Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе

 

Орлова Ирина Вячеславовна,
учитель начальных классов ГБОУ школа № 359
Фрунзенского района Санкт-Петербурга

 

Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка:  орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи.

Видное место в словарной работе  должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.

Словарная работа преследует  разные  цели, а также имеет различное  содержание.

1. Ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний).

2. Усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения. Например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов.

3. Обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.).

4.  Правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.

Словарная работа должна проводиться систематически  на протяжении всех лет обучения, направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение на необходимых им слов, которые встречаются в текстах  учебных и художественных книгах.

Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.

Развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии. Великому русскому педагогу К.Д.Ушинскому принадлежат слова: “Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”.

(Кроме отдельных слов, требуют разъяснения смысла и многие фразеологические обороты: синий чулок, ни свет ни заря, столбовая дорога и т. д.).

Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений.

Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде.

Возможно применение следующих способов определений:

а) путём подбора к нему синонимов (цикломеновый - ярко-розовый);

б) путём перечислений предметов (признаков, действий), общую группу которых называют данным словом (насекомые - это стрекоза, пауки, муравьи);

в) описательным способом (адресат – тот, кому отправляют письмо, телеграмму);

г) путём родовидового определения (амбар – здание, постройка для хранения зерна).

Слово должно сочетаться с другими словами,  употреблять  его в речи, и главное – это учить детей правильно и точно его употреблять.

Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.

Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на активизацию детского словаря, и на развитие связной речи. Мы используем следующие задания:

1)  Работа с орфографическим словарем .

2) Подбор к изучаемому слову однокоренных слов.   Образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка;

3) Разбор слова по составу. В процессе этой работы они осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень – это значит найти главный внутренний смысл слова.

4) подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво;

5)  Часто этимология слова помогает ученику понять, почему именно так мы пишем слово. Кроме того, узнавание происхождения слова.

6) Различные виды работы с фразеологическими выражениями, загадками и отрывками из стихотворений; разгадывание кроссвордов;

7) Составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини-рассказы.

При обучении детей правописанию мы обязательно используем орфографический словарь, причем не только маленький, находящийся, как правило, в конце учебника, но и специальное издание для школьников (под ред. Грушникова и др.), и самодельный словарик с собственными иллюстрациями. Чтобы рационально и эффективно использовать словарь, ученику необходимо знать принципы его построения.

а) Устные упражнения в отыскивании в словарике слов, названных учителем, в нахождении в них “опасного” при письме места.

б) Выписывание из словаря слов по определённым смысловым, грамматическим и

прочим признакам.

в) Списывание слов с пропущенными буквами с заданием проверить написание по словарю. Пропуск трудных букв мобилизует внимание учащихся, а обращение к орфографическому словарю способствует закреплению правильного зрительного образа слова.

г) Упражнения в составлении словосочетаний и предложений со словами из словаря.

оОбращение к словарю способствует созданию ценного навыка быстро схватывать и запоминать правильное написание слов.

Материал для работы со словарными словами.

Подбор однокоренных слов:

- Адрес, адресат, адресант, адресный, адресок, переадресовка.

- Сад, садовник, садовый, приусадебный

- Болото, болотце, болотный, болотистый.

- Борода, бородка, бородища, бороденка, бородушка, бородач.

- Ворона, вороний, воронье, вороненок, вороненочек, проворонить.

- Сахар, сахарок, сахаринка, сахарить, сахарный, сахарница.

- Серебро, серебрение, серебряный, серебристый, серебряник (мастер)

- Соловей, соловьиха, соловьиный, соловушка, соловьенок.

Разбор слова по составу;

Аптечный, багажник, валенок, газетчик, дорожный, железяка, заячий, интересно, картофелина, малинник, ореховый, погодка и др..

Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов.

Синонимы:

вдруг – внезапно,
весело – радостно,
ветер – ураган – вихрь,
воин – боец – солдат – витязь,
желать – хотеть,
извините – простите,
иногда – изредка – подчас – порой,
комната – светлица – горница – каморка,
космос – вселенная,
красивый – прекрасный,
ребёнок – малыш – дитя - крошка – детёныш - малютка,
спасибо - благодарю.

Антонимы:

быстро – медленно,
весело – грустно,
дорога – аллея, шоссе,
дорогой – дешёвый (товар),
женщина – мужчина,
здоровый – больной,
красиво – уродливо,
мороз – жара,
пришел – ушел,
рассвет – закат,
родина – чужбина,
спасибо – пожалуйста,
хорошо – плохо.
Этимологические сведения:

балкон (заимств. из итальянского яз. balcone “балкон”)

бутерброд (из немец. яз. butter “масло” + brot “хлеб”)

велосипед (из франц. яз.; произошло от двух лат. слов velox “быстрый + pe “нога”)

герой (от греч. слова heros “богатырь древних времён”)

зоопарк (образовано сложением слов: зоо (от греч. zon “животное”) + парк )

изумруд (заимств. из тюркск. яз. zumrud)

капуста (от лат. слова caputium “головка”)

карандаш (из тюркских языков кара – “чёрный”, даш – “камень”)

килограмм (от греч. слова chilioi “тысяча”)

колесо (от древнеславян. слова коло “круг”)

корзина (от древнеслав. слова корза “древесная кора”)

корова (от древнеслав. слова корва “рогатая”)

космос (греч. kosmos “порядок, гармония, красота”)

пассажир (от франц. слова passer “проезжать”)

сметана (исконно русское, от глагола сметати “сгребать, собирать в кучу”, буквально “собранное молоко”)

 

тетрадь (заимств. из греч. яз.: tetradion “тетрадь”, образовано от tetras “четвёртая часть листа”)

трамвай (анг. tramway, где tram “трамвай” + way “дорога, путь”)

тротуар (франц. trottoir “тротуар”, образованное от глагола trotter “ходить”)

цирк (заимств. из лат. яз. сircus “круг”)

шахматы (персидское выражение “шах умер”)

Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов. Эта работа

работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё. Предлагается списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний.

Белая ворона (необычный, странный человек, который сильно выделяется среди других людей).

Беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо оберегать что-либо).

Галопом по Европе (поверхностно, несерьёзно).

Держать язык за зубами (молчать, не говорить лишнего).

Ждать у моря погоды (надеяться на что-либо, самостоятельно ничего не предпринимать).

Обвести вокруг пальца (обмануть).

От зари до зари (весь день).

Писать как курица лапой (писать очень плохо, неразборчиво).

Скатертью дорога (пожелание убираться вон, куда угодно).

Язык хорошо подвешен (умеет хорошо, гладко говорить).

С пословицами ведется подобная работа. Кроме того, с ними уместно предлагать и вставление пропущенных букв, и письмо по памяти, и т.д., а также выбор пословицы, подходящей по смыслу к тексту, из нескольких данных.

Золото добывают из земли, а знания из книг.
Большому кораблю большое плавание.
Захотел медведь мёду, да вспомнил про пчёл.
Не разгрызёшь орешка, не съешь и ядра.
Трава соломы зеленее.
Дружные сороки и гуся утащат.
Сам погибай, а товарища выручай.
Хорошее начало – половина дела.
О человеке судят по его труду.
Яблоко от яблони недалеко падает.

Письмо по памяти (отрывки включают словарные слова)

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Словно серебром. (С. Есенин)

Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд. (К. Чуковский)

Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо. (И. Суриков)

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой …(А. Блок)

Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана. (М.Лермонтов)

Одеяло убежало,
Улетела простыня.
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня. (К. Чуковский)

Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит. (А. Пушкин)

Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы. (А. Пушкин)

Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад. (Э. Куклина)

Ответы на загадки.

 

 

Литература

  1. Купров В.Д. Словарная работа на уроках русского языка. //Начальная школа. 1990, №3.
  2. Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов русского языка. – М., 2003.
  3. Потецкая Т.В. Элементарный словообразовательный анализ на уроке русского языка. //Начальная школа. 1986, №5.
  4. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М., 2000.

 

 

Joomla SEF URLs by Artio