Методическая разработка внеклассного занятия в начальной школе.
Внеурочная деятельность. 1 класс

 Экскурсия в зимний лес: «Зима. Как готовятся к зиме братья наши меньшие»

 
                                                                                Верёвочкина Татьяна Анатольевна,
учитель начальных классов
ГБОУ гимназия 622
Выборгского района Санкт-Петербурга     
 
Цели: 
1. Закрепление  знаний  об особенностях зимнего периода года, условиях обитания животных и птиц в этих условиях, адаптации живой природы к зиме.
2.Учимся наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.
3.Воспитываем бережное отношение к живой природе.
 
Оборудование:  фотоаппарат, MP3-плеер, MP3-запись песни «Три белых коня».
                              
                                                        Ход урока:
I.Организационный  момент. 
II.Вступительное слово учителя: 
– звучит мелодия «Три белых коня»
- О каких трех конях поется в песне? (Декабрь, Январь, Февраль)
III. -Говорим о зиме, вспоминаем зимние месяцы и отгадываем загадки:
 
          ***
Морозы и вьюга,
И снег на дворе,
К нам в гости приходит зима в ...           (Декабре)
          ***
По счёту первым он идёт,
С него начнётся новый год.
Открой скорее календарь,
Читай! Написано - ...         (Январь)
 
        ***
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели, 
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это?     (Февраль)
 
-Объясните пословицы и поговорки о зиме: 
Зима без снега - лето без хлеба.
Хороший снежок урожай сбережет. 
У февраля два друга — метель и вьюга. 
В декабре зима стелет холсты, а мороз наводит мосты. 
Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет. 
Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает. 
 
 
 
Зима чудесное время года. Давайте вспоминаем зимние забавы (дети вспоминают зимние забавы: лыжи, коньки, снежки, снежная баба, катание с горки, ответы детей можно добавить загадками):
Две новые, кленовые,  подошвы двухметровые. В них поставил две ноги — и по большим снегам беги!  (лыжи)                                                                                                                                                   
Я катаюсь на нем до вечной поры. Но ленивый мой конь возит только с горы, а на горку всегда сам пешком я хожу, и коня своего на веревке вожу.   (Санки)                                                                                                                                                                 
Каждый вечер я иду рисовать круги на льду. Только не карандашами, а блестящими...                                                                                                                                                             (Коньками)
Снег катали и месили, человека мы слепили. Вместо глаз — два уголька, там, где нос, - морковка,  а в руках — метелка. Кто он, наш Егорка?  (Снеговик)                                                                                                                                                                     
 
Игра «Накорми зверей и птиц»: (Установите соответствие кто, чем питается)
Корм для зверей и птиц:                           Звери и птицы:
Мед                                                                      Белка
Орехи                                                                   Полевая мышь
Сыр                                                                      Воробей, голубь, синица
Пшено                                                                  Медведь
Морковка                                                             Ежик
Яблоко                                                                  Заяц
 
Давайте поговорим с вами о жизни птиц зимой:
-Чем питаются птицы зимой? (Семенами и ягодами растений и деревьев, жучками, которые прячутся глубоко под корой деревьев, остатками человеческой пищи на свалках… ) 
-А чем человек может помочь птицам? (Человек может сделать кормушки).
 
                                                 ****
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов к вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, 
Горсть одна - и не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
 
 
 
Животные зимой:
-Что общего у волка, лисы, кабана, рыси, горностая? (У этих животных теплый мех и они хищники, они охотятся круглый год)
-А что объединяет медведя и ёжика? (Эти зверь зимой спят)
-А как переживает зиму белка?  (Белка летом и осенью сделала запасы на зиму)
 
О деревьях зимой:
-Ребята, посмотрите на деревья, почему они на зиму сбросили листву? ( Лиственные деревья, сбрасывая листву на зиму, сберегают себя от гибели в зимние морозы)
-Ребята, а вот и красавица елка, попробуйте объяснить, почему про елку говорят: зимой и летом одним цветом?  (Хвойные деревья на зиму не сбрасывают хвою, они стоят круглый год зелеными.  За счет формы хвоинок, деревья хорошо переносят зимние морозы).
 
-Что такое зима? ( Снег, морозы, елка, Новый год, зимние забавы….)
-Как готовятся к зиме птицы, животные и деревья?
-Как мы можем помочь пережить суровую и долгую зиму братьям нашим меньшим?
 
IV.Итог внеклассного занятия--экскурсии: создание фотоотчета «Экскурсия в зимний лес».
 
Joomla SEF URLs by Artio