Конспект занятия в группе продлённого дня в 4 классе

Экологическое ассорти

Кирилюк Галина Васильевна,
воспитатель ГПД ГБОУ школы №638
Пушкинского района Санкт-Петербурга

 

Цели:

1.               Продолжать учить различать и называть представителей животного и растительного мира (насекомые, звери, рыбы, птицы, растения). Упражнять в умении различать деревья нашего края по внешнему виду; узнавать животных по описанию, отгадывать загадки. Тренировать в построении полного аргументированного ответа.

2.                Развивать устную связную речь, произвольное внимание, восприятие, сообразительность, логическое мышление, долговременную память.

3.                Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, экологическую культуру.

 

Предварительная работа: Чтение сказок и рассказов по теме, систематические наблюдения на прогулках, экскурсиях, рассматривание картин, иллюстраций и др.

Оборудование:

1.     Мультимедиа, коробка с конфетами.

2.     Рисунки по темам: “Растения”, “Рыбы”, “Животные”, “Птицы”.

3.     Призы всем участникам.

 

План занятия

      I.            Организационный момент

   II.            Выполнение заданий по темам.Гонка за лидером

Тема «Птицы»

Тема «Звери»

Тема «Насекомые»

Тема «Растения»

Тема «Красная книга»

Тра-ля-ля

Тема «Рыбы»

III.            Подведение итогов награждение победителей

Ход занятия

      I.            Организационный момент

Сегодня, ребята, у нас необычное занятие. Оно называется “Экологическое ассорти”.

Знаете ли вы, что такое “ассорти”? Правильно, это набор разных конфет. Я принесла вам целую коробку конфет. Но эти конфеты необычные. Они все разного цвета. Если вам достанется конфета зеленого цвета, то вы отвечаете на вопросы и выполняете задания по теме “Растения”, желтая – “Насекомые”, синяя – “Рыбы”, фиолетовая – “Птицы”, красная – “Звери”. Остальные конфеты с сюрпризом, о котором я сообщу после развёртывания конфеты. В соревновании участвуют две команды: “Мяу” и “Гав”. Мы желаем успеха обеим командам и начинаем игру. За каждый правильный ответ получаете баллы.

Команды по очереди берут конфеты и выполняют задания. Если команда правильно отвечает, то сразу получает 5 баллов. Если с подсказкой – 3 балла. Если не могут ответить, то вопрос отдается другой команде.)

 

   II.            Выполнение заданий по темам.

    1.        Тема «Рыбы»

 

·         У этой рыбы фантастическая жадность. В ее желудке находят не только других рыб, но и мышей, крыс, мелких и средних птиц, а еще часы, монеты – видимо хищница принимает их за рыбку с яркой чешуей. Что это за рыба?

Подсказка: “Ухвачу-ка! Проглочу-ка! Щелкает зубами…(щука)”.

·         Это самая большая из пресноводных рыб, обитающих в России. У нее нет чешуи. Предпочитает жить на дне водоема, где ее часто не отличишь от бревна. У этой рыбы даже есть усы.

Подсказка: “Говорят, один рыбак

                      в речке выловил башмак,

           Но зато ему потом

           на крючок попался…(сом)”

·         «Где у рыбки глазки? Где у рыбки хвост?»  (рисование с завязанными глазами) Нарисуй глаз рыбки, сделай поворот кругом. Нарисуй плавник, чешуйки, присядь 2 раза. Нарисуйте тело рыбки, два шага назад, два шага вперёд, нарисуй  хвост, развяжи шарф на глазах. (Представители обеих команд)

 

                                 2.        Тема «Птицы»

·         Игра «Кто больше?» Команды по очереди называют птиц

·         Загадки про птиц. Если команда не отвечает, то вопрос переходит другой команде.

Меня сизокрылым
Все с детства зовут.
Как символа мира
И любят, и чтут. (Голубь.)

 

Эта птица любит море.
Жить привыкла на просторе.
В море синее нырнет -
Рыбку в клюве принесет.
Что за птица? Угадай - ка!
Знают все, что это. (Чайка.)

 

Всю ночь летает —
Мышей добывает.
А станет светло —
Спать летит в дупло. (Сова.)

 

Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. ( Журавли.)

 

В клетке целый день сидит,
И под нос себе твердит,
Но услышав двери скрип,
Он кричит "Филипп-Филипп",
Кеше пить быстрее дай,
Кто же это - (Попугай.)

Перья черные и с блеском,
Может быть довольно дерзким,
Всё – вредителям конец!
Имя птице той — … (Скворец.)

 

Она под крышами живет,
Гнездо своё из глины вьет,
Целый день суетится,
На землю не садится,
Высоко в облаках летает,
Мошек на лету поедает,
В черном фраке лапочка,
А зовется ?…..(Ласточка.)

·         Конкурс «Живые синонимы»Если команда не отвечает, то вопрос переходит другой команде.

1.    Верность... (лебединая).

2.    Любовь и нежность... (голубиная).

3.     Большеглазый, как... (филин).

4.    Желторотый, как... (птенец, цыпленок).

5.    Болтать или трещать, как... (сорока).

6.     Щебетать, весело переговариваться, как... (воробей, птичка)

7.    Ворковать, как... (голубь).

8.     Накаркать (накликать беду), как... (ворона).

9.     Долбить (говорить одно и то же), как... (дятел).

10.  Величавая походка, как у … (павлина) (выступает будто пава).

 

3.        Тема «Звери»

·         Игра «Угадай, кто я?» Вы задаете мне вопросы по очереди о животном, изображенном на рисунке, а я отвечаю “да” или “нет”. Побеждает команда, первой угадавшая это животное.  (заяц, еж)

·         Ответь на вопрос «Как это животное приспособилось, чтобы защититься от врагов?» (заяц  и еж)

4.        Тема «Насекомые»

·         Кроссворд «Насекомые»

Отгадай кроссворд про насекомых, составленный из популярных стихотворений и песен.

http://uznavaka.ru/wp-content/uploads/2014/09/Krossvord-pro-nasekomy-h.jpg

По горизонтали

По вертикали

1.Втраве сидел (…?…)
Совсем как огуречик зелененький он был.

 

2.И пришла к Айболиту лиса
«Ой, меня укусила (,,,?,,)

3..Попрыгунья (…?..)
Лето красное пропела
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.

4.(….?…)- красавица,
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?»

5.Вот ужо! Пожди немножко
Погоди!…А (…?..) в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море улетел.

6.На большой корявый сук
Сеть развешивал (..?..)
Зазывал: «Здесь славно так:
Вот, букашки, вам гамак!»

1.Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый
(…?…)
2.«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей (…?..)

3.И впился (…?..)как раз
Тетке прямо в правый глаз.
Повариха побледнела
Обмерла и окривела.

4.Пошла (…?..) на базар
И купила самовар.

5.Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг,встаньте в круг.
Жил на свете добрый (..?..)
Старый добрый друг.

Ответы:
по горизонтали: 1.Кузнечик. 2.Оса. 3.Стрекоза. 4.Бабочка. 5. Шмель. 6.Паук.
По вертикали: 1.Таракан. 2.Муравей. 3.Комар. 4.Муха. 5.Жук.

5.        Тема «Растения»

·         Перечислите какие части растения вы знаете.

·         «Узнай дерево по ветке»

Берёза, дуб, ель, сосна, малина, лещина (орешник).

                    6.        Тема «Красная книга»

·         Карточки  Что такое «Красная книга?» выбери карточку с правильным ответом

¾    Книга в красной обложке

¾    Книга учёта животных

¾    Книга «боли»

·        Придумайте названия экологическим знакам.

http://www.dezinfo.net/images3/image/09.2011/images29/1165.jpg

7.        Тра-ля-ля

Песню «В лесу родилась ёлочка»  команде «Мяу» - промяукать, команде «Гав» - прогавкать.

8.        Гонка за лидером

                       1.        С прилётом каких птиц считаемы начало весны? (Грачей)

                       2.        Куда зайцу бежать удобнее, с горы или в гору? (В гору, с горы заяц катится кубарем)

                       3.        Какую пользу приносят черви? (Рыхлят землю)

                       4.        Что теряет лось каждую зиму? (Рога)

                       5.        Пингвин птица или нет? (Да)

                       6.        Дерево – символ нашей Родины. (Берёза)

                       7.        Название, какого растения  говорит о том, где оно живёт? (Подорожник)

                       8.        Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (Муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы)

                       9.        Какой хищный зверь падок до малины? (Медведь)

                    10.      Какая птица подбрасывает своё яйцо в другие гнёзда? (Кукушка)

                    11.      Какая ягода бывает красной, чёрной, белой? (Смородина)

                    12.      Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет)

                    13.      Как называют зайчат, рождённых осенью? (Листопадники)

                    14.      Куда осенью деваются бабочки? (Гибнут с холодами, прячутся в щели, под кору)

                    15.      Самое сладкое дерево. (Липа)

                    16.      Зелёный покров земли. (Трава)

                    17.      Какой лесной низкорослый кустарник не знает листопада? (Клюква, брусника, вереск)

                    18.      Почему снегиря так назвали? (Прилетают с первым снегом)

                    19.      Какие животные спят зимой? (Медведь, ёж)

                    20.      Почему насекомых так называют? (От слова «насекать» - у них на брюшке насечки)

                    21.      Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябина, осина, клён)

                    22.      Коллекция засушенных растений. (Гербарий)

                    23.      Кто меняет шубу 2 раза в год? (Лиса, белка, заяц)

                    24.      Снег белый, а лёд… (Бесцветный)

                    25.      Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождливой)

                    26.      Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет? (По годовым кольцам)

                    27.      Что за трава, которую и слепые знают? (Крапива)

                    28.      Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает)

III.            Подведение итогов награждение победителей

 

Используемые источники

         1.        Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е. и др. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс.  М.: Вако,  2004.  –  320с. (Мастерская учителя)

         2.        Интернет источники

http://uznavaka.ru/krossvord-pro-nasekomy-h/ кроссворд насекомые

http://dreempics.com/priroda/4322-Ikologicheskie_znaki_po_ohrane_prirode_v_kartinkah.html экологические знаки охраны природы

Joomla SEF URLs by Artio