Мустафина Разима Исмагилевна

 

Тема:  Чекмагуш - о дивный, чудный край.

 

Цель:

  • Формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране;
  • Создать эмоционально—положительную основу для развития патриотических чувств  любви и преданности Родине;
  • Развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас;
  • Расширить знания учащихся по истории, культуре родного края,
  • Способствовать воспитанию чувства любви к Родине ,чувства прекрасного и гордости за свой народ;
  • Формирование семейных ценностей;

 

Оборудование:карта Республики Башкортостан и Чекмагушевского района, ноутбук, проектор, экран, презентация к занятию, презентация физминутки «птицы», рисунки «Чекмагуш-мой край родной»(выставка).

 

Содержание классного часа

1.Вступление.

Слайд 1 «Природа Башкортостана»

 

Ученик.Башкирия! Моя земля и небо,

Моя любовь, мой соловьиный край.

Мне жаль того, кто здесь

Ни разу не был.

Мне жаль того, кому не пел курай.

 

Ученик.Душистый хлеб, тропа лесная,

Хрустальный воздух на заре…

Есть у меня земля родная,

И счастье есть на той земле.

 

Ученик.И если я иду по жизни,

А в сердце песня о весне

Спасибо солнечной Отчизне

За ту мелодию во мне.

 

Ученик.За хлеб, за соль, за солнце с нами.

По пашне я иду босой.

Я прикипел к земле ногами,

Прирос я к Родине душой.

 

(автор: Геннадий Молотков)

 

-Вступительное слово учителя.

-Каждому из нас близко и понятно слово «Родина». Ребята,  что вы понимаете под слом РОДИНА. Здесь нам всё знакомо и близко - язык, быт и традиции народа.

Родину милую

Любим ты и я-

Детство счастливое

Светлые края!

Ребята, о чём пойдет речь на нашем занятии?(о Родине) У каждого гражданина есть своя родина. А ваша Родина, где? (ответы учащихся)

Слайд 2(карта Республики Башкортостан, Чекмагушевского района.)

 

Башкортостан      Чекмагушевский район    Чекмагуш (слова на доске)

 

Слайд 3(панорама Чекмагуша)

 

-Сегодня мы узнаем много нового о родном Чекмагуше, а для этого мы отправимся на экскурсию по нашему району. Путь будет неблизкий, поэтому нам необходим транспорт. На чём мы отправимся, вы сейчас сами скажете.

(загадка)

Слайд 4  :Что за чудо- синий дом!

               Ребятишек много в нём.

               Носит обувь из резины

               И питается бензином. (на слайде появляется рисунок автобуса)

-Во время экскурсии мы с Вами не просто будем наблюдать, но будем выполнять задания. Активным участникам будут вручаться медальоны и в конце определятся победители экскурсии. Перед тем, как сесть в школьный автобус нам необходимо вспомнить правила поведения в школьном автобусе и ПДД. Какие это правила, ребята, как вы думаете? (называют правила)

         Удобнее рассаживайтесь и будьте внимательнее.

-Ребята, кто знает , почему наше село называется Чекмагуш. Существует несколько версий или легенд о происхождении названия села. По одной из них - река- Чекмагуш является границей Дуванейской и Кыр-Еланской волостей, т.е. граница - «чик», отсюда «Чикмагыш». По другой версии - с. Чекмагуш расположено у реки Чекмагуш, на берегу которой были камни (кремни), с их помощью добывали огонь, то есть «Чакмагыш» происходит от слов «Чакматаш» -«чакма» в переводе «кремень».(Слайд 5.) Именно эта версия близка самим чекмагушевцам. Наш земляк, знаменитый композитор Талгат Шарипов написал песню на слова писателя-земляка Гилемдара Рамазанова, которая звучит так:

Сез кайдан дип сорасагыз,

Без дуслар Чакмагыштан.

Кызлар бездэ каракаштан,

Егетлэр чакматаштан.(слушание и обсуждение)

Понравилась вам легенда о происхождении села Чекмагуш? Обратите внимание, что мы проезжаем? Слайд6(школу №2)

-А что значит -школа?

-В школе учат всему: и петь, и читать, и считать, и шить, а также рисовать.

Посмотрите, что расположено рядом со школой ? -Дом культуры.

-Почему такое название носит это здание. Что о нем вы ещё можете рассказать. Правильно в РДК проводятся праздники, концерты, при нём работает музыкальная школы, где дети учатся играть на различных инструментах, учатся танцевать , рисовать и многому другому.

-Сейчас для Вас Гордиенко Никита сыграет на флейте,  а вы послушайте и попробуйте угадать , что он сыграл.( «Во поле берёза стояла»)

-Ребята посмотрите направо- это мечеть.(Слайд7).Кто знает что такое мечеть? Да, мечеть- это место для молитвы. Какие мероприятия проводятся в мечети? Читают намаз, дают имя новорожденным, совершают никах.

(Слайд 8)-Куда мы приехали? (к памятнику)

-Как вы думаете, кому поставлен памятник? (солдатам погибшим в Великой Отечественной войне). Да, каждый год мы чтим память о погибших солдатах, которые сражались за Родину. (минута молчания).

(СЛАЙД 9)Ребята посмотрите –это библиотека. Как вы думаете, какаую роль играет библиотека в жизни человека.

II. Экскурсия к реке Чермасан.

 

А сейчас нам предстоит очень долгий путь к реке Чермасан. Чтобы нам не было скучно, мы с Вами побеседуем. Сейчас поработаем в парах. У вас на руках листы с текстом. Прочитав текст, вы сможете найти ответ на вопрос, который написан в начале текста. Приступаем к работе.

Викторина:

1.Какие национальноти проживают на территории Чекмагушевского района? Татары, башкиры, русские, чуваши, мордва, украинцы, марийцы и другие.

2.Каких писателей вышедших из Чекмагушевского района вы знаете? Гилемдар Рамазанов, Вазих Исхаков,Нур Гайсин, Акрам Вали, Гизетдин Исанбердин,Халаф Гарданов,Марис Назиров,Фаниль Мансуров, Мансаф Гилязев и др.

3.Каких артистов нашего края вы знаете?  Ильфак Смаков,Рива Исхакова, Анфак Гарипов, Лена Зарипова, Ильхам Валиев,Фауза Гасакирова, Рамиль Хазиев, Зульфия и Явит Шакировы и др.

(Учащиеся дополняют ответы друг друга.)

-(СЛАЙД10) Вот мы с Вами у реки Чермасан. Посмотрите, какая голубизна её чистой и прозрачной воды. А вокруг берегов густые заросли ивы и луга. Не смотря на её величину , в ней водится много рыб. Назовите этих рыб? (лещ, плотва, окунь, голавль, щука, елец, не говоря уж о такой мелочи как уклейка, пескарь и ерш.)Посмотрите на берегу реки пасутся  птицы . Каких птиц вы видите? Сейчас мы поиграем. Представили, что мы птицы (физминутка с музыкальным сопровождением по теме "Птицы»-презентация «Физминутка птицы».

-Поиграли, подышали свежим воздухом, теперь нам нужно возвращаться обратно. Внимательно посмотрите(Слайд11) какие это поля. Правильно, пшеничные поля. Что мы получаем из пшеницы?(муку).А что выпекают из муки? Посмотрите какой пышный хлеб.

Ребята, вы знаете пословицы о хлебе и труде вы знаете? Вы с некоторыми из них познакомитесь, но для этого нам нужно разбиться на 5 групп . Перед вами карточки в которых находится набор слов. Как вы думаете, что из них вы соберёте ? (Да, пословицы) (Слайд12)

  • Хлеб -всему голова.
  • Дело мастера боится.
  • За всякое дело берись умело.
  • Будет хлеб - будет и обед.
  • Без соли, без хлеба худая беседа.

Чему учат пословицы?(учащиеся раскрывают смысл пословиц)

Молодцы! Вот мы и вернулись домой.(Слайд13) На нашу улицу в нашу семью. Откуда и начинается наша Родина.

 

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.(Слайд14)

 

-Ребята, надеюсь, наша экскурсия была полезной и интересной. Если Вам понравилось, возьмите красные цветочки, если не очень желтые. И прикрепите на эту полянку. Пусть Ваша жизнь будет такой же красивой как эта цветочная полянка. Я думаю, что о ней вы ещё не один раз вспомните.

Спасибо за участие.

До свидания!

 

Joomla SEF URLs by Artio