Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Проектные задачи в начальной школе как средство
развития универсальных учебных действий

Смирнова Елена Александровна,
учитель начальных классов ГБОУ  СОШ №562
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний на развитие самостоятельных учебных действий, потому что наиболее актуальной и востребованной в общественной жизни оказывается компетентность в решении задач (проблем). «Сегодня в основе успешности обучения лежат универсальные учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования превалируют методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач». [1]

С введением ФГОС, приоритетом начального общего образования становится деятельностно-ориентированное обучение, т.к. именно оно помогает решить задачу формирования универсальных учебных действий.

Но только в условиях традиционной классно-урочной формы обучения  достичь новых образовательных результатов невозможно. Для этого необходимо искать новые подходы к  организации учебной деятельности учащихся. Такую возможность дают  проектные задачи. Что же это такое?

«Проектная задача – это задача по форме и содержанию приближенная к «реальной» ситуации и ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме. Итогом решения такой задачи всегда является  «продукт» созданный детьми. Во – первых, это реальный «продукт» - схема, текст, макет и т. д. Во – вторых, это нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка». [2]

Проектные задачи бывают одновозрастные (группы формируются из учеников одного класса или параллели) и разновозрастные (группы формируются из учеников разных параллелей); предметные (по литературному чтению или по математике и т.д.) и межпредметные. Но даже если задача ориентирована в большей степени на один предмет, межпредметные связи внутри нее очень четко прослеживаются, и для ее решения дети привлекают знания из разных предметных областей.

Проектные задачи имеют ряд педагогических эффектов. Они создают возможность организации сотрудничества детей между собой, а так же возможность посмотреть, как дети осуществляют «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию.

Таким образом, в ходе решения проектных задач у школьников могут быть сформированы способности рефлексировать, целеполагать, планировать, моделировать, проявлять инициативу при поиске способа решения задачи, вступать в коммуникацию.

В зависимости от вида проектной задачи требуется определенное количество времени для ее решения – от двух до четырех уроков.

Сегодня я расскажу о своем опыте и о том, какие универсальные учебные действия формируются в ходе решения проектной задачи.

Проектная задача по литературному чтению «Мир глазами животных».

Тип задачи: предметная, одновозрастная.

Цель: Использование предметных знаний в модельной ситуации.

Замысел задачи: одним из понятий в курсе литературного чтения является «точка зрения», когда дети учатся находить точку зрения героев в тексте, учатся ее понимать, а главное – вставать в позицию героя, смотреть на мир его глазами и озвучивать его точку зрения.

На первом этапе решения проектной задачи детям описывается модельная ситуация и ставится задача.

Им предлагается принять участие в разработке и выпуске первого номера художественно – публицистического журнала «Мир глазами животных». Создавая свой номер журнала, дети самостоятельно выбирают рубрики, которые наполняют материалами о жизни собак, пользуясь не только предложенными художественными и энциклопедическими текстами, но и создавая собственные тексты, снабжая их фотографиями, рисунками. коллажами. Каждая группа работает над одной рубрикой. Сколько групп, столько и рубрик.

На этом этапе формируются следующие УУД:

личностные   -  формирование  положительной  мотивации учебной деятельности;

регулятивные – учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия;

коммуникативные – учащиеся приобретают умение осуществлять сотрудничество в поиске и сборе информации.

Второй этап – этап выполнения заданий.

Дети знакомятся с предложенными текстами. Возникает вопрос – подходят ли данные материалы для журнала. После обсуждения они приходят к выводу, что материалы не подходят, т. к. журнал называется «Мир глазами животных», значит, и все тексты должны быть от лица животных.

Становится понятно, что предстоит не просто осуществить отбор материала, но и его преобразование, т.к. необходимо удерживать поставленную авторскую задачу, т. е. писать текст от лица собаки.

На этом этапе формируются следующие УУД:

личностные – развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи;

регулятивные – формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы (умение планировать и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками);

коммуникативные – дети учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать, понимать позицию других людей, уступать им.

Третий этап - рефлексивно-оценочный.

Учащиеся представляют свои результаты. Критерии оценки предлагают дети. Работа каждой группы, работавшей над отдельной рубрикой, оценивается по разработанным критериям. В конце работы все рубрики соединяются в единый журнал.

На этом этапе формируются следующие УУД:

личностные – самоопределение, действия нравственно-этического характера;

регулятивные – контроль и оценка проделанной работы  и полученного результата не только своего, но и других групп; также учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата;

коммуникативные – учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Особенность данной проектной задачи в том, что нет единственно правильного варианта решения. Каждая группа создает свой продукт, и во всех группах он разный. Такой подход расширяет возможности детей, предоставляет простор для их воображения и фантазии, делает этап презентации более интересным для учащихся, а действие оценивания не формальным.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача:  

¾    владение понятием «точка зрения»;

¾    умение преобразовывать художественные тексты от лица героя;

¾    умение удерживать и решать поставленную авторскую задачу.

Данная работа позволяет в модельной ситуации проверить, насколько дети владеют таким понятием как точка зрения, умеют ставить и удерживать авторскую задачу, анализировать и преобразовывать тексты, а также способствует развитию навыков кооперации.

Таким образом, становится понятно, что метод проектных задач актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Я представила опыт решения проектной задачи только с точки зрения развития универсальных учебных действий учащихся, не затрагивая многие другие аспекты, в том числе организационный, который является наиболее сложным. Но все сложности преодолимы, когда видишь, с каким интересом и энтузиазмом дети откликаются на эту работу, сколько творчества и выдумки они проявляют, как переживают за полученный результат и радуются, когда все получилось.

Список литературы:

[1] Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли. Пособие для учителя/ Под ред.  А. Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2008

[2] Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителей/ [А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.]; под ред. А. Б. Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010

Использованные интернет – ресурсы:

  1. http://imcnt.ru/system/files/files/proektnaya_zadacha_kak_sposob_formirovaniya_uud_mladshih_shkolnikov_i_a_chumakova.pdf
  2. http://www.uznaem-kak.ru/proektnaya-zadacha-dlya-2-klassa-mir-glazami-zhivotnyx/
  3. http://www.openclass.ru/node/221600
Joomla SEF URLs by Artio