СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

Сказка как вспомогательный элемент при обучении морфемному разбору слова

 

Андрианова Вера Александровна,

учитель начальных классов высшей категории,

Семенова Надежда Игоревна, к.т.н., старший методист,

ГБОУ средняя школа 16, Санкт-Петербург

 

Сказка несет свободу.

Д.Соколов

 

С самого раннего возраста ребенок естественным образом погружается в пространство игры и сказки, которые являются необходимыми элементами его психического развития. Колобок и Курочка-Ряба, Василиса Прекрасная, Кощей Бессмертный и Иван Царевич – это персонажи, знакомые каждому дошкольнику.

Сказка позволяет человеку додумывать то, чего не хватает ему в жизни, переживать новые эмоциональные состояния. Она дает ему возможность выйти за рамки обыденного, в какой-то мере воплотить собственные мечты, иногда уйти от суровой действительности. Волшебный мир сказки сопровождает человека на протяжении всей жизни.

В последнее время в педагогическом сообществе стало модным говорить о комфортности образовательной среды. На наш взгляд, комфортность в первую очередь связана с успешностью, а успешность – с отсутствием страха перед ошибкой. В этом смысле роль сказки в образовательном процессе (особенно в начальных классах) трудно переоценить:

1) сказка легко узнаваема, она – старый друг, сопровождающий ребенка из дома и детского сада в школу;

2) добро, всегда в сказке побеждающее зло, создает у детей чувство психологической защищенности;

3) сказка не навязывает своих наставлений напрямую, чего, кстати говоря, так не любят дети, и все уроки для «доброго молодца» извлекаются из нее сами собой;

4) несмотря на то, что главному действующему герою в сказке часто приходится идти «туда, не знаю куда» или искать «то, не знаю что» (а это ситуации, в которых иногда ощущают себя наши ученики), ему всегда кто-нибудь приходит на помощь;

5) сказка предоставляет необъятное пространство для творчества;

6) сказка предлагает превосходный общий язык для педагога и учащегося, легко создавая атмосферу понимания и сотрудничества.

Практическая работа с детьми показывает, что морфемному анализу слова удобно обучать с помощью таблиц (см. задания №1–№3), которые построчно содержат слова, имеющие одинаковую морфемную структуру. Первую строчку таблицы учащийся может разобрать вместе с учителем или одноклассниками, тогда остальной разбор ему будет несложно осуществить самостоятельно. К таблице всегда можно подобрать задания на исследование в рамках заданной темы, на повторение пройденного материала по ранее изученной теме, творческие вопросы.

Работа с таблицами способствует обогащению словарного запаса, помогает при образовании однокоренных и родственных слов, при проверке безударных гласных в корне слова и других правил правописания [1].

Сказка, в свою очередь, является прекрасным подспорьем для разработки таких заданий. Волшебные заклинания, обращения к сказочным героям, описания сказочных объектов (Сивка-Бурка, вещая каурка; свинка-золотая щетинка; молочная речка, кисельные берега) содержат множество слов, одинаковых по своей морфемной структуре. Грамотно подобранные к таблицам задания позволяют интегрировать естественным образом русский язык и литературу и, при необходимости, дифференцировать уровень сложности.

Практика показала, что учащиеся начальной школы усваивают материал, представленный в подобных таблицах, быстрее и с большим интересом. Сказка как элемент, встроенный в задания по морфемному разбору, помогает им адаптироваться в сложном разделе русского языка, становится вспомогательным звеном в восприятии «взрослого» мира, способствует формированию уверенности при выполнении заданий, а значит – созданию чувства успешности.

 

Задание №1

 

 

добрая

 

бедная

 

злая

 

жадная

 

батюшка

 

девушка

 

голубушка

 

дедушка

 

трескучий

 

колючий

 

жгучий

 

дремучий

 

снежный

 

морозный

 

холодный

 

страшный

 

1. Подбери из таблицы к заданным словам однокоренные слова:

потрескаться– ______________________________;

замороженный– _____________________________;

обеднеть– __________________________________;

проколотый– ________________________________.

2. Выпиши 2 слова с чередованием согласных в корне. Докажи это. Например: рекаречка.

3. Выпиши 2 слова, в которых все согласные твёрдые. Покажи это.

4. Выпиши 3 слова со схемой: корень – окончание.

5. Выпиши 3 слова со схемой: корень – суффикс – окончание.

6. Прочитай внимательно слова в таблице. Запиши название сказки, из которой они взяты.

7. Подбери из таблицы подходящие по смыслу слова:

________________________________ лес;

_______________________________ день;

______________________________ мороз.

8. Расскажи сказку, пользуясь словами из таблицы.

 

Задание №2

 

 

заяц

 

бык

 

петух

 

медведь

 

лиса

 

весна

 

изба

 

собака

 

грустный

 

обманный

 

печальный

 

коварная

 

лубяная

 

костяная

 

ледяная

 

дровяная

 

1. Подбери из таблицы к заданным словам однокоренные слова:

опечалиться– _____________________________;

загрустить– ______________________________;

веснушки– ________________________________;

заледенелый– _____________________________.

2. Выпиши 2 слова с одной проверяемой безударной гласной в корне. В скобках напиши проверочное слово. Обозначь орфограмму.

3. Выпиши 2 слова, в которых все согласные твёрдые. Покажи это.

4. Выпиши слово с мягким знаком. Этот мягкий знак является разделительным, показателем мягкости согласного (ненужное зачеркни).

5. Найди и выпиши слово с удвоенной согласной. Графически объясни это написание.

6. Прочитай внимательно слова в таблице. Запиши название сказки, из которой они взяты.

7. Выпиши из последней строчки таблицы слова, не имеющие отношения к сказке.

8. Расскажи сказку, пользуясь словами из таблицы.

 

Задание №3

 

 

волк

 

конь

 

баран

 

хлеб

 

зерно

 

тесто

 

мука

 

земля

 

лёгкий

 

мягкий

 

долгий

 

сытый

 

молотить

 

боронить

 

пахать

 

сеять

 

1. Подбери из таблицы к заданным словам однокоренные слова:

вспаханный– _____________________________;

облегчить– ______________________________;

продолжить– ____________________________;

насытиться– ____________________________.

2. Выпиши 2 слова с одной проверяемой безударной гласной в корне. В скобках напиши проверочное слово. Обозначь орфограмму.

3. Выпиши одно слово с двумя проверяемыми безударными гласными в корне.В скобках напиши проверочные слова. Обозначь орфограмму.

4. Выпиши 2 слова спарной согласной в корне слова. Напиши проверочные слова. Выдели орфограмму.

5. Выпиши 2 слова, в которых все согласные твёрдые. Покажи это.

6. Прочитай внимательно слова в таблице. Запиши название сказки, из которой они взяты.

7. Расположи слова-действия из последней строчки таблицы в последовательности, осуществляемой при выращивании хлеба.

8. Подбери из таблицы подходящие по смыслу слова:

замесить_________________________;

испечь____________________________;

смолоть___________________________.

9. Расскажи сказку, пользуясь словами из таблицы.

 

Используемая литература:

1. Андрианова В.А., Семенова Н.И. Морфемный анализ слова как средство развития речи учащихся начальной школы. // Электронный журнал «Экстернат.РФ» http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/136-preschool-russian/3055-2013-06-07-17-48-15.html

 

Joomla SEF URLs by Artio