Роль прилагательных в тексте-описании. Составление текста-описания

Рогозянская Анна Михайловна,
МОУ«Солнечная средняя общеобразовательная школа №1»

Цели:закрепить понятие об отличительных признаках текста-описания; развивать речь, коммуникативные навыки, орфографическую зоркость; воспитывать аккуратность в работе.

Планируемые результаты:учащиеся научатся составлять текст-описание, используя в нём имена прилагательные; ставить вопросы от существительного к прилагательному.

Формирование УУД:

Познавательные УУД:Распознавать текст-описание и выделять его характерные признаки.

Коммуникативные УУД:Строить сообщения в устной и письменной форме.

Регулятивные:Анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

       II.Актуализация знаний.

1.     Минутка чистописания.

- Отгадайте загадку и узнаете какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

 

В этой букве нет угла,

От того она кругла.

До того она кругла.

Покатиться бы могла.

(Ответы детей)

 

- Правильно, сегодня мы вспомним как пишется буква О,о. Кто сможет показать на доске? (письмо буквы О,о в тетрадях)

2. Орфографическая минутка.

(На доске записаны слова.)

Цв…тущий, улы…ка, д..рить, зв…нок, сос…ка, пр…мой, пиро…, ука…ка.

- На  какие две группы можно разделить эти слова? (Слова с безударной гласной в корне и слова с парной согласной в корне)

Запишите слова в два столбика. (Один ученик работает у доски).

- Назовите имена существительные. (улыбка, звонок , соседка, указка, пирог)

-Назовите одушевлённые имена существительные. (соседка)

- Как называются остальные имена существительные? (неодушевлённые)

Найдите среди данных слов глаголы. (дарить)

- Из скольких слогов состоит глагол «дарить»? (их 2-х)

- Назовите имена прилагательные. (цветущий, прямой)

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные в единственном числе? Во множественном числе? (Ответы детей).

 

III. Самоопределение к деятельности.

Анаграмма (С К Т Е Т)

- Из данных букв составьте слова.(ест, тест, текст)

- Что такое ТЕКСТ? (дети дают определение)

- С какими видами текстов мы познакомились? (текст-повествование, текст-описание).

- Из скольких частей состоит текст? (из 3-х, начало, основная часть, концовка)

- Определите тему сегодняшнего урока. (выслушивается мнение детей)

IV. Работа по теме урока.

1.     Работа с текстами.

А) Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

 

Б) Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

 

- Перед вами два текста. Прочитайте их внимательно и определите вид текста. (Выслушиваются ответы детей).

- Что общего у этих текстов ? ( Все они о тиграх).

- Какая часть речи играет ведущую роль в тексте - повествовании? (Глагол).

- Какая часть речи играет ведущую роль в тексте - описании?

( Прилагательное).

 

- Какую роль в нашей речи играют глаголы и имена прилагательные? (Они делают нашу речь ярче, выразительнее, краше).

2. Работа с учебником.

     Упр.167 стр. 97

- Прочитайте загадку на странице 97, Упр.167.

- Догадались о ком идёт речь?

- Почему у вас возникли трудности? Слова какой части речи были пропущены?

- Найдите слова для справок под рисунком. А теперь используя слова для справок попробуем восстановить загадку. (Дети озвучивают получившийся текст.)

- Можно ли назвать этот текст описанием?

- В каких предложения дано описание внешнего вида мышонка?

- В каких предложениях описываются особенности жизни животного?

- Назовите главную мысль текста-описания. (Мышонок всего и всех боится).

(Самостоятельная работа учащихся после предварительного разбора).

V. Физминутка

«Бабочка»

- Какой текст сейчас прозвучал? (текст – повествование)

- Какая часть речи помогла вам определить вид текста? (глагол)

VI. Закрепление изученного материала.

1.     Упр. 169, стр.98   (Устно).

- Выберите предмет для описания: любимую игрушку, домашнее животное (кота, собачку), комнатное растение. Составьте текст-описание этого предмета. Начните так: «Я хочу рассказать о…». Далее опишите, как выглядит предмет, каков его внешний вид. В конце скажите, как вы относитесь к выбранному предмету.

2.      Работа с текстами. (Работа в парах)

- У вас на столах лежат тексты. Ваша задача: вместе с соседом по парте найти текст-описание и обосновать свой выбор.

 

А) Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел своим хвостиком, на конце которого была пушистая кисточка.

 

Б) Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его.

 

В) Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне заводного ослика.

( При затруднении учитель задаёт вопросы)

- О чём говорится в тексте?

- Какой вопрос мы можем поставить к этому тексту?

- Спишите текст-описание. (Самостоятельная работа учащихся.)

 

VII. Рефлексия     

- Чему мы научились на уроке? (Ответы детей .)

- Выполним следующее задание:

- Я вам буду читать тексты, а вы будете записывать в тетрадь начальную букву слов, обозначающих виды текстов: описание – о, повествование – п.

 

1.     Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.

2.     По виду рысь похожа на кошку, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.

3.     Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.

4.     Наступило лето. Яркое солнце греет  землю. Всё кругом цветёт и зеленеет. На лугу уже скосили траву. Грызунам стало трудно прятаться от хищников.

 

VIII. Итог урока

- Какие бывают виды текстов?

- Как называется текст в котором даётся описание предмета или явления?

- Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию?(Какой? Какая?   Какое? Какие?)

Домашнее задание : тетрадь на печатной основе Упр. 103 (стр. 48)

 

Приложение к уроку

 

 

А) Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

 

 

Б) Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные ! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

 

 

 

 

 

 

 

А) Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел своим хвостиком, на конце которого была пушистая кисточка.

 

 

Б) Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его.

 

 

В) Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне заводного ослика

Joomla SEF URLs by Artio