http://oo3g.mail.yandex.net/static/1ab7faf406db4ed099bd49b2528d8f30/tmpNdLJN7_html_m59d8ae60.png

 

 

 

 

 

 

Урок обучения грамоте, разработанный на основе личностно-ориентированной дидактической системе обучения.

Дата проведения:

Учитель: Гаврилова Александра Юрьевна

Класс: 1 «а»

Тема урока:Звуки [с], [с’] и буква Сс, их обозначающая

Тип урока:Изучение нового материала

Форма организации учащихся: «обучение сообща»

Главная дидактическая цель:изучить звуки [c] [c’] и букву Сс, их обозначающую.

 

 

    Данный урок разработан на основе личностно-ориентированной дидактической системы обучения, так как реализована цель и принципы личностно-ориентированной дидактической системы в соответствии с современным звуковым аналитико-синтетическим методом обучения грамоте.

 

 

 

Целеполагание в когнитивной области:

Знать: характеристику звуков [c], [c’]

Понимать: отличие звуков и буквы Сс, отличие заглавной буквы С и строчной с.

Применять: уметь давать характеристику звукам [c], [c’], уметь правильно называть букву Сс

Анализ: проводить слого - звуковой анализ слов нос, лось

Проводить анализ слогов, слов в столбиках, пословиц, текста и иллюстрации

Синтез: читать слоги, слова, текст, составлять рассказ по иллюстрации

Оценка: оценивать полученные знания о звуках [c], [c’] и букве Сс, их обозначающей, для правильного чтения слогов и слов с этими буквами.

Целеполагание в аффективной области:

üВнимательно слушать членов группы, комментарии учителя

üВыполнять самостоятельно задания

üАнализировать различные точки зрения

üВыполнять правила поведения и работы в группе

üПринимать активное участие в обсуждении вопросов

План урока.

1.     Первичная диагностика

2.     Распределение по группам. Ликвидация пробелов.

3.     Изучение нового материала.

4.     Фонематические упражнения.

5.     Изучение буквы Сс.

6.     Чтение слогов, слов в столбиках, текста.

7.     Смысловой и структурный анализ текста.

8.     Итог урока (рефлексия).

9.     Домашнее задание (в форме рекомендации).

 

 

 

 

Ход урока.

1.    Первичная диагностика

üНапечатать изученные гласные буквы (строчные и заглавные).

Ответы учащихся: Аа, Оо, Уу, Ии, ы.

üНапечатать гласную букву, с которой начинаются слова: азбука, утенок, иголка.

Ответы учащихся: а, у, и.

üНапечатать согласную букву, которая обозначает первый согласный звук в словах: Нина, ноты

Ответы учащихся: Н,н.

Пока учитель проверяет работы, проходит ежеурочная пятиминутка чтения. Таким образом, на данном этапе урока реализуется 3 резерв обучения чтению В.Н.Зайцева.

2.    Распределение по группам. Ликвидация пробелов.

На данном этапе происходит распределение учащихся на 3 группы на основе результатов первичной диагностики.

1 группа – учащиеся, которые знают все изученные гласные буквы и согласную букву Нн (строчные и заглавные). Умеют обозначать звук буквой.

2 группа – учащиеся, которые знают все изученные буквы, но не умеют соотносить звук с буквой.

3 группа – учащиеся, которые не знают изученные буквы и не умеют соотносить звук с буквой.

Ликвидация пробелов:

1 группа: в тетради для печатания составить звуковую схему слова НИТКА (слово дается на слух) с опорой на пропедевтику чтения (с помощью точек). Обозначить все звуки буквами.

2 группа: даем слово НОВОСТЬ и схему к нему. Обозначить буквами все звуки в схеме.

3 группа: учитель объясняет материал, учащиеся исправляют ошибки в своих работах. Выполненные задания представляют группы 2, 1. Учащиеся 3 группы внимательно слушают представление.

3.    Изучение нового материала.

Учащимся всех групп предлагается отгадать 2 загадки, аргументировать ответ и дать характеристику последнему звуку в словах-отгадках.

Загадки:

1.     Есть всегда он улюдей

Есть всегда у кораблей. (НОС)

2.     Трав копытами косаясь

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (ЛОСЬ)

Задание №1первой группе:

Сравнить звуки [с] [с’]: оба согласные, глухие, один твердый, другой мягкий.

ЗАДАНИЕ №1второй группе:

Дать характеристику звукам [с] [с’] самостоятельно, по заранее приготовленному алгоритму.

1.     Произнеси звук. Встречает ли воздух преграду при произношении? Если да, то звук согласный, если нет, то звук гласный.

2.     Закрой уши ладошками. Произнеси звук. Что слышишь: шум и голос или только шум? Если шум и голос – звук звонкий, если только шум – звук глухой.

ЗАДАНИЕ №1 третьей группе (под руководством учителя).

Дать характеристику звукам . Вопросы для обсуждения приведены выше.

(Представление задания №1 в порядке 3-2-1)

4 . Фонематические упражнения.

Учащимся первой и второй групп дается иллюстрация.

ЗАДАНИЕ №2 первой группе:

Составить 2-3 предложения, назвать слова, в которых слышат изучаемые звуки.

ЗАДАНИЕ №2 второй группе:

Составить 2-3 предложения (словосочетания) по иллюстрации, назвать слова, в которых слышат изучаемые звуки .

ЗАДАНИЕ №2  третьей группе (под руководством учителя):

Предлагаются предметные картинки.

Разделить картинки на 2 группы: слова, где слышат изучаемые звуки и слова, в которых нет изучаемых звуков.

Слова-картинки: слон, лес, сова, книга, телефон, собака, игрушка, самолет, клоун, кошка, лисичка, песенка, сильный.

Ответы учащихся:

Слова, где слышат новые звуки

Слова, где нет новых звуков

Слон, лес, сова, самолет – звук [с]

Лисичка, песенка, сильный – звук [с’]

Книга

Телефон

Игрушка

Клоун

кошка

Представление в порядке 3-2-1

3 группа – называют по картинкам слова, где слышат новые звуки и объясняют свой выбор, говорят, в какой части слова слышат изучаемые звуки.

1 и 2 группы проверяют правильность выполнения задания, а затем представляют свои предложения (словосочетания) и рассказ, называют слова с изучаемыми звуками.

5 . Изучение буквы Сс.

Учащимся всех трех групп предлагается открыть учебник Азбуки

-Звуки [c] [c’] на письме обозначаются буквой Сс.

ЗАДАНИЕ №3 для первой группы:

Составить рассказ о новой букве.

Ответы учащихся: Сегодня мы изучили новую букву. Зовут ее Эс! Существует две буквы Эс – заглавная и строчная. Заглавная буква нам нужна для того, чтобы писать начало предложений, имена людей, клички животных. Для всех остальных случаев нужна строчная буква Эс. Буква Сс – очень важная буква, она употребляется во многих словах, например: слон, собака, осень. Нужно всегда правильно называть эту букву – Эс, иначе буква сильно обижается на школьников.

ЗАДАНИЕ №3 для второй группы:

Ответить на вопросы:

А) Гласная или согласная буква? Почему?

Б) Зачем нужны две буквы с одинаковым названием?

ЗАДАНИЕ №3 для третьей группы (под руководством учителя):

Работает над этим вопросом вместе с учителем.

Представление задания №3 в порядке 3-2-1

6 . Чтение слогов, слов в столбиках, текста.

ЗАДАНИЕ №4  для первой группы:

Прочитать стихотворение И. Бунина «Лес, точно терем расписной…» в учебнике.

ЗАДАНИЕ №4 для второй группы:

Прочитать пословицы на странице 48 учебника. Объяснить смысл пословиц. Найди и подчеркни слова, в которых буква Сс обозначает мягкий звук, а в каких твердый.

ЗАДАНИЕ №4 для третьей группы:

Под руководством учителя читает слоги, слова в столбиках и небольшой текст к иллюстрации на странице учебника.

Представление задания №4 в порядке 3-2-1

7 . Смысловой и структурный анализ текста.

Стихотворение И.Бунина «Лес, точно терем распмсной…»

Учащимся всех групп предлагается ответить на следующие вопросы, обсудить в группе:

1.     О чем говорится в стихотворении?

2.     Как вы думаете, о каком времени года идет речь? Почему?

3.     С чем автор сравнивает лес?

4.     С помощью каких слов автор показывает красоту леса?

5.     Найдите и прочитайте слова с новой буквой.

Учащиеся первой и второй группы работают самостоятельно, а учащиеся третьей группы под руководством учителя.

8. Итог урока.

Учащиеся самостоятельно оценивают свою работу в группах по следующим критериям:

Я знаю характеристику изученных звуков

 

Я понимаю, почему эти звуки парные

 

Я умею обозначить изучаемые звуки буквами

 

Я слышу изученные звуки и определяю их место в словах

 

Я умею находить слова в предложениях, тексте с новой буквой и читать их

 

 

9. Домашнее задание (в форме рекомендации)

Учащимся говорится о том, что завтра на уроке будет проходить конкурс Чтецов. Кто хочет, может дома приготовить выразительное чтение стихотворения И.Бунина.

 

 

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio