Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

 

Современные образовательные технологии в контексте ФГОС второго поколения.

 

Козлова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов

 

ГБОУ Гимназия № 284 г. Санкт-Петербург

 

Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования - основная задача федеральных государственных образовательных стандартов  второго поколения.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

В современном обществе нужны уже не только знания, но и умение их добывать, и применять эти знания в различных ситуациях. Одним из путей решения этого вопроса является правильный выбор педагогических средств. Так как в начальной школе, в процессе обучения, наиболее эффективно осуществляется ориентирование на воображение и мышление, развитие мануальных способностей, то мы используем такой вид педагогической технологии как  проектная деятельность. Ученик начинает осознавать себя  творцом своей деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет не просто механически получать какие-либо знания, а формировать у учащихся навыки:

  1. Определять цель деятельности, планировать этапы достижения цели, выполнять действия и операции, контролировать их;
  2. Выполнять мыслительные операции по достижению поставленной цели;
  3. Проводить наблюдения, необходимые опыты и эксперименты, создавать модели объектов и явлений окружающего мира;
  4. Работать в команде.

Потребность в действии сильнейшая у современных детей. Исследовать, изучать и создавать -  к этому, в конечном итоге, стремится каждый ребенок школьного возраста.

       Проектная деятельность может осуществляться как на уроке, так  и во внеурочное время. Создание проекта ориентировано на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален.  Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.  Проект дает ученикам опыт деятельности, воздействует на все сферы человека и поэтому он незаменим.

         Выполнение проекта начинается с выбора проблемы. Тема или будущая проблема может появиться из какой-либо урочной ситуации. Например, на уроке окружающий мир 1 класс перед детьми возникла проблема – дети не знали когда у кого день рождения, а так приятно когда тебя поздравляют. Используя игровую ситуацию, дети пришли к выводу, что надо спроектировать календарь дней рождений. Мотивация к работе – для того, чтобы тебя поздравили, надо знать когда это сделать.

В 4 классе при изучении темы «Способы получения знаний о прошлом. Археологические раскопки» детям была предложена анкета:

На уроке . . . . . . . . . . . меня заинтересовало ……… .

Я захотел узнать, почему именно так ………… .

Обсуждая с ребенком выбор его проблемы, я как учитель, подвожу его к тому, что она должна быть интересной и увлекательной не только для него, а результат труда должен быть интересен для всех. Также желательно, чтобы его проблема была оригинальной, присутствовал элемент неожиданности, и ее решение, то есть продукт, полученный в результате деятельности, должен принести реальную пользу участникам исследования. В результате обсуждений ученики выбирают проблемы для работы, практически самостоятельно.

Выполнение проекта начинается с планирования действий по решению проблемы. В ходе классной дискуссии ученики решили, что процесс решения проблемы должен состоять из нескольких этапов. Дети составляют схему своей исследовательской работы в виде паучка. «Туловище» паучка – это тема работы, «ножки» - содержание работы, ножек у паучка может быть больше или меньше, в зависимости от содержания материала. Таким образом, дети учатся выделять самое главное в своем исследовании, работать со схемой. При выполнении интегрированного проекта «конструирование игровой площадки для детского сада» детям было предложено спроектировать площадку для детского сада. Он должна быть интересной, яркой и привлекательной. Дети выбрали, что будет на площадке, какие заготовки им понадобятся, из какого материала они смогут это изготовить. В ходе работы и обсуждения было предложено много разных проектов площадки, но всего же не сделаешь. Дети выбрали наиболее интересные проекты и принялись конструировать свою будущую площадку.

Для того чтобы осуществить проект надо получить конкретную информацию, не надо изобретать велосипед. Здесь моя задача как педагога научить их работать с различными источниками информации, не только с интернетом, но и особенно с книгами, что сейчас очень редко. Информация может оказаться как в художественной, так и в справочной литературе. При этом я могу только помочь им найти место нахождения материала, а найти его там это их работа. Они должны сами принять решение об окончании сбора материала, считая его достаточным для раскрытия проблемы. В ходе обсуждения ребята объясняют учителю свою позицию, аргументируя окончание подбора материалов. Моя задача - оценить подготовленный материал, выслушав аргументы детей, и в случае необходимости показать им, что собранной информации недостаточно, либо ее много, она может оказаться лишней. Что значит лишней?  Лишняя информация это: материал, который может увести от решаемой проблемы; повторяющийся материал; материал который мешает увидеть главное. В ходе долгосрочного интегрированного проекта «Городские цветы», 4 класс,  формируются семейные команды, которые проводят исследовательскую работу, изучают историю семьи, знакомятся с цветами, которые можно выращивать в городской среде, получают информацию о ландшафтном дизайне, учатся ухаживать за растениями, приобретают навыки совместной трудовой деятельности. Информационное оснащение проекта: печатные источники различных рангов, ресурсы Интернета по тематике проекта.

После этого ученики начинают работать с полученной информацией, выбирая ту, что им понадобится в своей работе. Здесь важно помочь им понять, что не имеет смысла давать всю собранную ими информацию. Они должны отобрать самое необходимое для раскрытия проблемы, и в случае необходимости провести дополнительное исследование. Оценив подготовленный материал, дети выбирают форму его представления. Это может быть доклад, компьютерная презентация, видеофильм, поделка, сборник, спектакль. Задача педагога помочь им выбрать наиболее оптимальную форму для данной проблемы. Это необходимо самому ребенку, для того, чтобы он мог представить свой проект на обсуждение коллектива. Например, в проекте «Встреча со сказкой», 4 класс, продуктом такой работы стал сборник сказок, которые сочинили дети. В проекте «Птицы - наши друзья»,  1 класс, продуктом работы стали кормушки, изготовленные учениками. В исследовательском проекте «Конструирование простейшего измерительного прибора, его устройство», 2 класс, дети попробовали себя в роли изобретателя, сконструировав и изготовив прибор для измерения силы ветра.

Подготовив свой  проект к защите, ученик вступает в самую ответственную стадию своего проекта, его защиту. Он должен выступить перед одноклассниками и доказать им, что его работа интересна не только ему, но и им. При защите индивидуальных проектов ученики ощущают свою значимость, испытывают гордость за созданный ими продукт. Ощущая поддержку окружающих, они понимают, что способны решать более сложные, более интересные задачи. Можно сказать, что у школьников формируется положительная мотивация к учебной деятельности. При защите проекта «Календарь дней рождений» дети доказали значимость своей работы для всех, тем, что когда группы (каждая группа работала по одному времени года) объединили свои модули, то получился годовой календарь для всего класса. В ходе реализации проекта «Городские цветы» защита проходила в два этапа: сначала индивидуально защищались эскизы клумбы, потом, после работы в группах, на суд класса и жюри выставлялись макеты. Данный проект был особенно значим, дети создавали клумбу, посвященную 65-летию Победы.

Таким образом, метод проектов позволяет реализовать потребности учеников в самовыражении, доказать себе и остальным, что им по плечу решение самостоятельных и инициативных задач.

Сейчас мы рассмотрели общую схему работы в ходе проектной деятельности, но ведь по продолжительности проекты могут быть различными.

 Это могут быть краткосрочные проекты - требуют 2-3 урока для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.

Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах, и индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока. 

Самый сложный для учителя это мини-проект. Здесь перед ним встает вопрос: «Как уложиться в такой временной промежуток, как изучить тему, учитывая, что мы работаем с программным материалом?»  Учитель должен стать организатором проекта. За короткий промежуток времени суметь заинтересовать учащихся предстоящей работой,  помочь им правильно понять и принять поставленную задачу. Необходимо создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. У детей появляется возможность проявить себя с самой неожиданной стороны,  показать свои скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.  Учитель, как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.

Весь прошлый год наше методическое объединение начальной школы осваивало метод проектной деятельности. Мы провели открытые уроки, сделали видеозаписи, проанализировали выполненную работу и результаты  представили на районном семинаре для председателей методических объединений школ.

 

 

 

 

Источники информации:

  1. ГОУ Гимназия № 284 Проектная деятельность в начальной школе: материалы семинара «Реализация стандартов второго поколения средствами проектной деятельности».- СПб: 2011.- 24 марта.
  2. Метод проектов в начальной школе: система реализации // Авт.-сост. Н.В. Засоркина и др.  Волгоград: Учитель, 2010.
  3. Поливанова К.Н Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. -2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.- (Работаем по новым стандартам).
  4. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. // Под ред. А.Б. Воронцова.- М.: Просвещение, 2010.- (Стандарты второго поколения).
  5. Развитие исследовательских умений младших школьников // Под ред. Н.Б. Шумаковой.- М.: Просвещение, 2011.- (Работаем по новым стандартам).
  6. Полезные ссылки:
Joomla SEF URLs by Artio