Работа с пословицами на уроках русского языка

Осенчакова Ирина Михайловна

Работа с пословицей развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью.

1. На этапе закрепления предлагаю такие пословицы:

Пока моло.- не страшен ни жар, ни холо. .

Около м.л.дых пос.деть - самому пом.л.деть.

Учись смол.ду - приг.дится в старости.

После выяснения смысла пословиц предлагаю задание: списать и вставить пропущенные буквы.

2. Использую и такое задание: даю корень свет. Дети подбирают пословицы со словами родственными с корнем свет.

3. При закреплении темы "Безударные гласные в корне" предлагаю пословицы с творческим заданием: подобрать и вписать в пословицу подходящие по смыслу слова, например:

Дерево ... живёт, дерево и воду бережёт.

Февраль силён метелью, а март ... .

Октябрь землю покроет, где листиком, где с... .

4. На этапе закрепления слов с парными согласными предлагаю пословицы.

слаще всех плодов - плод честного труда.

Свой глаз - алмаз.

Дороже алмаза свои два глаза.

Не шуба греет, а хлеб.

Дети читают пословицы, объясняют их смысл. Следующее задание: вписать в столбик слова с сомнительной согласной и подобрать к ним проверочное слово.

5.На последних уроках по этой теме предлагаю пословицы под диктовку.

6. При изучении слов с двойными согласными использую пословицы для зрительного предупредительного диктанта.

Например:

Русский солдат не знает преград.

Ранний пар родит пшеничку, а поздний метличку.

Весенние ветры приносят летние дожди.

Учащиеся читают пословицы, обращают внимание на написание выделенных слов, запоминают их. Затем слова с двойными согласными закрываются и учащиеся списывают пословицы. На дом дети получают заданеи: выучить слова с двойными согласными. На следующем уроке дети пишут под диктовку пословицы, в которых есть слова с двойными согласными, например:

К дому друга дорога никогда не бывает длинной. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глазки продирает. В осеннее ненастье семь погод на дворе. Весенний день год кормит.

7. Большую помощь могут оказать пословицы при изучении грамматики. Так, например, при изучении имени существительного беру такие пословицы:

Труд всегда даёт, а лень всегда берёт.

Мир строит. война разрушает.

Родная сторона - мать, чужая - мачеха.

Учащиеся читают пословицы, объясняют их смысл, находят имена существительные, определяют род, число. Попутно дети выполняют задание по орфографии. Затем они списывают пословицы, подчёркивают имена существительные, определяют род, число.

8. Очень интересным видом работы является сочинение по пословице или включение пословиц в сочинение. Сочинения по пословице бывают небольшими. Они проводятся как устно, так и письменно. Письменные сочинения предварительно обсуждаем. Пословица даётся в качестве заголовка к сочинению. Пословица, которая служит заглавием к сочинению, делает рассказ целенаправленным.

Не менее интересно сочинение на определённую тему с включением пословиц. Например, в IV классе учащиеся писали сочинение на тему "Зима", используя пословицы о зиме. Подготовительной работой к этому сочинению явились прочитанные на уроках чтения рассказы и сказки о зиме. Коллективно обговорили план. Вот какие сочинения получились у учащихся:

"Год кончается, а зима начинается". После Нового года самый разгар зимы."Вьюги да метели под февраль полетели" Февраль - самый холодный месяц зимы. В феврале свирепствуют сильные морозы, метели.

Учащимся можно предложить для написания сочинений с включением пословиц такие темы:"Наша школа", "Уборка урожая", "Времена года", "Моя Родина" и др. .

Список литературы:

1.В.П.Фелицына, Ю.Е.Прохоров "Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения"

2.О.Е.Жиренко, В.Ф.Полещук, Л.А.Обухова "Тренажер по русскому языку для начальной школы. Пословицы и поговорки"

 

Joomla SEF URLs by Artio