Урок русского языкаво 2 классе

Родственные слова

Астраускене Светлана Владимировна,
учитель ГБОУ гимназия №498
Невского района Санкт-Петербурга.
Система: УМК «Школа России». Технология: Критическое мышление. Учебник: В.П.Канакина. Русский язык. 2 класс. В двух частях. Тип урока: сообщение новых знаний.
Оборудование: индивидуальные карточки с текстом, карточки с таблицей «Кластер», учебники, компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация. Цели: • Использовать приёмы технологии критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учащихся, умение анализировать, выделять главное, сравнивать, сопоставлять • Создавать условия для формирования учебно-информационных умений (работа с учебником, словарём, текстом, таблицей); создавать условия для формирования умений и навыков общения, взаимодействия при работе в парах и группах. • Создавать условия для знакомства с понятием «родственные слова», с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. I Актуализация знаний учащихся. 1. Отгадайте слово: Первый слог слова – название первой ноты (до) Первая буква второго слога – обозначает непарный звонкий согласный звук в слове «рот». (р) Вторая буква в этом слоге – обозначает безударный гласный звук в слове «поля». (о) Первая буква в третьем слоге – обозначает парный звонкий звук к звуку [ К]. (г) Последняя буква – первая буква алфавита. (а) На доске слово «дорога». 2. «Корзина идей» - учащиеся предлагают свои «идеи» о слове дорога (часть речи, слоговой состав, фонетический образ, орфограммы и т.д.) - Что вы можете сказать об этом слове? (слово-предмет, словарное слово, 3 слога и т.д.). 3. Лексическое значение слова дорога (учащиеся работают с толковым словарём). Вывод: многозначное. Работа в парах. 4. Подберите к слову «дорога» синонимы. 5. Какие из данных слов подходят слову «дорога»? 6. Составьте с этим словом предложение по схеме. Какая? Что? Что делает? Куда? (Например, извилистая дорога ведёт в лес.) 7. Подчеркните основу предложения. 8. Запишите слово, обозначающее маленькую дорогу. (Дорожка) 9. Как ласково назвать дорогу? (Дороженька) 10. Как называется знак у дороги? (Дорожный) У детей (и на доске) появляется запись «дорога», «дорожка», «дороженька», «дорожный». - Чем похожи эти слова? Что у них общее? Что разное? II Стадия «Вызов» (тема и цели урока) Упражнение «Собери слово» Ы р д о с в е т н е н л с о а в На доске появляются слова: Родственные слова Тема урока «Родственные слова». Постановка целей урока: что должны узнать, чему научиться. - Как вы думаете, какие слова называют родственными? Кто такие родственники? - Посмотрите на запись «дорога, дорожка, дороженька, дорожный». - Можно ли эти слова назвать родственными? Почему? - Где можно найти подтверждение (или опровержение) догадки? (В учебнике) Читают правило в учебнике. Физкультминутка По дороге мы идём. Путь далёк, далёк наш дом. (дети шагают на месте) Жаркий день, сядем в тень. Мы под дубом посидим, (садятся на корточки) Мы под дубом полежим. (кладут голову на ладони) Вот немного отдохнём, Потом дальше пойдём. (встают и идут дальше). III. Стадия осмысления. 1. Дорога привела нас в лес. Послушайте, какая история произошла однажды в лесу. Назовите родственные слова. На лесной полянке Летом Собрался лесной народ Все водили хоровод. Перепуталась родня, Не поймут, где, чья семья. Долго велся разговор, Разгорелся даже спор! Тут сова на ветку села, Всем молчать она велела И сказала: “Я, друзья, Расскажу, где, чья семья. Ёж, ежонок и ежиха. Слон, слонёнок и слониха. Тигр, тигрята и тигрица. Вот так умница сова Не ошиблась голова. - Ёж, ежонок и ежиха. Слон, слонёнок и слониха. Тигр, тигрята и тигрица. - Правильно. Молодцы. 2. На доске 2 группы слов: Мама сын Сын сыночек Дедушка сыночек Тётя сынишка - Можно ли назвать слова в первом столбце родственными? Почему? 3. Упражнение «Верите ли вы…» Верите ли вы, что родственные слова близки по смыслу? Верите ли вы, что слова «вода» и «водитель» - родственные слова? Верите ли вы, что общая часть родственных слов называется «корень»? Верители вы, что «дорога» и «подорожник» – родственные слова? Обсуждение результатов. 4. Инсерт. Прочитайте текст, отметьте значками, что вам известно, что неизвестно. « v» - уже знал. «-» - думал иначе. «+» - новое для меня. «?» - не понял, есть вопрос. Название этих растений говорит о том, где их можно чаще всего встретить. Вдоль дорог поселяется подорожник большой, на лугах успешно произрастают средний и ланцетный. Подорожники очень живучи: «Его бьют сапогом, его бьют колесом, и ударь кирпичом, ему все нипочем» - гласит народная пословица. О лечебных свойствах подорожника рассказывают легенды. Давно было замечено: натрет ли человек неудобной обувью ногу, поранит ли руку, обожжется ли искрой костра, - стоит только к больному месту приложить чистый молодой листок подорожника, как боль затихает, ранка начинает быстро заживать. Именно поэтому в старину на Руси подорожник называли «поранником». Беседа по содержанию текста. - Найдите в последнем абзаце родственные слова. Физкультминутка (для глаз) 5. Упражнение «Подбери родственное слово». Школа - Дерево - Солнце – Лес – 6. Игра «Найди лишнее слово» На карточках по 4 строки со словами. Нужно выписать лишнее слово. Каждая парта работает с одной строкой: выписывает слово и передаёт следующей парте. Последняя парта находит среди выписанных слов лишнее и один человек записывает его на доске. 1 ряд: Гриб, грибок, лесной, грибной. Вода, водяной, лесок, водичка. Лето, летний, летом, осенью. Гора, лес, горный, гористый. Выписаны слова «лесной», «лесок», «осенью», «лес». Здесь лишнее слово «осенью». 2 ряд: Сладость, сладенький, сахар, сладкоежка. Вкусно, сахарный, вкусный, вкус. Холодный, холодно, осенний, холодить. Чай, сахарок, чайник, чайный. Выписаны слова «сахар», «сахарный», «осенний», «сахарок». Лишнее слово «осенний». 3 ряд: Добрый, хороший, доброта, добренький. Друг, дружба, хорошо, друзья. Весёлый, хорошенький, веселье, веселиться. Ветер, ветреный, осень, ветерок. Выписаны слова «хороший», «хорошо», «хорошенький», «осень». Лишнее слово «осень». Капитаны выписали следующие слова: осенью, осенний, осень. - Как назовём эти слова? (Родственные) III. Рефлексия 1. Составление кластера. Родственные слова Имеют общую часть близки по смыслу 2. Итог урока. - Что узнали? Чему научились? - Кого можем похвалить за хорошую работу? 3. Лесенка знаний.

You have no rights to post comments

Joomla SEF URLs by Artio