( УМК “Планета знаний “).

Комиссарова Наталия Евгеньевна, учитель начальных классов.

ГБОУ СОШ № 641 г. Санкт-Петербург.

Вид урока: комбинированный.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: коммуникативно – деятельностный подход, информационные, здоровьесберегающие.

Система обучения: развивающая.

Цель: познакомить учащихся с парными (по твёрдости – мягкости) согласными звуками

[х], [х’] и буквами Х х ,обозначающими эти звуки на письме;

находить сходство и различие в представленных парах слов;

выразительно читать текст по ролям;

подбирать рифмующиеся слова к названиям изображённых предметов;

сочинять двустишия с заданными рифмующимися словами;

развивать память, внимание, словарный запас учащихся;

воспитывать аккуратность, учебную познавательную активность, умение работать в

коллективе.

Оборудование: компьютер, Букварь ( Т. М. Адрианова ), Спутник Букваря, индивидуальные карточки, тетради для печатания.

 Ход урока.

1.Организационный момент.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка.

2. Самоопределение к действию.

Это день больших секретов,

Сто вопросов – сто ответов,

Все готовятся к нему

Отвечать на “почему”.

- Вспомните тему прошлого урока. Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

У каждого ребёнка в тетрадь вложена карточка, на экране таблица:

 

а

ь

б

в

г

ь

д

е

ё

ь

ж

ь

з

и

ш

к

л

ь

м

н

о

п

р

ъ

с

ъ

т

у

ф

ъ

х

ц

ч

ъ

ш

 

- Закрасить буквы, не обозначающие звука.

- Какие буквы закрасили? Посмотрим на экран и проверим.

- Какая буква у вас получилась? Сформулируйте тему урока.

 

а

ь

б

в

г

ь

д

е

ё

ь

ж

ь

з

и

ш

к

л

ь

м

н

о

п

р

ъ

с

ъ

т

у

ф

ъ

х

ц

ч

ъ

ш

 

3. Речевая разминка.

На экране – скороговорка:

Хохотушка хохотал

И от хохота упал.

- Прочитаем хором на одной ноте, затем с вопросительной интонацией, с восклицательной, с понижением голоса, с повышением, прохлопаем.

- Какой звук чаще всего встречается в скороговорке?

- Дайте характеристику звука [ х ].

4. Актуализация знаний.

- Помогать нам на уроке будет главный герой одной весёлой детской книжки. Его имя зашифровано на экране. Посмотрите на схему слова и на буквы, которые рассыпались.

- Как зовут этого мальчишку?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е Н Й А Н З А К

- Молодцы! Конечно это Незнайка. Не знать Незнайку – невозможно. Он самый известный коротышка Цветочного города. Хотя там живёт множество достойнейших малышей и малышек, именно непоседа Незнайка известен всем детям. Увидев его хотя бы раз, невозможно забыть. Пёстрый наряд, большая шляпа. Он очень подвижен, открыт, любопытен и не лишён талантов.

- Каким вы представляете себе этого героя? Какой наряд он носит?

- А вот как сам себя называл Незнайка. На экране “разрушенные” слова, соберите их.

 

ник

 

о

 

зор

(озорник)

 

лун

 

ша

(шалун)

 

хо

 

тун

 

хо

(хохотун)


5. Новый материал.
1). - Я буду читать текст, вы, как услышите звук [х], хлопайте в ладоши.

В одном доме на улице Колокольчиков жили шестнадцать малышей – коротышек. Самым главным из них был Знайка, он был похож на профессора. В этом же домике жил доктор Пилюлькин, который лечил коротышек от всех хворей. Он ходил в белом халате. Жил здесь и механик Винтик со своим хорошим помощником Шпунтиком, Сахарин Сахариныч Сиропчик, охотник Пулька, художник Тюбик и другие малыши. Но самым известным среди них – был малыш по имени Незнайка.

2). Физминутка.

- Присесть столько раз, сколько звуков [х] в слове хохотун.

- Подпрыгнуть столько раз, сколько букв в слове хохот.

- Наклониться вперёд столько раз, сколько слогов в слове хохотушка.

- Потянуться столько раз, сколько гласных в слове хохотал.

3). Работа в Букваре, стр. 92.

- Прочитайте слова: халва – хвала, вдох – вход, хороши – шорохи, хлопок – хлопок.

- Какую особенность заметили? ( Первые три пары слов являются анаграммами, так как отличаются порядком расположения букв, последняя пара отличается ударением ).

- Назовите слово в котором слышится мягкий звук [х’]. ( шорохи )

- На страницах букваря появился Незнайка. Что он делает? (задумался, мечтает, сочиняет). Давайте прочитаем рассказ о том, как Незнайка сочинял стихи. (чтение по ролям)

- Поможем подобрать Незнайке рифму к слову палка ( галка, скалка, мочалка ). Незнайка брался за множество дел, но не всё у него получалось. Кто приходил к нему на помощь? (друзья). Предлагаю попробовать себя в роли начинающего поэта.

Игра “Cочини рифму”.

4). Физминутка.

В нашем классе все друзья:

Я и ты, он и она.

Здравствуй, друг, который слева,

Здравствуй, друг, который справа.

Мы одна семья.

Обними того, кто слева,

Обними того, кто справа,

Пожалей того, кто слева,

Пожалей того, кто справа.

Я и ты, он и она

В нашем классе все друзья!

5). Спутник Букваря с.87.

Хрюша с Незнайкою        Смешные, ворчливые         Немного хвастливы,

Очень похожи:                   И любопытные.                    Не трудолюбивы,

Один - поросёнок,             Весёлые, милые,                  Но всеми ребятами

Другой - часто тоже          Добрые, хитрые!                    Очень любимы!

- Прочитайте выразительно. С кем автор сравнивает Незнайку? За что мы так любим этих героев?

-Подчеркните все слова с буквой Х. Среди этих слов найдите одно, в котором звуков больше, чем букв.

6) Спутник Букваря с. 88. Выразительное чтение.

- Незнайка брался за много дел, то был музыкантом, то сочинял стихи, катался на автомобиле, летал на воздушном шаре. А ещё он захотел быть художником.

-Давайте прочитаем об этом забавном случае.

7) Тренировка внимания.

-Что сделал Незнайка с рисунками? (развесил на стенах)

-Вот и на стенах нашего класса развешаны портреты главных героев сказки, и я попрошу найти их.

-Выносите рисунки к доске и разместите их рядом со схемами, которые подходят к именам героев.

-Незнайка ещё и рисунки подписал, но допустил ошибки. Поможем их исправить.

( Пончиг, незнайка, Знака, Пилюлкин )

6. Закрепление изученного.

- С какой новой буквой мы познакомились на уроке?

- Дайте характеристику звукам [х], [х’].

- Вспомните весь урок и расскажите его последовательность от конца к началу.

7. Рефлексия.

- Помогите мне завершить урок. Я буду читать стихотворение, но последние слова заканчивать необходимо вам.

И в шесть, и в десять лет, и в пять

Все дети любят . . . ( рисовать ).

И каждый смело нарисует

Всё, что его . . . ( интересует ).

Joomla SEF URLs by Artio