Классный час для учащихся 1 - 2 классов

Школа вежливости

Цветова Марина Сергеевна,
учитель начальных классовЧОУ «Академия»,
Санкт-Петербург, пос.Репино, ул.Луговая,
д.8, литера А, кор.1, пансионат «Буревестник»

Цели :- сформировать у учащихся правильную модель поведения в заданных ситуациях ;

- пробудить интерес к изучению истории возникновения правил поведения.

Задачи :- развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся ;

- развивать устную речь учащихся ;

- развивать умение работать в команде.

Оборудование :- на доске название классного часа и экран соревнования ;

- иллюстрация с изображением рыцаря ;

- стол, скатерть и 2 прибора ( в составе каждого : салфетка, тарелка, ложка, вилка, нож ) ;

- 2 стакана с компотом, 2 чайных ложки, 2 блюдца ;

- колокольчик для конкурса «Театралы» ;

- минусовка песни Б.Савельева, М.Пляцковского «Праздник детства».

Организационные моменты :

За неделю до мероприятия класс делится на 2 команды и получает домашнее задание : придумать название команды, подготовить инсценировку стихотворений. Каждая команда сидит за отдельным столом. В качестве жюри может выступать сам учитель или тьютор.

Ход мероприятия :

Учитель. Дорогие ребята ! На этом уроке вы окажетесь в не обычной школе, а в школе вежливости. Как вы думаете, чему здесь обучают ? А считаете ли вы себя вежливыми людьми ? Сейчас мы это проверим.

Конкурсы :

I. “Вежливые слова».

Учитель. Сейчас мы с вами вспомним вежливые слова. Я буду читать стихо­творную строчку, но последнее слово произносить не буду. Его долж­ны договорить вы. Задание будем выполнять по очереди. Итак, первая строчка для команды....( учитель читает по строчке для каждой команды ) :

1. Растет даже ледяная глыба

От слова теплого … ( спасибо ).

2. Зазеленеет старый пень,

Когда услышит... ( добрый день ).

3. Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы ...( спасибо ).

4. Мальчик, вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь … ( здравствуйте ).

5. Когда нас бранят за шалости,

Говорим : … ( прости, пожалуйста ).

6. И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят : … ( до свидания ).

Учитель. Какие еще вежливые слова вы знаете ? ( по 1 баллу за каждый правильный ответ ).

А знаете ли вы, что вежливые слова имеют определенные значения. Так, например, слова «здравствуйте» и «до свидания». Давайте вдумаемся в их значение. «Здравствуйте» - мы желаем здоровья ( здравия ). «До свидания» - мы надеемся увидеться еще раз. Поэтому людям приятно слышать эти слова.

II. “Волшебные поступки».

( по 1 баллу за каждый правильный ответ )

1. Откуда пришел к нам обычай снимать шапку, когда входишь в дом ?

( Этот обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по стране, облаченные в доспехи ( учитель показывает иллюстрацию ). Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину : «Я не опасаюсь тебя». Суровые времена средневековья прошли, но обычай — входя в комнату, снимать шапку — остался. Этим ты показываешь хозяевам , что уважаешь дом, в который вошел, уважаешь живущих в нем людей. И это им приятно. )

2. Откуда пришел к нам обычай — здороваясь, снимать перчатки ?

( С тех рыцарских времен идет обычай — здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Сняв перчатку, рыцарь показывал, что в руке не зажато оружие, что он относится к встречному доброжелательно. И сейчас мы снимаем перчатку или варежку из уважения или внимания к человеку, с которым мы здороваемся. )

3. При Петре Iсамой популярной стала книга «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению», своего рода учебник этикета. В этой книжке вслед за азбукой и цифрами излагались правила, как сидеть за столом и обходиться с вилкой и ножом и т.д.

А какие советы вы бы дали человеку, идущему в гости ?

( - Перед тем, как войти в дом, вытри хорошенько ноги, чтобы не наследить.

- Если на улице дождь или снег, стряхни шапку и пальто еще на лестнице.

- Не входи в комнату, не постучавшись.

- Не стремись поздороваться с каждым в отдельности, на это уйдет много времени, и ты невольно помешаешь общему разговору. Лучше подать руку хозяйке или хозяину, а остальным слегка поклонись и скажи «Здравствуйте».

- Не садись, пока не сядут старшие.

- Если в комнату вошла девочка, уступи ей свое место, а себе принеси другой стул. )

III. “Практический конкурс».

1. Сервировка стола.

Каждая команда выбирает представителя.

Задание : установить на столе прибор : тарелка, ложка, вилка, нож.

( Ответ : тарелка, слева от нее — вилка, справа — ближе к тарелке ложка, затем нож, причем вилка и ложка кладутся вогнутой стороной вниз, чтобы зубцы вилки и острые края ложки не испортили скатерть, а нож лезвием к тарелке. Салфетка кладется на тарелку. Она может быть положена рядом с ней лишь в том случае, если еще до рассадки гостей за столом необходимо положить на тарелку какое-либо кушанье. )

2. Как выпить компот.

Каждая команда выбирает представителя. Для них выносятся чашки с компотом.

Задание : выпить компот, не нарушив правил хорошего тона.

( Ответ : сначала выпить жидкость, затем с помощью ложечки достать ягоды. Косточку выплюнуть сначала на ложечку, потом положить ее на блюдце. )

3. Театралы.

Учитель. А сейчас вспомним правила поведения в зрительном зале. По 1 человеку от команды прошу выйти на несколько минут из класса. Участники первой команды сядьте, пожалуйста, на стулья, стоящие у доски. ( по возможности можно поставить ряд стульев перед сидящими ) Один стул, стоящий в середине ряда, оставим для вашего представителя. Прошу участника первой команды зайти в класс. Сейчас раздастся звонок, извещающий о том, что скоро начнется спектакль. Задание : ты должен по всем правилам хорошего тона пройти на свое место. ( все повторяется с участником второй команды )

( Ответ : проходя по ряду, участник команды должен развернуться лицом к уже сидящим зрителям, стараясь не задеть их, не наступить им на ноги. «Зрители» должны встать в тот момент, когда участник проходит мимо них к своему месту. )

IV. «В театре».

Учитель. А сейчас давайте представим, что мы, действительно, в театре. Каждая команда получила домашнее задание — разыграть какую-либо сценку о правилах поведения. Мы с вами внимательно посмотрим каждую сценку и проанализируем, т.е. выделим какие правила поведения нарушал герой, и как надо было поступать.

( Например,

1-ая команда : И.Пивоварова «Вежливый ослик».

Был ослик

Очень вежливый,

Воспитанный он был.

Всем улыбался,

Кланялся

И «здравствуй»

Говорил.

Потом

Он отходил на шаг

И говорил :

- Тюлень — тюфяк,

А заяц — трус.

А лев — дурак,

А слон — обжора

И толстяк...

Ни разу доброго словца

Он не сказал

Ни про кого, -

И я прошу тебя,

Дружок,

Не будь похожим

На него !

- Почему автор просит, чтобы вы не были похожи на Ослика ?

2-ая команда : Б.Заходер «Очень вежливый индюк».

Объявился в доме вдруг

Очень Вежливый Индюк.

Раз по 30 в день, не реже,

Он кричал : «Эй вы, невежи !

Заходите, что ли в гости -

Поучиться вежливости.

Я и сам , - кричал Индюк, -

Доктор Вежливых Наук.

И жена моя — пример

Замечательных манер.

Даже когда спит она,

Видно, что воспитана.

Не стесняйся ты, Осел !

Заходи, садись за стол !

Что же ты молчишь, как рыба ?

Говори : приду, спасибо.

Ты не будь свиньей, Свинья,

Ждет тебя моя семья.

Только раньше бы умыла

Ты свое свиное рыло».

Как не бился он, однако

К Индюку никто не шел -

Ни Корова, ни Собака,

Ни Хавронья, ни Осел.

Посинел Индюк от злости :

«Не идут, нахалы, в гости !

Зря пропали все труды !

Все они балды-балды !»

И добавил с высоты

Своего величия :

«Не усвоили, скоты, ( можно заменить слово «скоты» на «они» )

Правила приличия !»

- Почему никто в гости не шел к Индюку ?

 ( можно использовать стихотворение С.Маршака «Ежели вы вежливы» )

V. Музыкальная пауза.

( все поют песню — Б.Савельев, М.Пляцковский «Праздник детства» )

VI. “Задачи на уважение».

Учитель. Итак, задачи не на сложение -

Задачи на уважение !

( по очереди каждой команде )

1. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет ?

( Ответ : обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее ).

2. Ты идешь с товарищем по улице. Он приостановился и поздоровался с незнакомым тебе человеком. Надо ли здороваться тебе ?

( Ответ : да ).

3. Мальчик крикнул прохожему : «Сколько время?». Какие ошибки сделал мальчик, обращаясь к прохожему ?

( Ответ : Мальчик должен был спросить : « Извините, пожалуйста, не смогли бы вы сказать, который час ?» )

4. Навещая заболевшего товарища, не задерживайся долго, т.к....Продолжите.

Или :

Вот что произошло на одном дне рождения : имениннику неожиданно принесли в подарок 2 одинаковые машинки. Действия мальчика ?

( Ответ : вежливо поблагодарить гостей за подарки — ведь они оба хотели сделать ему приятное.

- Огромное спасибо, у меня теперь будет две отличные машинки ! Теперь мы все вместе сможем в них играть ).

Подведение итогов.

Награждение.

Домашнее задание.

Учитель. За чистым-чистым полем, за дремучим-дремучим лесом, за дальней дорогой, за сахарной горой есть город...( название пока не скажу ).

Дома тут сложены из шоколада. Крыши леденцовые. В каждом доме ставни из кренделей. А на остроконечных пряничных городских башнях вертятся флюгерные петушки.

Всех чудес в сказочном городе не перечесть...Жить-поживать в этом городе одно удовольствие. Все жители здесь сказочно вежливы...

А вы когда-нибудь бывали

В городе ...Спасибоград,

Где на Вежливом бульваре

Вежливо благодарят ?

Поняли, почему город так называется ?

Домашнее задание такое — подумайте, а что случилось бы с вами, если бы вы попали в этот волшебный город ? Подготовьте, пожалуйста , рассказ или рисунок.

Joomla SEF URLs by Artio