Методическая разработка
Конспект открытого урока по русскому языку, 2 класс
(в рамках профессионального конкурса  «Учитель года»)

Урок рефлексии:
Правописание слов с «ь» на конце
и в середине слова перед согласными

Кириллова Наталья Сергеевна,
учитель начальных классов
высшей  квалификационной категории
ГБОУ СОШ № 570
Невского района Санкт-Петербурга

 

Цели и задачи урока

Ф.И.О. учителя: Кириллова Наталья Сергеевна

Класс: 2 б УМК «Школа России»

 Предмет: русский язык.  № урока по расписанию 1.

Тема урока: «Правописание слов с ь на конце и в середине слова перед согласными».

Место и роль урока в изучающей теме»: 2 урок по теме.

Цели урока:

Образовательный аспект:

·        повторить и углубить знания по теме «Правописание слов с ь на конце и в середине слова перед согласными»; актуализировать знания обучающихся о назначении ь как показателя мягкости предшествующего согласного

Развивающий аспект:

·  развивать навыки анализа, сравнения исходного материала;

·  развивать речь, фонематический слух, внимание;

·  создавать условия для развития умения формулировать проблему;

·  содействовать развитию умения осуществлять самооценку учебной деятельности,

·  развивать каллиграфические навыки.

Воспитательный аспект:

·     создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность;

·     формировать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;

·     помочь осознать ценность совместной деятельности;

·    формировать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к русскому языку;

·   формировать ответственное отношение к труду;

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Используемые технологии:

·  проблемные вопросы;

·  ТРИИК.

Межпредметные связи:литературное чтение, окружающий мир

Оборудование:В.П.Канакина «Русский язык 2 класс. 1 часть» (учебник), рабочие тетради, демонстрационный материал с заданиями (карточки для работы в парах, карточки для индивидуальной работы), раздаточный (индивидуальный) материал по чистописанию, электронная доска, проектор, электронное пособие (диск); презентация.

Ход урока. ( Слайд №1)

I.Орг. момент.

-Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок: ведь мы встречаем гостей. Поздоровайтесь с ними, как ученики. Садитесь. Мне хотелось бы, чтобы девизом нашего урока стали слова, которые вы видите на экране. Прочитаем их. (Слай № 2).

-Что значит «вложить в работу ум»? А сердце? Что значит «дорожить каждой минутой»? Оформим работу. Откройте тетради и запишите число.

II.Актуализация знаний.

1.      Минутка чистописания.

- Ребята, букву, которую мы будем писать, вы определите сами. (Слайд №3)

Посмотрите на букву и найдите лишнюю. Почему буква ь лишняя? (не обозначает звука). У вас на партах ёлочки. Мы украсим их необычной гирляндой, которая будет не из шариков, а из буквы ь. Возьмите красивые гелевые ручки и напишите по образцу букву ь. Прочитайте слово на нижней строке (ель). Сколько в нём букв? А звуков? Почему 3? Ведь ь звука не обозначает? ( буква е в начале слова обозначает 2 звука). Отложите ёлочки: они нам пригодятся в конце урока.

III.Самоопределение к деятельности.

Работа в парах.

- Для того, чтобы определить нашу учебную задачу, вам необходимо сделать задания в парах. Возьмите карточки и начинайте работу.

Карточка № 1 (работа в парах)

 

Вставь пропущенную букву там, где это необходимо. Найди и подчеркни лишнее слово.

  1. Маш...на, пруж...на, лос..., лыж...
  2. Ч...шка, ч...с, щ...вель, дел...фин, ч...до
  3. Кон..., реч...ка, реч...ной, ноч...ной, доч...ка

 

-Давайте проверим вашу работу. Назовите лишнее слово в 1 группе слов. ( лось)

 Слайд №4.

-Запишем это слово в тетрадь. Что нужно писать на конце слова? Какова роль буквы ь в этом слове?

-Назовите лишнее во 2 группе слов. (слово дельфин) Слайд № 5. Запишем это слово в тетрадь

-  Какова роль буквы ь в этом слове? Где в слове стоит буква ь? ( в середине).

-Назовите лишнее слово в 3 группе слов. ( конь).Слайд № 6. Запишем это слово в тетрадь. -  Какова роль буквы ь в этом слове? Где в слове стоит буква ь? (в конце).

-Кто уже догадался, с какой буквой будем работать на уроке? Какое место в слове она будет занимать?

IV.Постановка темы и цели урока.

-Откройте учебник на с. 125 и прочитайте тему урока. правило. Что нового вы узнали из правила? О чём мы не говорили в 1 классе? ( буква ь –это орфограмма). Исходя из темы урока, уточните нашу учебную задачу ( будем учиться грамотно писать слова сь в конце и середине слова). Слайд №7

на с. 125  прочитайте  правило. Что нового вы узнали из правила? О чём мы не говорили в 1 классе? ( буква ь –это орфограмма).

V. Работа по теме урока.

1.Словарная работа.

Познакомимся с новым словарным словом. Мы записали слово конь. Добавьте к нему слог так, чтобы получилось новое слово и буква ь оказался в середине слова. (коньки)

-диск- словарь- коньки. Запишите слово в тетерадь, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

-Назовите орфограммы. А можно ли безударную о проверить словом конь? Это однокоренные слова? Как вы думаете? Прочитайте текст и ответьте на этот вопрос.

Слайд № 8.

-Запишите в транскрипции слово конь. Есть ли разница в произношении и написании?

-Запишите слово ещё раз, разделяя чёрточкой для переноса. Что нужно помнить при переносе слов с буквой ь?

2.Работа по учебнику.

-Выполним упражнение № 207 на с.126. Кто автор этих строк? (А.С.Пушкин). Это отрывок из его поэмы «Евгений Онегин», с  которой вы познакомитесь в старших классах.

 Слайд № 9.

3.Физкульминутка.

4. Открытие новых знаний.

-Запишем в тетрадь вместе со мной пары слов и найдём общий мягкий согласный в середине.

-письмо- песня; возьми – гвозди; деньки – зонтик.

-Почему в одних случаях буква ь знак пишется, а в других нет? Првила в учебниках нет, зато я нашла интересную формулу в интернете. Слайд № 10. Вот она. Буква ь знак пишется в середине слова на стыке согласных после буквы эль и перед буквами эм, ка, бэ, гэ, ша.

5.Закрепление.

-Используя формулу, объясните написание ь в словах: кольцо, письмо, деньки, деньги, борьба, раньше.

-Самостоятельная работа по карточкам. Выберите то задание, которое вам по силам и начните работу.

Карточка №2  (1 уровень сложности).

Измени слова так, чтобы они называли один предмет.

Медведи – _________________________

гуси – _____________________________

Лебеди – ___________________________

тюлени – ___________________________

Голуби - __________________________

рыси – ____________________________

 

Карточка №2  (2 уровень сложности).

Составьте предложения из слов. Запиши предложения.

1. Сидит, на, снегирь, рябине.

____________________________________________________________________

2. Плывет, крупный, вот, карась.

____________________________________________________________________

3. Олень, на, вышел, большой, поляну.

____________________________________________________________________

4. На, медведь, впадает, зиму, в, спячку.

____________________________________________________________________

Карточка №2  (3 уровень сложности).

Вставь, где это необходимо букву мягкий знак.

Мос...тик, школ...ник, рез...ба, лен...тяй, огон...ки, кол...цо, л...дина.

-Подведём итоги. Какова была учебная задача? Мы решили её? Слайд №11

6. Домашнее задание. Слайд № 12.

-Выберите задание того уровня, с которым вам было бы интересно справиться. Запишите его в дневник.

7.Рефлексия урока.

-Я прошу вас взять елочки. Если вы сегодня всё поняли и чувствуете знания по теме урока, то прикрепите ваши ёлочки под буквой ь на зелёном фоне. Если у вас есть пробелы и нужно ещё поработать, то – на белый фон. Слайд № 13.

Используемая литература:

Т.Н.Ситникова. Поурочные разработки по русскому языку 2 класс. М.: «Вако», 2013

Joomla SEF URLs by Artio