Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

В документах ФГОС мы встречаем следующую формулировку, относящуюся к работе группы продленного дня: «Это специально организованная форма внеурочной деятельности учащихся. Эта форма имеет два направления деятельности: 1. Организация выполнения учащимися домашнего задания. 2. Внеурочная деятельность».

Внеурочная деятельность в ГПД призвана обеспечить благоприятную адаптацию учащегося, оптимизировать учебную нагрузку, улучшить условия для развития ребенка, учитывая возрастные и индивидуальные особенности.

Результатом такой работы должно стать освоение детьми трех образовательных уровней:

1.      Приобретение школьниками социальных знаний.

2.      Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям.

3.      Накопление опыта самостоятельного социального действия.

Реализация этих задач начинается с первых дней школьника, впервые пришедшего в ГПД.

Давно ведутся споры о пользе и вреде группового и индивидуального, домашнего воспитания. С одной стороны, дети уходящие домой после уроков имеют больше возможности для отдыха, индивидуального режима дня, получения внимания взрослых людей. Но, вместе с тем, достаточно часто проявляется безнадзорность, дети приходят в класс с невыполненными уроками. Эти дети труднее привыкают к сотрудничеству, труднее объективно оценивают свое место в детском коллективе.

Задача воспитателя ГПД поддерживать порядок и дисциплину, и, в то же время, не забывать, что к моменту прихода ребенка в группу, он провел в школе уже 4-5 часов, устал, и ему обязательно надо расслабиться и отдохнуть от напряжения. Тем более, что ему предстоит еще пробыть в школе около 6 часов, что вместе с учебным временем составляет больше времени, чем 8-ми часовой рабочий день у взрослых людей.

Наблюдая за группой с 1-го класса, мы замечаем, как меняются дети в процессе взросления, как приобретают они жизненный опыт, какие выводы они делают из увиденного и пережитого.

В классе, из которого была сформирована ГПД, было 27 человек, 25 из них посещали ГПД.

Для семи учащихся нашей группы русский язык был не родным. Трое из этих ребят плохо говорили и понимали русский язык, они не ходили в детский сад и не были адаптированы в детском коллективе. В некоторых семьях матери не знали русского языка и, таким образом, возможность навыка устной речи в основном реализовывалась в ГПД.

Таким образом, возникла задача работы со словами.

Бывали случаи, когда было не ясно, ребенок не понимает суть задачи или просто не понимает язык. Тогда на помощь приходили учащиеся, владеющие языком и имеющие возможность переводить. Адаптация некоторых первоклассников проходила очень тяжело. Кто-то плакал и не верил, что родители заберу его после продленки, кто-то не всегда успевал воспользоваться туалетом, кто-то не умел одеться после физкультуры, кто-то засыпал за партой. Мы столкнулись с проблемами завязывания шнурков, одевания обуви, застегивания пуговиц и т.д. Конечно, все эти навыки дети должны были приобрести до школы, но реальность была такой, и эти проблемы надо было решать как с детьми, так и с их родителями. Большое время было уделено индивидуальным беседам с родителями. Организация первых занятиях в группе продленного дня была продиктована необходимостью. Проводилась игра: «Кто первый правильно застегнет пуговицы на рубашке». Кто лучше сумеет завязать узел, бантик и т.д.».

Нашей целью было создание обстановки в классе во время уроков и в группе продленного дня, при которой ребенок захочет ходить в школу с удовольствием, не зависимо от степени своей подготовленности. Мы считали, что психологическая подавленность с первых школьных дней, чувство своей неумелости, никчемности скажется на всей последующей школьной жизни ребенка. Поэтому пресекались любые попытки насмешек детей друг над другом, старались подчеркивать достоинства и рассказывать о незначительности недостатков и кратчайшем пути их преодоления. После двух месяцев учебного года, мы провели анкетирование, чтобы понять, насколько реализуется поставленная задача. Анкета состояла из самых простых для ребенка вопросов, а отвечали дети рисунком да – улыбающаяся рожица, нет - грустная рожица.

1.      Ты хочешь ходить в школу?

2.      Тебе интересно в ГПД?

3.      Тебе нравится твоя учительница?

4.      Тебе нравится твоя воспитательница?

Несколько ответов были отрицательными. Мы внимательно проанализировали, что конкретно является поводом для отрицательного ответа. В некоторых случаях это было потому, что ребенок просто скучал по маме и дому, в таком случае поможет время и доброе отношение, в некоторых – отрицание было вызвано тем, что у ребенка что-то не получалось и мы постарались помочь ему преодолеть трудности.

Для того чтобы дети наглядно поняли, что в группе должен существовать порядок, а это обязательное соблюдение определенных правил, провели игру «Игра без правил». Ход игры: Ребята становятся в две шеренги. В конце каждой шеренги стоит стул, а на нем приз. Ведущий отдает первым в шеренгах по конфете и предлагает передавать до последнего, в той шеренге, где первыми передадут конфету, последний поднимает руку. Но как только начинается игра, ведущий меняет правила. То надо передавать только правой рукой, то левой, то через голову и т.д. В конце концов ведущий дает возможность доиграть до конца, но вручает приз отставшим. Среди детей начинается ропот, они говорят, что так не честно. Тогда воспитатель спрашивает: «Вам понравилась такая игра?». Дети отвечают: “Не понравилась”. Воспитатель узнает у детей, почему не понравилась и подводит детей к мысли, что надо соблюдать правила, как в игре, так и в жизни. Тогда никто не обижен, все будут знать, что и как делать.

С первых занятий в группе продленного дня большое время уделялось работе с книгой. Но и в этом, казалось бы, любимом детьми занятии, послушать сказку, не все было однозначно. Оказалось, что любые вопросы, связанные с содержанием самых первых детских сказок, таких как “Репка”, “Колобок”, “Курочка Ряба” вызывают затруднения, т.к. дети приехавшие в Россию из других стран никогда не слышали о них. А многие дети не любят слушать, когда им читают, они не воспринимают содержание сказки на слух, они хотят смотреть мультфильмы. Эти трудности также пришлось преодолевать. Стараешься заинтересовать детей чтением. Очень нравилось детям инсценировать то, что прочитано. Мы инсценировали “Колобка”, “Репку”, переводы английских песен С.Я. Маршака. Мы разъяснили детям все непонятные слова, а их оказалось очень много и не только для тех, чей родной язык не русский.

А жизнь в группе продленного дня шла своим чередом и ставила перед воспитателями свои задачи, не терпящие отлагательств. Как и в любом коллективе, в группе стали сталкиваться разные детские интересы. Каждый искал свое место и самоутверждался. Начались обиды, дразнилки, постоянные жалобы друг на друга. Для разговора о том, почему трудно признать свою вину ребятам предложили обсудить ситуацию, описанную поэтом А. Кушнером: «Кто разбил большую вазу?»

Кто разбил большую вазу?
Кто разбил большую вазу?
Я признался, но не сразу.
Пусть подумают немножко,
Пусть на кошку поглядят:
Может быть, разбила кошка?
Может, я не виноват?
– Кошка, ты разбила вазу?
Жалко серую пролазу.
Кошка жмурится на свет,
А сказать не может «нет».
Я еще поколебался
С полминуты – и признался.

Ребятам предлагалось вспомнить, попадали ли они в подобную ситуацию, что при этом чувствовали и как нужно выходить в подобной ситуации.

Очень горячо в группе обсуждалось стихотворение А. Барто «Сонечка».

Тронь ее нечаянно -
Сразу: - Караул!
Ольга Николаевна, Он меня толкнул!
– Ой, я укололась! –
Слышен Сонин голос. –
Мне попало что-то в глаз!
Я пожалуюсь на вас! –
Дома снова жалобы:
- Голова болит…
Я бы полежала бы -
Мама не велит…
Сговорились мальчики:
- Мы откроем счет:
Сосчитаем жалобы -
Сколько будет в год?
Испугалась Сонечка
И сидит тихонечко.

В результате обсуждения дети пришли к выводу, что чем взрослее человек, тем он более самостоятельный и ему нет необходимости обращать на себя внимание, капризничая. Он сам может решить возникшие проблемы. Частые жалобы могут вызвать у окружающих недоверие.

Часто возникающие ссоры, мы обсуждали на примере стихотворения В. Орлова «Кто кого обидел первый?»

-Кто кого обидел первый?
– Он меня.
– Нет, он меня!
– Кто кого ударил первый?
– Он меня.
– Нет, он меня!
– Вы же раньше так дружили…
- Я дружил.
– И я дружил.
– Что же вы не поделили?
– Я забыл.
– И я забыл.

Ребята рассказывают о своих обидах. Мы выясняем, из-за чего люди обижаются друг на друга. Разделившись на пары, с помощью мимики и пантомимы, ребята примеряли роли обидчика и обиженного. Потом менялись ролями. После этого выясняли:

·        Что они чувствовали, когда были в роли обидчика/обиженного?

·        Что хотелось сделать?

·        Какая роль понравилась больше?

Совместно приходили к выводу, что:

·        Добрый человек не будет обижать другого, причиняя ему боль, унижение.

·        Обиженный человек чувствует себя несчастным, раздраженным.

·        Обида опасна потому, что может вызвать гнев, ненависть и разрушить доброжелательные отношения.

·        Человек, который находится во власти таких негативных чувств, может причинить другим боль случайно. В этом случае нужно извиниться и помириться (попросить прощения).

Разрядить обстановку в острой конфликтной ситуации, иногда помогают игра и юмор. Когда люди смеются, они перестают сердиться. Предлагалось поругаться, но не плохими словами, а названиями овощей. «Ты – огурец!», «А ты – редиска!», «Ты – морковка!», «А ты – тыква!». Можно вспоминать цветы, деревья и т.д.

Так постепенно из группы детей формировался коллектив, где были общие трудности. Но и общие победы. Когда команда нашего класса получила призовое место в районном конкурсе «Следствие ведут книгочеи», одноклассники с гордостью говорили: «Наши – молодцы!». Нас радовало именно это слово – «наши». Общность людей возникает не в один день и не просто, и, поэтому, переход от неприятия другого, безразличия к другому, к принятию и статусу «свой», для педагогов радостное явление.

С взрослением детей возникали новые задачи и проблемы. К 3-му классу учеников начали волновать проблемы взаимоотношений мальчиков и девочек. Разговор на эту тему мы подготовили ко Дню Святого Валентина. Была «тайная переписка», были стихи и конкурсы. Вот один из них: Ребята делятся на команду девочек и мальчиков. Команда получает конверт с черновиками стихов. Задача команд продолжить стихотворные строчки.

Для девочек:

Наши мальчики, как…
Играют на поле в мяч.
Наши мальчики, как…
Пускаются в скач.
Наши мальчики такие…
Что на их стороне победа.
Наши мальчики, такие…
Что успевают до обеда!

Для мальчиков:

Наши девчонки, как…
Достойны внимания.
Наши девчонки, как…
Решают любые домашние задания.
Наши девчонки, такие…
Что меркнут звезды на небе.
Вот такую соседку по парте мне бы!

Команды зачитывают друг другу стихи.

Так, день за днем, мы ищем новые подходы к решению педагогических задач. Проблем, которые возникают в реалиях нашей современной жизни.

Мы, взрослые, помним замечательные стихи Б.Ш. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты…». Как бы не менялось техническое оснащение мира, человеческие чувства и отношения строятся все на тех же правилах: «Пойми и прими другого, если хочешь быть успешным, любимым, нужным» и мы изо дня в день пытаемся продемонстрировать алгоритмы поведения, которые помогут решить проблемы социализации.

В немалой степени этому способствуют условия «класс – ГПД». В этом случае, учитель и воспитатель могут выработать единый план воспитания детей, демонстрировать детям пример сотрудничества взрослых, помощь друг другу в проведении любых педагогических мероприятий.

Например, в беседах с уже повзрослевшими ребятами на тему дружбы, мы составляем свод правил для тех, кто старается стать хорошим другом.

Ребята обводят на листе бумаги кисть руки и вписывают в каждый палец те качества, которые больше всего ценят в своем друге. В подобных беседах мы поднимаем вопросы: «В чем разница между другом и знакомым?», «Кто такие лидеры и всегда ли лидеры бывают хорошими друзьями?» и т.д.. Беседы на подобные морально-нравственные темы дают возможность отследить по ответам учеников уровень воспитательных результатов:

1.                 Насколько учащиеся знакомы с общественными нормами.

2.                 Что они одобряют и не одобряют в поведении окружающих.

После анализа ответов, мы помогаем детям выстроить свое позитивное отношение к базовым ценностям общества и к социальной реальности.

Становлению личности ребенка помогает сам детский коллектив, направляемый учителем и воспитателем, готовя детей к самостоятельному общественному действию.

Баланс между требованиями к  ребенку и свободной реализации его личности дает психологический комфорт. В группе продленного дня должна быть более демократичная атмосфера, чем во время учебного процесса. В ГПД можно общаться детям между собой. В Большей степени проявить свои личные качества. Оказывать друг другу помощь. Проявлять свой характер.

Психологический комфорт ребенка в группе продленного дня формирует положительное отношение к учебе, потребность и способность выполнять учебные задания, воспитывает организованность, самостоятельность и прилежание, повышает адаптивные способности детей.

Joomla SEF URLs by Artio