Литературно-игровое занятие по произведению Н.Н. Носова

Приключения Незнайки и его друзей

Коротаева Надежда Аркадьевна,
учитель начальных классов ГБОУ школы №118
Выборгского района Санкт-Петербурга

Предмет: литературное чтение 4 класс
Тема занятия: "Коротышки в Солнечном городе"
Технология: игровая.
Цель: воспитание социально-активной личности.
Задачи:

  1. Создать благоприятную, дружескую и доброжелательную атмосферу в процессе общения;
  2. Создать праздничную атмосферу;
  3. Вырабатывать навыки коллективного взаимодействия;
  4. Воспитывать устойчивый интерес к книге и желание читать;
  5. Развивать творческие способности, художественный вкус и культуру речи.

Планируемые результаты

Предметные

Метопредметные

Личностные

  1. Знакомятся с литературными героями книг Н. Носова.
  2. Научатся: выразительно читать прозаический текст, инсценируя эпизоды произведения; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах; получать удовольствие от совместной подготовки и проведения занятий.
  1. Проявляют индивидуальные творческие способности в процессе чтения по ролям и инсценирования.
  2. Вырабатывают навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, создания доброжелательной и дружеской атмосферы в процессе общения.
  1. Проявляют интерес к литературному чтению.
  2. Научаются оценивать поступки героев произведения с точки зрения моральных ценностей.
  3. Самостоятельно выполняют задания учителя.
  4. Развивают творческие способности и культуру речи.

Средства: рисунки детей, шарики, аудиозаписи детских песен, декорации к сценкам, костюмы сказочных героев, фланелеграф, картинки для фланелеграфа, музыкальные инструменты.
Ресурсы: Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».

Ход занятия

Занятие начинается с песни "В траве сидел кузнечик" (поют первый куплет все, второй куплет поют три человека: Незнайка (Н) и два ведущих (1В и 2В)).
Н - Здравствуйте, коротышки Солнечного города!
- Здравствуйте, уважаемые гости Солнечного города!
- Сегодня мы в гостях у "Коротышек в Солнечном городе".
- В одном Солнечном городе жили коротышки. В городе у них было очень красиво. В каждом доме росли цветы. Коротышки были неодинаковые. Одни назывались малышами, а другие - малышками.
- В одном домике Солнечного города жили малыши-коротыши. Самым главным был малыш Знайка (Зн). Его называли Знайкой за то, что он очень много знал.
- В этом же доме жил художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши, но самым известным был Незнайка.

Сценка 1

- Однажды на Незнайку налетел майский жук. Незнайка посмотрел наверх, но там кроме Солнца ничего не было. И он решил, что...
Н - Братцы, спасайте! Кусок летит!
Зн - Какой кусок?
Н - От солнца оторвался кусок и летит прямо к нам. Скоро он упадет и всех нас задавит. Ужас, что будет!
Зн - Что ты выдумываешь?
Н - Ничего я не выдумываю. Это Стекляшкин сказал. Он в свою трубу видел.
Зн - Успокойтесь, братцы! Все это Незнайка выдумал. Ничего от Солнца не оторвалось. И как это тебе малыши поверили?
Н - А я будто не удивляюсь! Я ведь и сам поверил.
- Вот какой чудной был этот Незнайка.
- Зато другие коротышки у нас умные.

Игра "Блиц-турнир"

  • Жилище Бабы-Яги;
  • Аппарат, на котором Баба-Яга совершает полет;
  • Что потеряла Золушка;
  • Веселый человечек-луковица;
  • Герой сказки, путешествующий на печи;
  • Кто смастерил Буратино;
  • Кем стал Гадкий утенок;
  • Черепаха, подарившая Буратино золотой ключик;
  • Крокодил - друг Чебурашки;
  • Чем ловил рыбу Волк из сказки "Лисичка-сестричка и Серый Волк"

Сценка 2

"Как Незнайка был музыкантом"

- Малыши и малышки очень любили музыку.
"Танец маленьких утят" (любой по усмотрению учителя)
- Незнайка тоже хотел чему-нибудь научиться, но он не любил трудиться.
Н - Какая красивая музыка, Гусля. Я тоже хочу быть музыкантом.
Г - Учись. На чем ты хочешь играть?
Н - А на чем легче всего?
Г - На дудочке.
Н - Нет, дудочка тихо играет. Дай что-нибудь погромче. (Гусля дает ему барабан).
Н - А еще громче ничего нет?
Г - Еще труба есть.
Н - Давай ее попробуем. Вот это хороший инструмент. Громко играет.
Г - Да ты еще не умеешь играть.
Н - Умею. Вот послушай.
Г - Тут дело не в том, чтобы громко. Надо, чтобы красиво было.
Н - Так ведь у меня и получается красиво.
Г - И вовсе некрасиво. Ты, я вижу, совсем не способен к музыке.
Н - Это ты не способен. Ты просто из зависти так говоришь. Тебе хочется, чтобы тебя одного слушали и хвалили.
Г - Ничего подобного. Бери трубу и играй сколько хочешь!
Н - Ну и буду играть. (подходит к ребятам, его все прогоняют)
Малыши (М) - Перестань сейчас же!
М - От твоей музыки уши болят.
М - Уходи отсюда со своей противной трубой.
Н - Моей музыки не понимают. Еще не доросли. Вот когда дорастут - сами попросят, да поздно будет. Не стану больше играть.

Игра со зрителями

А теперь, друзья, внимание. Песенку про кузнечика вы спели хорошо. Сейчас будет звучать мелодия из этой песенки, а та команда, на которую я покажу, будет петь. Но петь не как люди, а как животные. Первая команда - как кошки "Мяу-мяу", вторая - как собаки "Гав-гав", третья - как поросята "Хрю-хрю". Вы готовы? Музыка!

Сценка 3

"Как Незнайка был художником"

В - Тюбик был очень хорошим художником. (Тюбик делает вид, что рисует)
Н - слушай, Тюбик, я тоже решил стать художником. Дай мне краски и кисточку. (Тюбик и Незнайка начинают рисовать портреты своих друзей. Ведущие на веревках с прищепками растягивают портреты. Подходит Пилюлькин, смотрит и веселится)
П - Молодец, Незнайка! Никогда в жизни я так не смеялся. (Останавливается возле своего портрета)
П - А это кто? Неужели это я? Нет, это не я. Это очень плохой портрет. Ты лучше сними его.
Н - Зачем снимать? Пусть висит.
П- Ты, Незнайка, видно больной. У тебя что-то с глазами. Когда это ты видел, чтобы у меня вместо носа был градусник? Придется тебе на ночь касторки дать.
Н - Нет-нет! Теперь я сам вижу, что портрет плохой. (Снимает. Подходит Тюбик, рассматривает портрет. Рассердился)
Т - Это не портрет, а бездарная антихудожественная мазня. (забирает краски и кисти)
Н - Я никогда больше не буду рисовать. Рисуешь, рисуешь, а никто даже "спасибо" не скажет. Все только ругаются.
- К празднику ребята нарисовали автопортреты. Давайте угадаем, кто есть кто. (Галерея портретов, которые дети нарисовали на уроке ИЗО)

Сценка 4

"Как Незнайка стихи сочинял"

- Однажды Незнайка пришел к Цветику.
Н - Слушай, Цветик (Цв), научи меня стихи сочинять. Я тоже хочу быть поэтом.
Цв - А у тебя есть способности?
Н - Конечно, есть. Я очень способный.
Цв - Это надо проверить. Ты знаешь, что такое рифма?
Н - Рифма? Нет, не знаю.
Цв - Рифма - это когда два слова оканчиваются одинаково. Например, утка - шутка, коржик - моржик. Понял?
Н - Понял.
Цв - Ну скажи рифму на слово "палка".
Н - Селедка.
Цв - Какая же это рифма: палка - селедка? Никакой рифмы нет в этих словах.
Н - Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.
Цв - Этого мало. Надо, чтобы эти слова были похожи так, чтобы получилось складно. Вот послушай: палка - галка, печка - свечка, книжка - шишка.
Н - Понял, понял! Палка - галка, печка - свечка, книжка - шишка. Вот здорово! Ха-ха-ха!
Цв - Ну придумай рифму к слову "пакля".
Н - Шмакля.
Цв - Какая шмакля? Разве есть такое слово?
Н - А разве нету?
Цв - Конечно нет!
Н - Ну тогда рвакля.
Цв - Что это за рваклятакая?
Н - Ну, это когда рвут что-нибудь.
Цв - Врешь ты все. Такого слова не бывает. Надо подбирать такие слова, которые бывают, а не выдумывать.

Игра "Стихоплеты"

(дополнить хором слова, недостающие в тексте)

Я хотел устроить бал,
И гостей к себе ... (позвал)
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый ... (пирог)
Пирог, ножи и вилки тут -
Но что-то гости ... (не идут)
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек ... (откусил)
Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту ... (съел)
Когда же гости подошли,
То даже крошек ... (не нашли)

Моментальный спектакль

Действующие лица: занавес, дворец, трон, Принцесса, Принц, поцелуй, окно, дракон, три головы, хвост, конь, тучи, солнце, деревья, ветер, пещера, пламя, дым.

Текст

Занавес

Дворец. Во дворце на троне сидит Принцесса. Входит прекрасный Принц. Посылает Принцессе воздушный поцелуй. Начинают любезничать. В это время в окно влетает злобный Дракон с тремя головами и огромным хвостом. Хватает Принцессу и улетает. Принц отправляется спасать невесту. Седлает своего коня и стрелою несется к пещере Дракона. Тучи закрывают солнце. Тревожно скрипят деревья. Ветер сбивает коня с ног и мешает Принцу подойти к пещере. Появляется Дракон. Три его головы извергают пламя и дым. Начинается битва. Принц срубает первую голову, вторую и третью. Тело дракона бьется в судорогах. Хвост мотается из стороны в сторону. Выбегает Принцесса, спотыкается о хвост и чуть не падает. Принц подхватывает ее. Они обнимаются. Хвост продолжает мотаться.

Занавес

Сценка 5

"Как Знайка придумал воздушный шар"

- Знайка, который очень любил читать, начитался в книжках о дальних странах и путешествиях. (Знайка и другие занимаются шарами. Большой - готовый, а маленькие надувают дети. Незнайка обращается к Гуньке (Г))
Н - Скоро мы сделаем воздушный пузырь и полетим путешествовать.
Г - Подумаешь, пузырь. А я с малышками подружился.
Н - С какими малышками?
Г - А вот с этими. Это Мушка, а это Кнопочка. (Малышки присели)
Н - Ах, вот как. Ты же со мной дружишь.
Г - А я с тобой и с ними тоже.
Н - Кто дружит с малышками, тот - малышка. Поссорься с ними сейчас же.
Г - Зачем я буду ссориться?
Н - А я говорю, поссорься! Или я сам с тобой поссорюсь!
Г - Подумаешь. (Незнайка с кулаками бросается к малышкам.Гунька загородил дорогу)
Н - Так ты из-за этих малышек меня по лбу бьешь?
Г - А зачем ты их обижаешь?
Н - Я с тобой в ссоре.
Г - Ну и пожалуйста. Сам первый придешь мириться.
Н - А вот увидишь, что не приду. Мы полетим на пузыре путешествовать.
- И они действительно полетели путешествовать. Пока они путешествуют, мы поиграем.

Эстафета с воздушными шарами.

Сценка 6

"Фланелеграф. Возвращение Незнайки и его друзей"

(По тексту на фланелеграфе прикрепляются картинки)

- А вскоре состоялся бал, которого все ждали. Доктор Пилюлькин (П) танцевал с Медуницей (М). Она кружилась в танце и улыбаясь говорила ему...
М - Согласитесь, что наш метод лечения гораздо лучше вашего. Разные ссадины, раны, царапины, синяки следует мазать медом.
П - Не могу с вами согласиться. Все раны, ссадины следует мазать йодом. Это больно, но зато малыш будет знать: лазить через забор опасно.

Винтик (В) танцевал с Белочкой (Б).
Б - Я мечтаю выучиться ездить на автомобиле. У нас многие малышки научились, и я смогу.
В - Это очень просто. Сначала нужно выжать сцепление, потом дать газ.

Незнайка танцевал с Синеглазкой (С).
С - Мне нравится дружить с малышами. Давайте писать друг другу письма. Сначала вы напишите мне письмо, а потом я. Ведь это так интересно - письмо получить.

На сцену вышла поэтесса Самоцветик и закричала: "Тишина! Сейчас будет концерт. Первая выступаю я. Я прочитаю вам новые стихи о дружбе".
Потом Знайка, Торопыжка и остальные малыши залезли на сцену и запели:
В траве сидел кузнечик,
Совсем как огуречик,
Зелененьким он был,
Зелененьким он был.

Бал окончился.

- Много дней Знайка и его товарищи путешествовали и наконец вернулись в родные края. Лето подходило к концу, и на улицах зацвели самые красивые цветы: белые хризантемы, красные георгины, разноцветные астры. В честь путешественников поэт Цветик прочитал стихи, взобравшись на пустую бочку, как на трибуну:
Отважных путников встречаем с жаром!
Отправились они с большим воздушным шаром,
А возвратилися - Ура,
Они без всякого шара.

- Незнайка увидел своего лучшего друга Гуньку, и они побежав навстречу друг друг даже столкнулись лбами. Вот так встреча была! На этом путешествие окончилось, но еще долго путешественники рассказывали о своей дружбе с малышками. Незнайка тоже подружился с малышками, только он редко участвовал в играх. Он говорил: "Мне играть теперь некогда. Я и читать-то умею с горем пополам, а пишу только печатными буквами. А мне обязательно надо научиться красиво писать. Уж я сам знаю для чего."
Вот такой стал Незнайка после путешествия, и помогла ему в этом дружба.

Исполняется песня о дружбе (по выбору муз.руководителя).
Дети получают поощрительные призы.

Joomla SEF URLs by Artio