Русский язык 1 класс

Ударение в словах и в предложении

Орлова Ольга Николаевна

 

Тема: Ударение в словах и в предложении.

Тип: изучение нового материала

 

Задачи:

· способствовать актуализации знаний и умений учащихся по пройденным темам курса;

· в ходе практических действий и наблюдений знакомить с понятием «логическое ударение»;

· способствовать развитию мотивации при выполнении заданий поискового характера.

 

 

Планируемые результаты

Предметные

· Учиться ставить ударение в словах и предложении;

· Познакомиться со словами, имеющими два ударения.

· Познакомиться с понятием «логическое ударение».

· В результате практических действий и наблюдений научиться ставить логическое ударение в предложении.

 

 

Метапредметные

· Понимать и принимать учебную задачу, осуществлять её решение под руководством учителя;

· Выделять из содержания урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

· Включаться в диалог с одноклассниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность

Личностные

· Проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач;

· Понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности

Ресурсы урока:

Для учителя: Для ученика:

Задания на SmartдоскеРабочая программа

карточки с заданиями

Ход урока

 

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

 

1. Мотивация познавательной деятельности

· Предлагает отгадать загадку

«Очень строгие тёти,

Передают свои знания, опыт

В сумке за спиной»

· Просит предположить, о ком или о чём пойдет речь.

· Отгадывают загадку

( Учителя в портфеле)

· Рисуют в тетради портфель

 

· Высказывают свои предположения

2. Актуализация необходимых знаний

 

· Предлагает прочитать стихотворение и определить, подходит ли оно к теме урока.

 

Карандаш в пенале мается,

Но зато он не сломается.

Ручка в тесноте находится,

Но зато легко находится.

В. Берестов

· Просит угадать название этого стихотворения и объяснить значение слова «мается»

· Дает задание выписать из стихотворения слова, в которых два слога.

· Предлагает назвать школьные принадлежности, которые состоят из трех слогов и записать эти слова; назвать слова с безударной гласной проверяемой ударением

 

· Читают стихотворение, определяют, подходит ли оно к теме урока;

 

 

 

 

 

 

· Подбирают названия и объясняют.

 

· Выписывают слова: пенал, ручка, легко; ставят ударение.

 

· Называют и записывают слова, ставят ударение.

 

· Называют слова, подбирают проверочные.

 

 

3. Организация познавательной деятельности

 

· Предлагает ответить на вопросы: Чем ударный гласный отличается от безударного?

На какой по счёту слог в слове должно ставиться ударение?

В каких словах мы ударение не обозначаем?

Верите ли вы, что есть слова с двумя ударениями?

супермен

антибиотик

околоземный

· Уточняет, что вместе с основным ударением некоторые слова имеют и побочное (второстепенное) ударение. Побочное чаще бывает первым, а основное – вторым.

· Предлагает подумать, как называется выделение (в устной речи) одного из слов в предложении, наиболее важного.

· Предлагает вернуться к стихотворению В. Берестова «Пенал» и прочитать его, ставя логические ударения.

· Организует самостоятельную работу по карточкам.

Карточка

Звонишь, звонит, творог, свекла, банты, торты.

· Предлагает прочитать стихотворение В. Берестова и определить задачу речи. Слушает, направляет, уточняет.

 

Учитель у меня в портфеле

Кто Быть не может Неужели

Взгляни, пожалуйста Он тут

Его учебником зовут

· Предлагает списать стихотворение и расставить знаки препинания.

· Организует работу с предложением:

Распространите предложение: Тетрадь лежит.

Ставит логическое ударение, а дети думают, какой вопрос можно задать, чтобы это предложение было ответом.

 

в папке

у Маши

тетрадь

лежит

 

· Уточняет, что если логическое ударение падает на первое слово или на слово в середине предложения, то интонация напряжённая, а если на последнее, то спокойная, логическое ударение слабое. ( Логическое ударение ставится в зависимости от задач речи).

· Предлагает прочитать предложение.

Дети пойдут в поход.

 

 

 

 

· Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

· Обсуждают, ставят ударение.

 

 

 

 

· Обсуждают и делают вывод.

 

· Упражняются в выразительном чтении. Слушают, комментируют, оценивают ответы одноклассников.

 

· Работают по карточкам, ставят ударение в словах, проверяют, комментируют, доказывают свою точку зрения.

 

 

· Читают, определяют речевую задачу и решают её.

 

 

 

 

· Списывают стихотворение, расставляя знаки препинания.

 

 

· Распространяют предложение: В папке у Маши лежит тетрадь. Отвечают на вопросы учителя.

 

· Задают вопросы:

 

Где….?

У кого…?

Что…?

Что делает…?

 

 

 

 

 

· Читают предложение с разной интонацией. Делают вывод, что логическое ударение ставится в зависимости от задач речи.

4. Подведение итогов

· Задаёт вопросы: Чему учились на уроке? Может ли в жизни пригодиться изученный материал?

· Предлагает оценить свою работу с помощью рисунка «Портфель»

· Отвечают на вопросы.

· Высказывают своё мнение.

· Определяют границы своего «знания-незнания»

Дополнительный материал: Стихотворения В. Берестова, Ожегов Толковый словарь, Словарь ударений русского языка

Диагностика достижений планируемых результатов:

Дополнительные творческие задания:

 

Joomla SEF URLs by Artio