Конспект урока русского языка в 4 классе

Синонимы

Цель: Расширить знания учащихся о синонимах.

Задачи:1.повторить изученное о синонимах в 3-м классе

              2. развивать умение находить синонимы в тексте

              3. выполнять работу по карточкам в группе, составляя синонимические ряды

Ожидаемый результат: Ученики умеют находить синонимы в тексте, умеют составлять синонимические ряды

                 

Ход урока

1.Орг момент.

2. Словарная работа.Слайд 1

Вставить пропущенные буквы, поставить ударение (устно). Выпишите в тетрадь только словарные слова, поставьте ударение и подчеркните орфограммы.

3. Актуализация темы урока.

Игра «Подбери словечко»

-Сейчас мы попробуем отгадать тему нашего урока. Для этого поиграем в игру «Подбери словечко». Я говорю слово, а вы подбираете к моему слову своё другое слово, но близкое по значению моему, например: ходить – шагать.

Слова для игры: говорить – болтать, красный – алый, фиолетовый – сиреневый, кушать – есть, школьник – ученик, работать – трудиться, смеяться – хохотать, грусть – печаль, ненастный – пасмурный, старик – дедушка, мороз – холод.

-Молодцы! Как называются слова, которые вы сейчас подбирали? Вот мы сейчас и проверим правильность ваших ответов, выполнив чистописание.

3.2 Чистописание:

-Слайд 2. Запишите безотрывно эти буквы в тетрадь, соблюдая правильное соединение букв, и простым карандашом зачеркните все буквы д, прочитайте, что у вас получилось.

дсдидндодндидмдыд

-Вот мы и угадали тему нашего урока.

3. Постановка цели урока:

-Как вы думаете какие цели сегодня будут на уроке?

-Сегодня мы расширим свои знания о синонимах, а так же научимся составлять синонимические ряды, употреблять синонимы в тексте. Слайд 3

4. Изучение нового материала.

-Вспомните из программы 3 класса, какие слова мы называем синонимами?

- Назовите части речи этих слов: говорить – болтать, красный – алый, фиолетовый – сиреневый, кушать – есть, школьник – ученик, работать – трудиться, смеяться – хохотать, грусть – печаль, ненастный – пасмурный, старик – дедушка, мороз – холод.

- Сделаем вывод о синонимах (синонимы- слова одной части речи) Слайд 4

- Прочитайте текст на доске. Слайд 5

- Найдите синонимы. Докажите, что это синонимы.

Спишите текст, подчеркните синонимы и определите их часть речи.

- Посмотрите на доску. Сдайд 6

Попробуйте определить, какая иллюстрация соответствует словам.

Правильно, гроза — это ветер с дождем и молнией; буря – сильный ветер, преимущественно на море, ураган – сильнейший ветер, скорость которого настолько высока, что он сносит все на своем пути. (Стрелочки соединяются)

-Какой вывод из этого мы можем сделать? Слайд 7

-Как вы думаете для чего же нужны синонимы в речи?

-Давайте проверим наше предположение. Читаем правило в учебнике.

Физминутка.

- Работа в группах.

Сегодня мы познакомимся с еще одним видом словаря. Словарь синонимов. Сейчас мы будем работать в группах и составлять синонимические ряды. Как вы думаете, что такое синонимический ряд? (Синонимический ряд – это несколько синонимов, записанных подряд)

-Для этого нам понадобится словарь синонимов, которые лежат у вас на столах.

В словарях лежат листочки со словами, к которым нужно подобрать синонимы. (Записывают в тетрадь). Теперь прочитайте, один из группы.

5. Стадия осмысления.

Работа в учебнике. Все вместе выполним упражнение в учебнике № 65 на стр. 46.

Творческая работа.

- Слайд 8. На доске написано начало текста. Как называется? Прочитаем его первое предложение. Внизу синонимический ряд, попробуйте продолжить текст, используя эти синонимы, или придумайте свои. 2-3 предложения или кто сколько сможет. (Самостоятельная работа) Чтение текстов.

6. Итог урока.

Тест. Слайды 10, 11, 12

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились?                                                      

           -Что поняли?

            -Что было самым трудным на уроке?

           - Что помогло справиться с трудностями?

 - Что было самым важным на уроке?
7. Домашнее задание:

 Выучить правило и привести свои примеры синонимов.

-Спасибо за урок. Мне было интересно с вами работать, учиться, делать открытия.

 

Joomla SEF URLs by Artio