К вопросу о знакомстве младших школьников
с достопримечательностями Санкт-Петербурга

Суслова Елена Владимировна

Актуальность знакомства младших школьников с достопримечательностями Санкт-Петербурга не подлежит сомнению. Мы проживаем в одном из прекраснейших городов мира, который по праву считают «культурной столицей» России. Но, к сожалению, даже многие коренные петербуржцы не знают истории города, а ведь в наш город постоянно приезжают люди из других регионов, других национальностей. Им тоже необходимо знать историю города, в котором они живут. И начинать это знакомство следует  как можно раньше. К тому же большинство родителей слишком заняты работой и достаточно редко выбираются с детьми в центр города. Поэтому особое значение в этом вопросе придается школе.

Следует отметить, что знакомство с достопримечательностями Санкт-Петербурга детей младшего школьного возраста в условиях школьного образовательного учреждения  имеет свои особенности.

Конечно, идеально было бы знакомиться с городом во время непосредственных экскурсий, однако, здесь имеется ряд сложностей. Во-первых, организация таких экскурсий достаточно дорога и не все родители могут на нее согласиться. Во-вторых, большинство школ находится в спальных районах города, и добраться до центра с учетом пробок  можно не менее чем за полтора часа. Естественно, чтоусталость от дороги нивелирует для детей радость от посещения интересных мест, получения новых впечатлений. В-третьих, в центре города детей поджидает много опасностей (интенсивное дорожное движение, слишком много посторонних людей и т.д.) Первоклассники могут легко потеряться, отстать от группы.

Исходя из вышесказанного,  целесообразным для детей данного возраста, особенно для учащихся 1 класса,   представляется первоначальное знакомство с достопримечательностями Санкт-Петербурга  в условиях школы. Оно может проходить либо непосредственно в классе, либо в актовом зале. Родителям же можно дать задание посетить центр города с ребенком и осмотреть основные достопримечательности  в свободное время. Перед этим желательно дать родителям информацию, на что надо обратить внимание, что посмотреть, какую литературу прочесть.

Особо следует сказать о выборе метода знакомства с достопримечательностями Санкт-Петербурга. Очень важно, чтобы знакомство с городом не превращалось в монологическую речь учителя. Наиболее оптимальным в данном случае представляется метод игры. Являясь ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте она сохраняет свое значение и в младшем школьном возрасте.

На наш взгляд, метод игры станет оптимальным методом познания своего города для младших школьников. Именно в  процессе игры  развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.

         Для знакомства с историей Санкт-Петербурга в условиях школы могут применяться следующие виды игр (выбор их зависит от ряда факторов: количество детей в группе, уровень их подготовленности и пр.): дидактические игры, настольные игры, игры-квесты, подвижные игры и пр.

При знакомстве с достопримечательностями Санкт-Петербурга могут применяться следующие дидактические игры:  «Узнай наш флаг (герб)», «Иностранец», «Чей костюм?»,  «Я назову, а ты угадай»,   «Угадай картинку»,  «Найди сходства и отличия», «Узнай по детали (силуэту, цвету)», «Собери из частей», «Что напутал художник» и др. Данные игры помогают  закрепить представления младших школьников о характерных функциональных и художественных особенностях архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга.

Например, для проведения игры «Что напутал художник» - детям выдаются или показываются картинки с ошибками в изображении зданий.Ребенку необходимо найти ошибку и объяснить свой ответ. Данная игра не только развивает  интерес к родному городу, но и развивает наблюдательность, внимание, память.

«Узнай по описанию» - Для игры раздаются карточки с изображениями памятников или зданий города, о которых будет идти речь. Ведущий читает текст к карточке. Кто догадается, что изображено на картинке и даст правильный ответ, получает соответствующую картинку. Победителем становится тот, кто наберет большее число карточек.

Примеры текстов к карточкам:

·       Перед Русским музеем в Санкт-Петербурге установлен памятник великому русскому поэту. Назовите имя поэта. (А.С. Пушкин)

·        Главная площадь нашего города. Здесь всегда многолюдно, особенно в праздники. Прекрасный дворец, старинный сад, величественное здание с аркой окружают площадь со всех сторон. Назовите эту площадь. (Дворцовая площадь)

·        Необычный сад за ажурной чугунной решеткой. На аллеях сада установлены мраморные статуи. Знаете ли вы название этого сада? (Летний сад)

·           Крепость на острове построили по приказу Петра I. Со стен крепости смотрели пушки, охраняя Петербург. Затем крепость стала тюрьмой. Сейчас здесь музей. Назовите эту крепость. (Петропавловская крепость)

Примером настольной игры является «Петербургское домино». Для игры детям раздаются  карточки, поделенные на две части: на одной части - картинка с изображение достопримечательности Петербурга, на другой- название другой достопримечательности города. Дети поровну разбирают карточки. Первым начинает ходить игрок с Петропавловской крепостью. Следующие игроки читают надписи памятников и подбирают их, накладывая картинкой на название. В результате выстраивается  цепочка. Выигрывает тот, кто раньше выложит все карточки.

Особое значение следует уделить подвижным играм Младшие школьники еще не могут долго находиться  на одном месте и им необходима смена вида деятельности. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила.

Таким образом, игра является важнейшим методом познания истории и культуры Санкт-Петербурга для детей младшего школьного возраста. Именно игра пробуждает интерес к родному городу; развивает память, внимание, мышление; развивает творческие способности младших школьников. Именно игра позволяет перейти от скучного монотонного лекционного изложения материала к более интересной и продуктивной форме занятия.

 

Список литературы

1.     Авсеенко В.Н. История города С.-Петербурга в лицах и картинках 1703-1903 исторический очерк. – СПб.: Сотис,  1993. – 239 с.

2.     Алифанова Г.С.   Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. – СПб.: Паритет, 2005. – 288 с. 

3.     Воспитание детей в игре. / Сост. А.К. Бондаренко и др. М.,  Просвещение, 1983. – 192 с.

4.      Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. – 1966. - №6. – с.62-68

5.     Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е. и др.  Младший школьник: развитие познавательных способностей. – М.: Просвещение, 2003. – 208 с.

6.     Канн П.Ю. Прогулки по Петербургу. -  СПб.: Палитра, 1994. – 136 с.

7.      Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. -  М.: Изд-во УРАО, 1999. – 175 с.

8.      Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. - Л.: Издательство Ленинградского ун-та,  1990. - 256 с.

9.      Синдаловский Н.А. Легенды и мифы Санкт-Петербурга. -  СПб.: Норинт,  1997. – 207 с.

 

 

Joomla SEF URLs by Artio