Конспект урока  в 3 классе. УМК  "Школа России"

Состав слова. Закрепление

                                   Кучеренко Елена Александровна,
                                    учитель начальных классов
ГБОУ гимназия №399 Санкт-Петербург

Тип урока: закрепление.

Технология: игровая, с элементами ИКТ, проблемного обучения.

Предметные задачи урока:      

1.     Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, выявить пробелы для дальнейшей работы , закрепить навыки разбора слова по составу.

2.     Развивать самостоятельные навыки учащихся; письменную речь, умения применять правила на письме; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, способствовать развитию речи, делать выводы, анализировать.

3.     Повторять и закреплять изученные орфограммы.

4.     Формирование способов действий по выделению в слове окончания, основы ,корня, приставки ,суффикса.

5.     Воспитывать культуру поведения на уроке, воспитывать интерес к родному языку, соблюдение гигиенических норм; прививать внимание, аккуратность.

                                 Планируемые результаты.

Дети научаться:

1.     различать и выделять основные части слова,

2.     формулировать словообразующую роль каждой части слова,

3.      объяснять причины изменения формы слова,

4.      конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; приобретение начального опыта применения  знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение выполнять разбор слова по составу; проявлять  терпение в учебной деятельности, работать  в парах и самостоятельно,  оценивать  свои умения;  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.

Личностныеразвитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная , фронтальная, работа в парах,  групповая.

Средства обучения:

компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для  работы.

                                              Ход урока.

1.Организационный  момент.

Я рада приветствовать вас в нашем  классе

Возможно есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко.

-Прочитайте предложение.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

-Что это? Как понимаете её смысл? Почему эта пословица появилась в начале урока? Выскажите свои предположения.

2.Объявление темы и цели игры.

-Да, сегодня наш урок пройдёт в форме командной игры "Знатоки русского языка". Как будете действовать, чтобы победить? (на доске слайд 1- правила игры). Разбейтесь на  3 команды.

-Какой теме русского языка будет посвящена игра? Для нас -это новая тема. Какие цели поставим перед собой?

Прочитайте слова:

Слайд 2.

Существительное, корень., глагол, предлог. Найдите "лишнее" слово.

-Что такое корень в русском языке? Задание  1 командам: напишите , какие ещё части слова вы знаете.

Команды выполняют работу и сдают свои варианты ответов. Каждый правильный ответ (часть слова)-1 балл.(если допущены ошибки, исправляем).

3.Работа по теме урока.

2 задание -"Подбери пару"

-Подберите условные обозначения к каждой части. На доске слайд 3.

Дети каждой команды по очереди составляют на доске пары. Каждый правильный ответ -1 балл.

3 задание -"Кто прав?.

Слайд 5.

Столик     столик    

 рыбёшка   рыбак    

рисунок  рис

Каждая команда получает пару слов.

-Эти пары утверждают, что они родственные слова. Кто прав?

Дети определяют так ли это. Аргументируют свой ответ. Вспоминают определение понятия "родственные слова". Учитель оценивает результат работы.

4 задание - "Найди слова".

Каждая команда получает лист с предложением.  Необходимо предложение записать в тетрадь, найти однокоренные слова, выделить корень.

Повар и поварёнок сварили  вкусный борщ.

Садовник посадил волшебный сад.

 Рассказчик рассказал  интересный рассказ.

 

Слайд 5.

Предложения проверяются. Дети вспоминают, что такое "корень слова", правило его нахождения в словах.

 

5 задание - "Кто больше".

Каждой команде  предлагается вытянуть карточку с одним из корнем слова.

 

Слайд 6.

Бег                        ход                  друг.

Задача каждой команды по очереди составить  группу слов с данным корнем и записать на доске. Время выполнения работы ограничено. Проверяется не только количество и правильность подбора слов, но и написание.

Физминутка под музыку "Дружба" (класс имеет опыт их проведения без участия учителя).

 

6 задание - "Сложи словечко"

 

Командам выдаются одинаковые листы с заданием. Необходимо составит сложные

Рыбу ловит.

Листья падают.

Сам летит.

Везде ходит.

Пыль сосёт.

Мух ловит.

 

Слайд7.

Команды  называют слова по очереди, они появляются на доске.

 

Слайд 8 - фотография мухоловки-птицы.

-Кто такая мухоловка? Что вы о ней знаете? ( заранее  подготовленный ученик рассказывает о птице, говорит, где нашёл информацию о ней )

Дети высказывают предположение о том, что мухоловка- это ещё и  предмет для ловли мух.

 

7 задание- "Определи порядок"

-Закончите предложение:

Приставка-это часть .............................................................      .

Суффикс - это  часть..............................................................      .

Чтобы найти приставку в слове надо...............................       .

Чтобы найти суффикс в слове надо...................................     .

Дети получают карточки с деформированным разбором слова по составу.

Задача ребят- определить правильную последовательность разбора слов по составу.

Слайд  9- "Порядок разбора  слов по составу".

 

8 задание-" Подбери слова к схеме"

 

Каждая команда достаёт листок  со схемой, и в течении 1 минуты каждый член команды записывает  подобранные слова в тетрадь. Задание проверяется. Каждая команда называет свои слова. Побеждает та, которая подобрала больше слов.

 

9 задание -"Найди ошибку"

 

Командам предлагается по три слова, в которых слова по составу разобраны не правильно. Ошибки надо найти и исправить. Побеждает та команда, которая задание выполнила правильно и быстрее.

 

10 задание- " Опасность".

 

Каждая команда получает лист со словами, в которых пропущена ошибка. Задача ребят записать слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, указав часть слова, где она допущена. Один ученик от каждой команды делает это у доски.  Работы проверяются. Побеждает та команда, чей ученик это сделал правильно и быстрее.

 

3. Итог урока. Рефлексия.

 

11 задание- "Блиц-опрос"

 

Каждая команда задаёт вопросы другой по теме урока.

Подсчитываются баллы. Объявляется победители команд по номинациям.

"Самая быстрая"

"Самая точная"

"Самая дружная".

Учитель возвращается к пословице о дружбе. Выясняет, что помогло справиться и

победить. Достигли ли  цели урока. Просит оценить личный вклад в победу команды по пятибалльной системе.

 

Слайд 10.

Молодцы. Звучит музыка о дружбе.

Joomla SEF URLs by Artio