Урок русского языка во 2 классе

Морфологические признаки имени существительного

Смирнова Валентина Вячеславовна
УМК: « Школа России»
Используемые образовательные технологии: технология развития критического мышления, игровые технологии.
Цель: систематизация знаний об имени существительном
Тип урока: урок закрепления
 Вид урока: урок- путешествие
Задачи
Предметные:
  • Разделить морфологические признаки существительного на постоянные  и непостоянные
  • Составить интеллект-карту имени существительного
  • Развивать орфографическую зоркость
Метапредметные:
  • Формировать умение принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.
  • Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Расширять словарный запас.
Личностные:
  • Воспитывать понимание важности изучения русского языка.
  • Воспитывать любовь, уважение к русскому языку.
 
Ход урока:
1.Мотивация к деятельности
Здравствуйте друзья.  Сегодня  вы уроке вы будете следопытами.
 Кто такой следопыт? (ответы детей 2 чел.)
 Где уточним значение слова? ( в толковом словаре)
 (Прочитай определение.)
СЛЕДОПЫТ: Охотник, выслеживающий зверя по следам. 
 Человек, который собирает материалы о былых исторических событиях, об исторических лицах. 
Мы будем следопыт русского языка. Т.е. мы будем собирать информации  связанную с рус. языком.
- Как вы думаете, какие качества нам понадобятся.
( внимание, наблюдательность, умение думать)
-Следопыты помогают  друг другу.   Без чего мы не сможем обойтись? ( без дружбы, взаимовыручки).
2.Актуализация познавательной деятельности
Я приглашаю  сюда следопытов 3 ряда.
 Возьмите карточки. Встаньте по порядку.  Какое слово получилось. Что  изучает этот раздел лингвистики ?
- С какими частями речи мы познакомились?
- Какую часть речи начали изучать вчера?
 С помощью плана, вспомните ,что мы узнали о сущ. и определите
тему сегодняшнего  урока:  Морфолог. признаки
Сегодня мы отправимся в город Морфологических признаков имени сущ.
Слайд 1
 Определите цель .Познакомиться…
Всю информацию, собранную сегодня  продолжим заносить в нашу интеллект- карту.
-Для чего?
Вперёд, следопыты, к новым знаниям!
 
Дорога в город лежит через «словарный мост»
- Назовите  НОВОЕ словарное слово по его лексическому значению.
-Прочитайте слово орфоэпически и орфографически.
-Какая орфограмма в этом слове?
 Подберите однокоренные слова. Подберите прилаг., глагол.
Запишите слово и однокоренные сущ.( записываю на доске)
Обозначьте орфограммы. По цепочке следопыты 2 ряда.
Ветер, ветерок, ветрище.
Выделите корень. Какие знакомые суффиксы вы увидели?
Подберите синонимы к слову ветер. ( Буря, ураган)
Вспомните фразеологизмы со словом ветер.
Попробуем объяснить и значение других фразеологизмов.
Слайд   Ищи ветра в поле    ( не удастся найти, как не старайся)
Бросать  слова на ветер     (говорить без цели, необдуманно)
Составьте предложение со словом
 
3. Систематизация  знаний об имени существительном
У города стража. Она пропустит нас в город, если мы   вспомним, что уже знаем об имени сущ.. Что обозначает?
 А что еще может обозначать?
Основные вопросы сущ. кто? Что?  Какие еще вопросы могут быть?
Ну что ж, путь в город открыт.
Слайд
Мы побываем на некоторых улицах,  где нам предстоит установить морфологические признаки имен существительных.
- Посмотрите на схему, как мы разделим все признаки?
- Как вы думаете, что значит постоянные?
- А непостоянные?
 ( которые изменяются)
 
 Слайд  Чтобы определить первый морфологический   признак, дорогие следопыты, вам надо будет проявить смекалку.
-Какой  проблемный вопрос поставим? ( В каком случае слово шарик пишется с большой буквы, а в каком с маленькой.?… )
 -В первом случае слово шарик называет  множество одинаковых предметов.  Такие существительные называются нарицательными . Он пишутся   с маленькой буквы. - клик
-Во втором случае  слово ШАРИК обозначает кличку и является именем собственным, поэтому пишется с большой буквы.
Слово «соб­ствен­ный» образовалось от старославянского слова и  озна­ча­ет «лич­ное, себе при­над­ле­жа­щее»
-Что мы еще относим к именам собственным?
Ф.И.О. Людей, клички животных и географические названия
 - Какой признак мы открыли?
Собственные – нарицательные.
-Все признаки делятся : постоянные и непостоянные. Попробуйте определить, что значит постоянные признаки?
-Собств.- нариц.–это какой признак?
Запишите  в свои интеллект- карты
Что еще относится к именам собственным?
- Городов много, а Санкт- Петербург такой один.
- В нем много достопримечательностей, которые тоже имеют своё название.
Как напишем название достопримечательностей? ( С заглавной буквы) клик
Книг много, но каждая имеет свое название.
-Какой вывод можно сделать?  клик.
Потренируемся писать имена собственные. (На доске)
-Как зовут этих героев? дядя Федор пес Шарик  кот Матроскин. ( Слово матрос)
Назовите Достопримечательностей нашего города. ( Смольный собор,  Эрмитаж.)
 
- Из какой книги эти герои и кто ее автор. Как написать название?  клик
Э.Успенский  «Трое из Простоквашино». 20 мин.
- Какие книги этого автора вы еще знаете?
Слайд Ребята имена собственные - это самые многочисленные сущ.
 
Физминутка.
 
Следующий признак нам поможет установить  задание  учебника
Откройте учебник  на стр. 44 найдите упр. 74.
Попробуйте определить ,что надо сделать.
Перечислите слова, отвечающие на вопрос кто? 
-  Что обозначают эти слова? Они обозначают людей и животных.
Слайд  5
-Древние считали, что  животных ,как и у людей  есть душа, т.е одушевляли их.
Так как можно назвать сущ, которые отвечают на вопрос кто? (одуш.( клик)
А как назовем сущ, отвечающие  на вопрос что? ( неодуш) .( клик)
-Какой признак мы только что открыли? Как вы думаете, он изменяемый или нет?
(  Признак одуш , неодуш) – табличка. Внесите этот признак в свои карты
Потренируемся определять признак одушевленности- неодушевленности
игра 3 лишний.
 Возьмите  свою карточку. Что надо будет сделать?
  А потом работайте в четвёрках. Проверьте. Слайд 6  Всего  28 минут
 
Физ минутка. Игра ручеек. Определи  признак одушевленности.
 
3 .Улица чисел
Прочитайте пары слов, по какому принципу они составлены
Слайд
Альбом       альбомы
Конфета      конфеты
Ручей          ручьи
В первом столбике слова, обозначающие  один предмет, а во втором- много предметов.
В матем. много чисел. А в русском всего два. Когда слово называет один предмет, то говорят ,что оно в единственном числе. Когда  много,  то как назовем число? ( множественное)
Еще один признак  имени сущ –это число
А это пост. признак или нет? Может число меняться? Значит,  какой это признак? ( непостоянный) табличка
 
Игра «Наоборот». С мячиком. Если я называю сущ в ед. числе вы кидаете мяч и называете сущ во множ. Будьте внимательны, могут быть ловушки.
Рука, шкафы, брюки, стена, соловей, книги, каникулы, качели, сметана, сахар, шахматы.
 
5. Закрепление
Давайте попробуем рассказать  о существительном  – пользуясь теми знаниями, которые мы узнали об этой части речи. ( макушки, деревьев.)
Шарик-  суш, одуш, собствен. в ед.ч
шарик –
соловьи -
40 мин.
6.Рефлексия .
Слайд  
Сколько много информации о существительном вы собрали, дорогие следопыты. Давайте подведем итог нашего урока. Продолжите фразу:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Мне запомнилось
Меня удивило…
Было сложно…
У меня хорошо получилось….
У меня вызвало затруднение…
Мне запомнилось…
Меня удивило…
 Мне захотелось…
 
       

You have no rights to post comments

Joomla SEF URLs by Artio