Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Технологическая карта урока

Цели деятельности педагога

1. Познакомить учащихся с основными элементами дымковской росписи, с историей возникновения дымковской игрушки. 2.Повторить и закрепить знания о свойствах пластилина, навыки и приемы лепки. 3.Научить изготавливать игрушку из пластилина по мотивам работ дымковских мастеров. 4.Воспитывать интерес к традициям русского народа, его истории и культуре, любовь и бережное отношение к предметам народного творчества, любовь и интерес к искусству; воспитывать аккуратность при выполнении работы. 4.Развивать мелкую моторику, глазомер, эстетический вкус младших школьников.

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративная. Фронтальная, индивидуальная.

Основные понятия и термины

Дымковская игрушка, ярмарка, орнамент

Образовательные ресурсы

Электронное приложение к учебнику Н.И.Роговцевой «Технология 2 класс»( Перспектива, изд. Просвещение)

Презентация «Дымковская игрушка»

dymkovo.com

Наглядно-демонстрационный материал

Образцы дымковских изделий, схема последовательности лепки дымковских игрушек,

Оборудование

Учебник, рабочая тетрадь, пластилин стека, нитка для разрезания пластилина, подкладной лист, картон-основа для игрушки

Планируемые образовательные результаты

Личностные: сориентированы на бережное отношение к изделиям декоративно-прикладного искусства, любовь и интерес к искусству, уважительное отношение к личности народного мастера-носителя традиций национальной культуры. Осознание эстетических потребностей и ценностей.

Предметные: научатся узнавать дымковские игрушки среди элементов других народных промыслов, изготавливать из пластилина игрушку по плану, освоят лепку мелких деталей изделия приемом вытягивания и соединения деталей из пластилина.

Метапредметные:

· регулятивные – овладеют способностью организовать свое рабочее место, самостоятельно планировать свою деятельность; контролировать , корректировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, адекватно оценивать результаты своего труда;

· познавательные- научатся наблюдать и выделять особенности создания дымковской игрушки. Анализировать образец, выявлять элементы декора;

· коммуникативные- научатся обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы об особенностях дымковской росписи игрушек, использовать образную речь при описании орнаментов. Уметь давать эмоциональную оценку деятельности класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационная структура урока

 

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты , задания и упражнения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1

2

3

4

5

1. Актуа- лизация опорных знаний

 

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала

-Каждый день всегда. Везде:

На уроках и в игре

Верно, четко говорим, Никогда мы не спешим.

-Ребята, посмотрите, все ли у вас готово к уроку .( проверяет готовность к уроку)

-На прошлых уроках мы познакомились с двумя народными промыслами. Какими?

Что расписывают народные мастера?

Чаще всего они расписывают предметы домашней утвари, посуды.

Но сегодня наш урок будет посвящен промыслу, мастера которого делают и расписывают игрушки

 

Рассказывают о применении выполненной на прошлом уроке поделки. Отвечают на вопросы. Слушают учителя.

(Работа индивидуальная, фронтальная)

· Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, положительно относятся к занятиям предметно-практической деятельностью; понимают личную ответственность за будущий результат.

· Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

 

2. Освоение нового материала

Словесно –иллюстративный рассказ об истории дымковского промысла. Работа с учебником (с.28).

Просмотр изделий и мультимедийной иллюстрации.

-Мы с вами много говорили о русских традициях. о праздниках. Одной из традиций на Руси была «Ярмарка». Что вы знаете о Ярмарке? Для чего их проводили?

(Чтобы торговать)

- Люди приезжали, чтобы продавать свой товар, себе купить что-нибудь для хозяйства. На ярмарки приезжали как на веселое представление: там выступали артисты. Приводили настоящего живого медведя, устанавливали карусели. На ярмарках часто можно было встретить коробейников. Коробейники – это торговцы разными мелкими товарами: лентами, платками, игрушками, сладостями. Они не стоят за прилавками, а торгуют, разнося товар. Ходили они с большими коробами, в которых лежал товар. Вот из-за этих коробов их и называли –«коробейники».

Давай те ка мы отправимся на веселую ярмарку. И встретят нас там «коробейники». ( Встречает детей, в костюмах коробейников с подносами в руках)

А что же они нам предложат?

(Достает из коробов дымковские глиняные игрушки).

-Сегодня мы познакомимся с дымковской игрушкой и научимся лепить ее из пластилина и украшать разноцветным пластилином.(Организует просмотр презентации « Дымковская игрушка»)

 

-Дымковская игрушка – оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Вятского края ( Кировской области), в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары ( печники – клали печи. А гончары лепили глиняную посуду). (Слайд2)

История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. Первыми игрушками были свистульки в виде коней, баранов, козлов и уточек ( Слайд3. Эти свистульки лепили к празднику Вятской Свистуньи, который традиционно отмечался весной )

В прошлом изготовление дымковской игрушки было семейным делом. В летние месяцы заготавливали глину, толкли в ручную и растирали в краскотёрках комовой мел. В остальное время – лепили, сушили. Обжигали изделия. Ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали. А весной на лодках привозили дымковскую игрушку в город на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых (Слайд4).

В конце 19 века промысел пришел в упадок.

В 30-е годы 20 столетия в рамках возрождения некоторых народных промыслов была оказана поддержка возрождению промысла дымковской игрушки. Игрушка лепится из местной красной глины по частям ( в отличие от других игрушек, которые лепятся из единого куска глины). Перед обжигом игрушки высушивают и только потом обжигают. Раньше игрушки обжигали в настоящей русской печи, теперь обжигают в муфельных печах. ( слайд 5)

 

Слушают учителя, рассматривают изделия, анализируют информацию, отвечают на вопросы; сравнивают изделия; участвуют в коллективном обсуждении. Формулируют выводы.

(Фронтальная работа)

· Познавательные: умеют понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответы устной форме , под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике, осознанно читают текст с целью освоения и использования информации.

· Регулятивные : умеют принимать и сохранять учебную задачу.

· Коммуникативные: умеют формулировать ответы и вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников и учителя.

(Устные ответы)

 

 

Беседа «Особенности дымковской росписи»

Кто лепил игрушку? ( Гончары) А в какой последовательности мастер выполнял лепку изделия? Расставьте по порядку технологические операции ( см. дополнительный материал к уроку в электронном приложении к учебнику; на доске предлагается расставить в нужном порядке операции).

-А кто расписывал игрушку? ( Художники)

(Слайд 7)

Обожженная дымковская игрушка имеет красно-коричневый , обыкновенный для глины цвет.

Для побелки используется смесь мела и молока, в которую окунают дымковскую игрушку. При этом поверхность покрывают плотным белым слоем. Для раскрашивания используют сухие краски. Растертые на яйце. Сейчас используют гуашь. Разведенную на яйце.(Слайд 6).

Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. В оформлении готовой игрушки используются самые яркие, даже контрастные цвета – красный, зеленый, желтый, синий, малиновый, голубой и другие. А также позолота. Почему выбраны именно такие краски? Дымковская игрушка была атрибутом праздника, поэтому-то и расписывалась яркими красками. Узоры имеют простые формы: круги, клетку, волны. В целом в каждой игрушке может быть использовано до 10 цветов. (Дополнительный материал к уроку из электронного приложения к учебнику, текст учебника стр.28)

 

 

Слушают учителя, смотрят презентацию на экране, рассматривают изделия, отвечают на вопросы, сравнивают узоры, участвуют в коллективном обсуждении. Формулируют вывод. Выполняют задания.

(Фронтальная работа)

· Личностные: проявляют интерес к урокам технологии, удивление, желание узнать и научиться новому.

· Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

· Познавательные: общеучебные- умения анализировать объекты труда с выделением существенных признаков; производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение ) для формулирования вывода об элементах декора и росписи, определения материалов, инструментов и приемов работы;

Логические- осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о дымковской игрушке; умеют наблюдать и выделять особенности создания дымковской игрушки, анализировать образец, выделять элементы декора.

· Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, активно слушать одноклассников. Учителя, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы об особенностях дымковской росписи. Использовать образную речь при описании узора.

(Устные ответы)

 

 

Физкультминутка.

Проводит физкульт-минутку

Выполняют упражнения.

(Фронтальная работа)

· Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельности.

 

 

 

 

3. Творчес-кая практичес-кая деятель-ность

 

 

Организация рабочего места

 

 

Проверяет организацию рабочего места

 

 

Организуют рабочее место в зависимости от вида работы.

( Фронтальная работа)

 

 

· Познавательные: организуют творческое пространство. Умеют подготовить рабочее место к работе.

· Личностные: имеют знания о гигиене труда. (Организация рабочего места).

 

 

Беседа «Что и как мы будем делать»

-Сегодня мы вылепим игрушку… Угадайте : какую?

Очень стройный и красивый,

С челкой и пушистой гривой,

Может плавать и скакать, Ест овес, умеет ржать.

Прыгнет в воду и огонь

Верный человеку… ( Конь) (Слайд8)

-Да, мы сегодня будем лепить из пластилина коня и расписывать его цветным пластилином.

( предлагает учащимся проанализировать готовое изделие по заданному плану . Слайд 10) Затем предлагает им составить план работы и сверить его с готовым планом в учебнике (стр.29).

 

Анализируют конструкцию изделия по плану, узнают и называют освоенные материалы, их свойства, приемы работы; составляют план выполнения работ с опорой на послайдовый план, ориентируются на разнообразие способов выполнения задания; наблюдают за действиями , которые показываются в электронном пособии, и действиями учителя, показывающего приемы работы.

(Фронтальная работа)

· Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, делают умозаключения и выводы в словесной форме, производят логические мыслительные операции( анализ, сравнение) для определения материалов, инструментов и приемов работы; осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о дымковской игрушке; умеют наблюдать и выделять особенности создания дымковской игрушки, анализировать образец, выявлять элементы декора.

· Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, понимать позицию партнера. Активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать.

· Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике, самостоятельно планировать свою деятельность ( Устные ответы)

 

 

 

 

Практическое задание

 

Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.

Контролирует соблюдение правил безопасной работы.\-Выполните фигурку лошади из пластилина.

 

Отбирают необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы; соблюдают гигиенические нормы пользования инструментами, выстраивают последовательность реализации собственного замысла, понимают правила создания рукотворных предметов.

( Индивидуальная работа).

 

· Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке; знают правила поведения на уроке.

· Регулятивные: умеют контролировать ( в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона), корректировать свои действия в соответствии с выявленными отклонениями, адекватно оценивать результаты своего труда.

(Лепка дымковской игрушки из пластилина).

 

 

 

4.Итоги урока. Рефлексия деятель-ности.

 

 

Выставка работ учащихся

 

 

Организует обсуждение качества изготовления изделий в процессе просмотра работ

 

 

Рассматривают выполненные поделки, рассказывают о работе над своей игрушкой, оценивают их.

 

 

 

· Личностные: сориентированы на эстетическое восприятие предметов народного творчества, бережное отношение к ним, любовь и интерес к искусству, уважительное отношение к личности народного мастера – носителя традиций национальной культуры.

· Регулятивные: оценивают свою работу , сравнивая с образцом; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом изделии.

· Коммуникативные: умеют излагать мнения и аргументировать свою точку зрения.

 

 

 

 

Обобщение полученных на уроке сведений . оценивание результатов работы.

-Все ли вам удалось в этом задании?

-Что не удалось?

Почему?

Рассматривают выполненные поделки, рассказывают о работе над своей игрушкой, оценивают их.

(Фронтальная работа).

 

 

 

Заключительное слово

Читает стихотворение под музыкальное сопровождение

Хороша игрушка расписная !

Вся поет, бесхитростно светла,

И видна в ней радость молодая

Ставшего искусством ремесла

Л. Хаустов.

Демонстрирует слайды «Чудо кони» и «Наша веселая Ярмарка».

Слушают учителя и смотрят слайды

(Фронтальная работа).

 

 

 

Домашнее задание

Объясняет домашнее задание, показывает образцы отделочных материалов

- Подготовьте дома сообщение о той работе, которая , которая на нашей выставке- ярмарке понравилась больше других. На следующий урок принесите лоскутки ткани разных цветов, тесьму. Блестки и бисер.

Слушают учителя.

Записывают дом. Задание.

(Индивидуальная работа)

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio