Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Алексеева Светлана Викторовна,

учитель начальных классов

высшей категории

Государственного бюджетного

общеобразовательного учреждения

Гимназии №284

Кировского района Санкт-Петербурга

 

 

 

Статья.

КОРПОРАТИВНОЕ  ОБУЧЕНИЕ как одна из форм методической работы в школе (из опыта работы).

    Каждая школа  в настоящее время все в большей степени приобретает своё собственное лицо, поэтому и потребности у педагогических коллективов становятся все более разнообразными.  Самостоятельные, стремящиеся к самореализации в разных сферах деятельности учителя, понимают, что  учиться необходимо, чтобы существовать и успешно работать.

Интерес к корпоративному обучению в большой степени продиктован требованиями времени. Корпоративная форма обучения включает в себя не только передачу новых знаний, но и предоставляет широкие возможности раскрыть и использовать внутренний потенциал слушателей – членов одной

корпорации, то есть школы.

Познакомившись с зарубежными публикациями, в которых описывается практический опытосуществления подготовки и переподготовкипедагогов,  можно отметить, что в настоящее время в разных странах мира (Австралии, Малайзии, Израиле, Канаде и других) внутрифирменное повышение квалификации педагогов организуется разными способами  (командировки, зеркальная работа /замещение/, обмен обязанностями, введение в новую роль, профессиональное развитие, проектная работа, курсы, семинары, экскурсии, обучение действием,развивающая деятельность и другие. Ворганизации корпоративного повышение квалификации  можно выделить неформальное обучение, формальное обучение и сетевое обучения специалистов.

 Неформальное обучение предполагает:

  • «взятие на буксир»: новичок работает в паре с опытным сотрудником, выполняющим ту же работу – тьютором, который показывает, что должно быть сделано и объясняет, как выполнять необходимые действия;
  • знакомство с организацией: новый член коллектива проводит непродолжительное время в каждом подразделении, чтобы получить представление о работе организации в целом;
  • работу в команде с более или менее опытными сотрудниками.

Формальное обучение включает:

  • учебные семинары, секции и краткосрочные курсы продолжительностью от нескольких часов до нескольких недель;
  • самообразование с использованием самоучителей и других средств обучения, предназначенных  для применения внутри организации;
  • обучение на курсах профессиональной подготовки, организованных учебным заведением.

Сетевая организация внутрифирменного повышения квалификациипредусматривает работу сотрудника в другой организации в паре с тьютором, выполняющим аналогичные функции, либо приглашение эксперта из другой организации. Обучение включает проведение семинаров, секций, краткосрочных курсов, организованных другим образовательным учреждением стационарно или дистанционно, учебных экскурсий в другие учреждения.

Перечисленные способы повышения квалификации специалистов успешно дополняют друг друга. Задача руководства учреждения - обеспечить своему персоналу возможность выбора, чтобы удовлетворить потребности различных категорий работников. Каждая организация призвана разработать стратегию повышения квалификации своего персонала на основе долгосрочного учебного плана [1] .

В нашей стране пик спроса на корпоративное обучение, особенно на краткосрочные образовательные программы, связанные с желанием людей получить оперативные знания, пришёлся на начало 90-х годов, но в середине девяностых годов спрос на краткосрочные программы заметно уменьшился.

Однако в нашей Гимназии прошло две волны корпоративного обучения. Уже с 1999 года в рамках неформального обучения велась работа по освоению программы РО по системе Эльконина – Давыдова на рабочем месте. В школе работал методист, который изначально обучался у авторов программы. В режиме мастер класса с методистом учителя получали новые знания о данной системе, проходили ежегодные курсы, обменивались опытом с коллегами других районов. И вот уже 13 лет параллель классов «А» работает по системе Эльконина-Давыдова, используя на уроках элементы исследовательской деятельности, групповые и парные формы работы.

  В организации корпоративного обучения, как формального, так и неформального, велика роль тьютора. Руководитель подготовки (тьютор) – человек, который овладел особыми знаниями и навыками в управлении образовательной деятельностью взрослого человека, должен быть человеком творящим, ориентированным на новый результат. Наши тьюторы – председатель методического объединения, заместитель директора по учебной работе,  выявляют потребности коллег в обучении и создают условия для формирования системы образовательной деятельности.

В 2005 году, продолжая своё самообразование, наш педагогический коллектив стал осваивать систему активных методов обучения.  Без отрыва от производства учителя обучались по программе «Современный урок и его методическое обеспечение», изучая  особенности управления познавательной деятельностью учащихся.

Современный учитель ориентирован на поиск новых технологий обучения. Освоение ФГОС подтолкнуло учителей начальной школы более активно включиться в этот процесс. В основе Нового стандарта – деятельностный подход, требующий новых форм работы. В связи с этим, на методическом объединении было решено остановиться на проектной деятельности. В нашей Гимназии широкое развитие получила и внеурочная деятельность. В старших классах - международное сотрудничество, участие школьников в международных проектах привело к необходимости знакомить детей с проектными задачами уже с начальной школы.

Таким образом, у нас началась вторая волна корпоративного обучения, и в 2011 году метод проектов стал нашей методической темой.  Работа по Новым стандартам выявила потребность в изучении технологии критического мышления, приемы которой уже используются нашими учителями. Так на 2012 год ТРКМ стала темой нашего самообразования.

Как же строится работа на практике?

Методическое объединение выбирает тему на год, учитывая её актуальность  и значимость для общества.

1 ЭТАП

  • Изучение  теории вопроса, подбор и обмен материалами. Результат работы  – сборник «Проектная деятельность в начальной школе».
  • Знакомство педагогов всей Гимназии с особенностями  метода проекта.
  • Использование новой технологии в урочной и внеурочной деятельности.
  •  Подготовка родителей и учащихся к проектной деятельности (проведение собраний, консультаций, памятки для родителей).

2 ЭТАП

  • апробация уроков по новой технологии
  • организация видеосъёмки уроков для обсуждения на МО

    3 ЭТАП

  • Заседание МО:  просмотр, обсуждение видео уроков, выводы для дальнейшей работы. Результат работы сборник с видео фрагментами уроков, содержащими все этапы проектной деятельности.

    4 ЭТАП

  • Обучающий семинар для педагогов Гимназии «Реализация стандартов второго поколения средствами проектной деятельности» (учителя вдохновились, стали использовать эту технологию на своих уроках)
  • Обмен опытом со слушателями курсов кафедры «Инновационных технологий»

 

В течение учебного года учителя других МО занимались освоением современных образовательных технологий: критическое мышление, педагогическая мастерская, технология развития целостного мышления. Наиболее яркие уроки были включены в сборник методических разработок  «Современные образовательные технологии в опыте работы Гимназии № 284», который участвовал в районной ярмарке инновационных продуктов.

Структура сборника:

  • Теоретический материал
  • Методические разработки уроков
  • Диск с фрагментами уроков

Сборник может быть использован в методической работе каждого учителя.

    Важной составляющей нашей работы была трансформация деятельности в самодеятельность, образование в самообразование. Такой подход к работе в корпоративной форме образования помог нашему педагогическому коллективу в решении насущных вопросов школьной жизни. Организованная работа стала стимулом к самообразовательной деятельности, в которую включён весь коллектив и источником постоянного профессионального роста.

В настоящее время в школе активно осваивают эту форму повышения квалификации учителей. Во многих отношениях она удобна и даёт положительный эффект.

   

 Интернет-источники:

1.О зарубежном опыте организации  корпоративного обучения педагогов.Маленкова Л. О.кандидат  педагогических наук, ассистент кафедры педагогики РГПУ имени А.И.Герцена   Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 

 

 

 

 

  

Joomla SEF URLs by Artio