустительство, а труд, осознанный, целенаправленный, исключающий жёсткость, труд с надеждой на лучшее в себе и в ребёнке.

   Воспитывать детей надо радостью, передавая им и наш оптимизм, жизнелюбие, немеркнущее восхищение, свежесть восприятия жизни как праздника. Нужно учить детей и самим быть маленькими солнышками, светиться хорошими поступками и согревать окружающих своим теплом. Самое главное, чтобы дети были как можно дальше от полюса зла.

   Руссо считал, что ребёнок должен знать: насколько он будет хорош с окружающими, настолько и они будут с ним хороши. Так пусть уже в детстве ребёнок поймёт, что любовь, доброта, великодушие сильнее зла. Он ведь изначально несёт в себе эту искру великодушия. Вспомним детское доверие, искренность, чувство радости, сопричастности ко многому, детское милосердие.

   Надо любить ребёнка, верить в него, помогать ему быть добрым и великодушным, ни в коем случае не оскорблять и не унижать его, а, наоборот, постоянно возвышать! Все дети хотят быть хорошими и, видя себя в зеркале наших добрых слов, становятся ими.

 

Автор: Северикова Наталья Геннадьевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №89 Калининского района Санкт-Петербурга.

Joomla SEF URLs by Artio