Сказка как вспомогательный элемент при обучении морфемному разбору слова

 

Андрианова Вера Александровна,

учитель начальных классов высшей категории,

Семенова Надежда Игоревна, к.т.н., старший методист,

ГБОУ средняя школа 16, Санкт-Петербург

 

Сказка несет свободу.

Д.Соколов

 

С самого раннего возраста ребенок естественным образом погружается в пространство игры и сказки, которые являются необходимыми элементами его психического развития. Колобок и Курочка-Ряба, Василиса Прекрасная, Кощей Бессмертный и Иван Царевич – это персонажи, знакомые каждому дошкольнику.

Сказка позволяет человеку додумывать то, чего не хватает ему в жизни, переживать новые эмоциональные состояния. Она дает ему возможность выйти за рамки обыденного, в какой-то мере воплотить собственные мечты, иногда уйти от суровой действительности. Волшебный мир сказки сопровождает человека на протяжении всей жизни.

В последнее время в педагогическом сообществе стало модным говорить о комфортности образовательной среды. На наш взгляд, комфортность в первую очередь связана с успешностью, а успешность – с отсутствием страха перед ошибкой. В этом смысле роль сказки в образовательном процессе (особенно в начальных классах) трудно переоценить:

1) сказка легко узнаваема, она – старый друг, сопровождающий ребенка из дома и детского сада в школу;

2) добро, всегда в сказке побеждающее зло, создает у детей чувство психологической защищенности;

3) сказка не навязывает своих наставлений напрямую, чего, кстати говоря, так не любят дети, и все уроки для «доброго молодца» извлекаются из нее сами собой;

4) несмотря на то, что главному действующему герою в сказке часто приходится идти «туда, не знаю куда» или искать «то, не знаю что» (а это ситуации, в которых иногда ощущают себя наши ученики), ему всегда кто-нибудь приходит на помощь;

5) сказка предоставляет необъятное пространство для творчества;

6) сказка предлагает превосходный общий язык для педагога и учащегося, легко создавая атмосферу понимания и сотрудничества.

Практическая работа с детьми показывает, что морфемному анализу слова удобно обучать с помощью таблиц (см. задания №1–№3), которые построчно содержат слова, имеющие одинаковую морфемную структуру. Первую строчку таблицы учащийся может разобрать вместе с учителем или одноклассниками, тогда остальной разбор ему будет несложно осуществить самостоятельно. К таблице всегда можно подобрать задания на исследование в рамках заданной темы, на повторение пройденного материала по ранее изученной теме, творческие вопросы.

Работа с таблицами способствует обогащению словарного запаса, помогает при образовании однокоренных и родственных слов, при проверке безударных гласных в корне слова и других правил правописания [1].

Сказка, в свою очередь, является прекрасным подспорьем для разработки таких заданий. Волшебные заклинания, обращения к сказочным героям, описания сказочных объектов (Сивка-Бурка, вещая каурка; свинка-золотая щетинка; молочная речка, кисельные берега) содержат множество слов, одинаковых по своей морфемной структуре. Грамотно подобранные к таблицам задания позволяют интегрировать естественным образом русский язык и литературу и, при необходимости, дифференцировать уровень сложности.

Практика показала, что учащиеся начальной школы усваивают материал, представленный в подобных таблицах, быстрее и с большим интересом. Сказка как элемент, встроенный в задания по морфемному разбору, помогает им адаптироваться в сложном разделе русского языка, становится вспомогательным звеном в восприятии «взрослого» мира, способствует формированию уверенности при выполнении заданий, а значит – созданию чувства успешности.

 

Задание №1

 

 

добрая

 

бедная

 

злая

 

жадная

 

батюшка

 

девушка

 

голубушка

 

дедушка

 

трескучий

 

колючий

 

жгучий

 

дремучий

 

снежный

 

морозный

 

холодный

 

страшный

 

1. Подбери из таблицы к заданным словам однокоренные слова:

потрескаться– ______________________________;

замороженный– _____________________________;

обеднеть– __________________________________;

проколотый– ________________________________.

2. Выпиши 2 слова с чередованием согласных в корне. Докажи это. Например: рекаречка.

3. Выпиши 2 слова, в которых все согласные твёрдые. Покажи это.

4. Выпиши 3 слова со схемой: корень – окончание.

5. Выпиши 3 слова со схемой: корень – суффикс – окончание.

6. Прочитай внимательно слова в таблице. Запиши название сказки, из которой они взяты.

7. Подбери из таблицы подходящие по смыслу слова:

________________________________ лес;

_______________________________ день;

______________________________ мороз.

8. Расскажи сказку, пользуясь словами из таблицы.

 

Задание №2

 

 

заяц

 

бык

 

петух

 

медведь

 

лиса

 

весна

 

изба

 

собака

 

грустный

 

обманный

 

печальный

 

коварная

 

лубяная

 

костяная

 

ледяная

 

дровяная

 

1. Подбери из таблицы к заданным словам однокоренные слова:

опечалиться– _____________________________;

загрустить– ______________________________;

веснушки– ________________________________;

заледенелый– _____________________________.

2. Выпиши 2 слова с одной проверяемой безударной гласной в корне. В скобках напиши проверочное слово. Обозначь орфограмму.

3. Выпиши 2 слова, в которых все согласные твёрдые. Покажи это.

4. Выпиши слово с мягким знаком. Этот мягкий знак является разделительным, показателем мягкости согласного (ненужное зачеркни).

5. Найди и выпиши слово с удвоенной согласной. Графически объясни это написание.

6. Прочитай внимательно слова в таблице. Запиши название сказки, из которой они взяты.

7. Выпиши из последней строчки таблицы слова, не имеющие отношения к сказке.

8. Расскажи сказку, пользуясь словами из таблицы.

 

Задание №3

 

 

волк

 

конь

 

баран

 

хлеб

 

зерно

 

тесто

 

мука

 

земля

 

лёгкий

 

мягкий

 

долгий

 

сытый

 

молотить

 

боронить

 

пахать

 

сеять

 

1. Подбери из таблицы к заданным словам однокоренные слова:

вспаханный– _____________________________;

облегчить– ______________________________;

продолжить– ____________________________;

насытиться– ____________________________.

2. Выпиши 2 слова с одной проверяемой безударной гласной в корне. В скобках напиши проверочное слово. Обозначь орфограмму.

3. Выпиши одно слово с двумя проверяемыми безударными гласными в корне.В скобках напиши проверочные слова. Обозначь орфограмму.

4. Выпиши 2 слова спарной согласной в корне слова. Напиши проверочные слова. Выдели орфограмму.

5. Выпиши 2 слова, в которых все согласные твёрдые. Покажи это.

6. Прочитай внимательно слова в таблице. Запиши название сказки, из которой они взяты.

7. Расположи слова-действия из последней строчки таблицы в последовательности, осуществляемой при выращивании хлеба.

8. Подбери из таблицы подходящие по смыслу слова:

замесить_________________________;

испечь____________________________;

смолоть___________________________.

9. Расскажи сказку, пользуясь словами из таблицы.

 

Используемая литература:

1. Андрианова В.А., Семенова Н.И. Морфемный анализ слова как средство развития речи учащихся начальной школы. // Электронный журнал «Экстернат.РФ» http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/136-preschool-russian/3055-2013-06-07-17-48-15.html

 

Joomla SEF URLs by Artio