Урок обучения грамоте в 1 классе по программе «Школа России»

Звуки [л], [л,]. Буквы Л л

Барановская Ирина Вацлавовна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №380 Санкт-Петербурга

 

Тема: «Звуки [л], [л,]. Буквы Л л».

Цель: Познакомить с новыми звуками и соответствующими буквами.

 

Задачи:

  • учить детей выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой;
  • распознавать в словах новые звуки;
  • читать слоги и слова с изученной буквой.
  • воспитывать  интерес к чтению книг,
  • способствовать развитию навыков чтения, культуры речи;
  • учить рассуждать на заданную тему.

 

Формирование  УУД:

 

Личностные УУД:

·        Формирование интереса (мотивации) к учению.

 

Регулятивные УУД:

  • умение определять и формулировать задачи  на уроке с помощью учителя;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
    основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • высказывать своё предположение.
  • организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

 

Познавательные УУД:

  • отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

 

Коммуникативные УУД:

  • умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы при работе с текстом.
  • Участвовать в диалоге на уроке.

Тип урока: изучение нового материала.

 

Формы работы учащихся:

фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Оборудование:

  • Учебник  В.Г. Горецкий « Азбука» (М.: Просвещение, 2012год).
  • Картинки «лечебница доктора Айболита»,  «ослик, змейка, тигр»  «ласточка с письмом», «Бармалей».
  • плакат  «Букваринск»,
  • «парусник с «Л» на борту,
  • плакат «Остров гласных»,
  • слоговые часы,
  • сигнальные карточки синего и зелёного цвета,
  • плакаты по теме «Фонетика»,
  • «дежурная доска» с карточками изучаемых звуков и букв,
  • жетоны с рис. доктора,
  • рис. из  «Весёлой азбуки».
  • Карточки со слогами,  карточки для дифференцированного чтения,
  • выставка книг с произведениями К.И.Чуковского,
  • портрет писателя.

 

 

ХОД УРОКА.

I. Организация класса

 

Проверка готовности

  • Азбука
  • Карточки
  • Пенал
  • Схемы (, )

 

II. Актуализация знаний.

 

- Сегодня  мы отправляемся в гости к доктору Айболиту (рис.)

 

- Помогите мне:                    «Добрый доктор Айболит

Он под деревом сидит…

 

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и паучок,

И медведица».

 

- Догадайтесь, кто пришёл к доктору на приём?

 

[и-а]           - ослик                   (рис.)

[ш-ш-ш]     - змея                      (рис.)

[р-р-р]       - тигр                      (рис.)

 

 

1.-Какие звуки произносил ослик?                     (и - а)

-Вспомним и произнесём их медленно, все вместе.

-Как назвать эти звуки одним словом?           (гласные)

 

Дайте характеристику гласным звукам.     (плакат)

 

 

2.- Какие звуки издавала змея, тигр?                    (ш - ш- ш,  р- р- р)

-Как называются такие звуки?                           (согласные)

 

Расскажите, что вы знаете о согласных.

 

3.  - Что ещё знаем о звуках?

- А на письме чем обозначаем звуки?                (буквами)

- Их мы …                        (пишем и видим)        (плакаты по «Фонетике»)

 

 

III. Мотивация учебной деятельности.

Определение  темы и цели урока.

 

А у доктора Айболита ещё один посетитель.

 

- Угадайте, что за птичка.

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в 2 конца (ласточка) (рис.)

В клюве она держит листочек с каким-то сообщением. Чуть позже прочтём, что там написано.

 

 

-А пока – назовите первый звук в слове ласточка [л].

-Какой это звук?            ( [л] – согласный твёрдый звонкий )

- В слове лист?            ( [л'] – согласный мягкий звонкий  )

 

Какова же тема нашего урока? (дети самостоятельно определяют тему и задачи на урок)

 

Мы будем говорить:   о звуках [л], [л'] , о букве, которая эти звуки обозначает,          будем читать слова и слоги с этой буквой.

 

- Что же в телеграмме?

 

Приезжайте доктор в Африку скорей

И спасите, доктор, наших малышей.        (читает ученик)

 

IV. Работа по теме урока.

Выделение звука, определение положения в слове, знакомство с буквой, работа со слогами.

 

Поможем Айболиту спасти больных зверей?

 

  1. Сначала соберём вещи.

- В чемодан надо положить предметы, в названии которых есть звук [л], [л']. (дети показывают на квадратиках  тв.,  мягк. и дают  характеристику звукам в этих слогах ).

булочка микстура

шляпа пирожок

укол мазь

капли

таблетки рубашка

шоколад

 

Булочка - [л] – твёрдый,  в середине слова (во 2 слоге)

Шляпа- [л]- мягкий,  в середине слова и т.д.

 

Итак, ещё раз дадим характеристику звукам     ( по «дежурной доске»)

 

НА ПИСЬМЕ ЭТИ ЗВУКИ ОБОЗНАЧЕНЫ БУКОЙ Л (ЭЛЬ)   (сопровождается показом)

 

- Что вам напоминает буква?

 

Дрессировщик буквой машет

Перед ним лошадка скачет.                   ( рис. из «Весёл. азбуки»)

 

2.Доктор собрался и готов отправиться в путь на кораблике (рис.)

 

- Как назовём?       («Ласточка»)

- [л] или [л'] в этом слове?

 

3.Настроим компас (чтение слогов по слоговым часам).

- От чего зависит, как вы будете произносить согласный в слиянии?          (показ на таблице над доской)

 

4.Поведёт кораблик … (чтение слабыми).

 

5.Мост (составление слов из слогов)

 

Привезли Айболита в Африку. (рис.)

 

-Но смотрите, кто догоняет доктора?

 

Это злой разбойник Бармалей. (рис.)

 

Побежал Айболит, но впереди река. (рис. на доске) Помогите построить мост. Берите дощечки-слоги и составляйте слова.    (слоги рассыпаны)

Работа в парах.

Лу       на

Кук     ла

Ли       са

Сло      ны

Наконец-то, добрый доктор Айболит, добрался до больных зверей. Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит.

 

А злые разбойники во главе с Бармалеем очень рассердились, что им не досталось никакой добычи, и решили поохотиться на льва…

 

Физкультминутка

 

Мы охотимся на льва                (по коленям хлопаем),

Не боимся мы его                      (качаем головой),

У нас огромное ружьё               (показываем)

И калёный меч.

 

ОЙ, что это?                               (пальцем правой руки)

Это - болото.

Его не обойти,                            (правой рукой)

Его не объехать,                         (левой рукой)

Дорога напрямик:                      (руки параллельно)

ЧАП,  ЧАП, ЧАП.

(ногами)

ОЙ, что это?

Это -  река.

Её не обойти,

Её не объехать,

Дорога напрямик:

БУЛЬ _  БУЛЬ _БУЛЬ…             (плывут)

 

ОЙ, что это?

Это поляна.

Её не обойти,

Её не объехать,

ШУР_ ШУР _ ШУР.

( дорога через поляну)

ОЙ, что это?

Это -  скала.

А в ней -  вход.

Что это такое?                           (закрывают глаза, руки вперёд)

Такое большое, мягкое  …             (ручками, пальцами ощупывают)

(ОТКРЫЛИ ГЛАЗА)

ЭТО ЖЕ ЛЕВ!!!                            (убегаем)

ШУР - ШУР-ШУР,

БУЛЬ - БУЛЬ- БУЛЬ,

ЧАП - ЧАП – ЧАП.

 

И на охоте разбойникам не повезло, так и ушли они ни с чем.

 

V.  Закрепление.

 

Пока доктор Айболит лечит зверей, мы с вами поработаем по учебнику.

 

с. 63 открываем.

- Найдите букву «л» на этой странице.

- Сколько вариантов «л» вы видите ?

- Когда нам нужна будет большая буква?

 

Прочитайте слоги, где гласная буква обозначает:

- твёрдость предшествующего согласного

- а где мягкость?

 

Читаем слова с пометами.  В каком слове [л']?

 

Читаем предложения:

- У кого куклы?

- Что делает Оля?

- Что сделали куклы?

 

Пока мы работали, доктор Айболит вылечил всех зверей. Звери были ему очень благодарны и даже написали вот такой плакат:

 

Слава, слава Айболиту! Слава добрым докторам!

(дети читают с доски)

 

-Из какой сказки пришёл к нам добрый доктор?     («АЙБОЛИТ»)

-Кто автор этой сказки?                                (К.И. ЧУКОВСКИЙ)

 

Корней Иванович Чуковский написал много замечательных произведений? Подскажите …. (ответы детей + по выставке книг)

 

Отрывок  из сказки «Тараканище» напечатан у вас в учебнике.

Прочитаем его.

А что было дальше с луной вы узнаете, если попросите маму прочитать эту сказку.

А на уроке чтения мы тоже ещё не раз будем читать его сказки, стихи.

 

А пока почитаем по карточкам (карточки для дифференцированной работы)

 

V I.  Подведение итогов урока. Рефлексия.

 

-С какой буквой познакомились?

-В каких словах на плакате она встретилась?   (слава , Айболиту)

-В каком из этих слов она обозначает тв. зв.,    мягк. зв.?

-Что указывает на твёрдость, мягкость согласного?

-Какие умения отрабатывали сегодня на уроке?

 

Как бы вы закончили фразу?

Я могу похвалить себя  за…

Я могу похвалить одноклассников  за…

Я недоволен своей работой на уроке, потому что…

 

Спасибо вам от доктора Айболита за то, что помогли вылечить зверей.
Спасибо от меня за хорошую работу на уроке.


(Награждение жетонами с изображением доктора. Жетоны вклеиваются в «Тетрадь успехов»)

 

 

 

 

 

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio