Конспект урока русского языка для 2-го класса

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

Зудина Наталья Фёдоровна

Цели урока: познакомить учащихся с правилами правописания безударных гласных в корне слова

Задачи:

  • сформировать умения распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в слабой позиции;
  • уточнение знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах их проверки;
  • активизация познавательной деятельности учащихся;
  • развитие орфографической зоркости;
  • развитие операций мышления, памяти, воображения, речи;
  • создание положительного эмоционального настроя и интереса к овладению навыками грамотного письма;
  • воспитание аккуратности, трудолюбия, чувства коллективизма.

Средства обучения:

1. Учебник русского языка Иванов С.В., ч.1

2. Мультимедиа (компьютер, проектор, экран)

Ход урока:

1. Орг. момент (приветствие гостей урока и т.п.)

2. Введение в тему урока:

- Ребята, сегодня нам предстоит познакомиться с правилами правописания

безударных гласных в корне слова. (слайд 1)

А для начала давайте вспомним, что же такое корень слова?

(Корень слова – это общая часть родственных слов, в которой заключено их

основное значение)

 

- Молодцы, а теперь скажите, пожалуйста, какие звуки мы называем ударными?

(Ударный звук – это звук под ударением)

 

- А безударный звук?

(Безударный звук – это звук, который находится в безударной позиции)

 

- Очень хорошо, что мы с вами это вспомнили, так как эти знания нам сегодня

пригодятся. А сейчас я предлагаю вам послушать небольшую, но интересную

историю. (2-3 слайды)

 

Однажды в прекрасную страну Азбуковедения прилетела злая волшебница. Навстречу ей вышли гласные буквы, чтобы поприветствовать гостью. Но злая волшебница очень рассердилась увидев, что её встречают не все буквы алфавита, что решила наказать бедные буковки за такое, как ей показалось неуважение к себе. Волшебница произнесла короткое заклинание, после чего ударил гром, засверкали молнии, волшебница исчезла, а в стране Азбуковедения началась путаница.

Буква Е стала походить на букву И, буква И на Е, О на А и наоборот. Буквы очень испугались, они незнали что делать. Но им на помощь буквам пришел добрый волшебник Ударение. Достаточно было ему ударить над гласной буквой в ладоши, как тут же слетала с неё обманчивая волшебная маска, и буква становилась сама собой, потому что буква под ударением ясна и понятна.

 

- Сегодня мы выступим в роли помощников доброго волшебника Ударение, будем помогать буквам становиться на свои места. А для этого давайте запомним важное правило: (4 слайд)

 

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной

 

3. Работа по теме урока:

 

· Работа со слайдами презентации

- Итак, сегодня мы будем учиться проверять безударные гласные в корне слова. Внимание на экран (5 слайд)

 

/

ГР…БОК – ГРИБ – ГРИБОК

/              /

М…РЯК – МОРЕ – МОРЯК

 

(работа со слайдом презентации:

- от какого слова образовалось слово ГРИБОК (МОРЯК)?

- выделите корень в этих словах (ГРИБОК – корень «ГРИБ», МОРЯК – корень «МОР»)

- поставьте ударение в этих словах; в словах ГРИБОК и МОРЯК гласные звуки в корне безударные, а вот в словах ГРИБ и МОРЕ  всё наоборот – звуки «И» и «О» - ударные и мы ясно и четко их слышим, поэтому мы можем смело писать буквы «И» в слове ГРИБОК, и букву «О» в слове «МОРЯК».)

 

После работы со слайдом презентации, учитель просит учеников сформулировать правило проверки безударных гласных в корне слова, если учащимся это сделать сложно или же они выделяют основные моменты, на которых основывается правило проверки безударных в корне слова, для уточнения правила учитель адресует учащихся к учебнику стр. 84-85 рубрика «Тайны русского языка». Одновременно материал рубрики дублируется слайдом презентации. (6 слайд)

 

· Работа с учебником.

 

- Упр. 2 стр.  – прорабатывается устно. Карандашом в учебнике учащиеся прописывают букву, которая пропущена в слове, проговаривая свои действия сначала с учителем, затем самостоятельно, один учащийся объясняет, остальные выполняют молча.

 

- упр. 3 – работа по вариантам (в парах)

1 вариант – выписывает слова с проверяемой «а»

2 вариант – выписывает слова с проверяемой «о»

По окончанию работы проводится фронтальная проверка выполненного задания.

 

4. Закрепление материала.

Работа со слайдом презентации (7 слайд) Учащимся предлагается восстановить текст:

 

Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, надо изменить это слово или подобрать однокоренное слово, так чтобы гласный звук стал ударным.

 

 

5. Домашнее задание: упр. 2-3 с. 10-11 (рабочая тетрадь)

Joomla SEF URLs by Artio