Статья

Активизация мышления и развития речи на уроке

О развитии человека обычно судят по тому, насколько свободно и правильно, ясно и убедительно он выражает свои мысли, знания, то есть говорит и пишет. Школа помогает детям овладеть разносторонним богатством родного языка, развивает речь учащихся и добивается её высокой культуры.

Начальным классам школы принадлежит важнейшая роль в формировании навыков связной речи, здесь закладываются её основы. Недаром в новых программах по русскому языку такое большое место отводится задачам развития речи учащихся.

Термин «развитие речи учащихся» имеет широкое значение. Развитие речи детей осуществляется на уроках русского языка в общей связи с чтением, пересказом рассказыванием, изучением грамматики и орфографии, а также на уроках математики, природоведения, в различного рода беседах – словом, во всей учебно-воспитательной работе.

В начальных классах развитие речи учащихся имеет важное значение, так как успех всего дальнейшего обучения детей зависит от того, как они владеют речью: хорошее знание родного языка – ключ к успеху в изучении всех предметов школьного курса.

Сочинение представляет собой один из наиболее сложных видов работы над речью детей. Оно в школе занимает особое место: ему в известной мере подчинены многие другие упражнения, проводимые на уроках чтения и грамматики.

С первых дней учения в школе дети проявляют любовь к рассказыванию. Первоклассники рассказывают о том, как они провели лето, что изображено на картинках, пересказывают сказки. Их рассказы и описания (позже они перерастут в сочинения) оживляют уроки, развивают в ребятах инициативность, общительность, воображение, формируют речевые навыки и умения.

Работая над сочинением, школьники обогащают свой словарь, активизируют его, самостоятельно составляют предложения и связывают их между собой, используя различные морфологические формы.

Материалом для детских сочинений чаще всего служит их жизненный опыт – наблюдения, игры, развлечения, труд, экскурсии. По стечению времени в содержание сочинений дети начинают вводить материал, почерпнутый ими из книг, радиопередач, рассказов учителя. Они учатся соединять непосредственный опыт с яркими описаниями и интересными фактами, почерпнутыми из художественной литературы.

Детское сочинение – это творческая работа. В сочинении ученик выражает свои индивидуальные склонности, интересы, вкусы, дает выход своему воображению. Но нельзя забывать, что сочинение в тоже время учебная работа, одно из упражнений по развитию письменной речи учащихся. Выполняя это упражнение, школьники учатся:

  • Накапливать материал для сочинения, наблюдать, выделять из своего опыта главное – то, что относится к теме сочинения, правильно передавать факты и отдельные признаки;

  • Отбирать нужные для сочинения слова, строить словосочетания и предложения по законам грамматики;

  • Располагать материал в нужной последовательности, то есть составлять план и придерживаться его в составлении связного текста;

  • Орфографически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить текст на абзацы, соблюдать красную строку.

Joomla SEF URLs by Artio