Статья

Работа с памятками на уроках русского языка

 

(программа «Гармония»)

Гостюхина Любовь Владимировна

Каждое новое умение учащихся формируется благодаря работе по памяткам.

Первая памятка вводится уже в букварный период – это первое знакомство с технологией списывания. Чтобы обеспечить детям опору для отработки каждой операции, авторы учебника разработали памятку № 1 «Как списывать?», которая помещена на справочной странице учебника первого и последующих классов. Стремление учесть особенности детского мышления обусловило включение в нее не только словесного описания каждой операции, но и их условного обозначения.

В первом классе после обучения детей различию ошибок и описок, вводится памятка № 2 «Как писать без описок?».

Во втором классе, всего на несколько уроков вводится памятка № 3. В соответствии с ней учащиеся должны писать слова с пропуском даже тех орфограмм, на месте которых они знают букву или могут ее определить с помощью известного правила или словаря. Только после записи с «окошком» школьники приступают к следующей операции: определению, знают они решение задачи или нет. Если знают, вписывают букву, нет – оставляют пропуск. На этом этапе начинается применение нового приема при письме под диктовку.

Следующий этап – знакомство и работа по памятке № 4 «Как писать без ошибок?», которая является руководством к орфографическому действию и дополняется необходимыми сведениями по мере изучения материала.

Предлагаемая в ней последовательность операций должна лечь в основу свободного детского письма. Рекомендация проста: точно знаешь написание (помнишь букву, действуешь по правилу) – пиши, не знаешь или не уверен – оставляй «окошко».

О необходимости указанных действий при списывании, при письме под диктовку, при записи собственных мыслей в заданиях учебника напоминает индекс 1, 3, 4.

Какие-же еще памятки есть в учебниках «К тайнам нашего языка»?

Второй класс.

1. Как выполнять звуко-буквенный разбор?

2. Как узнать строение слова?

3. Как обдумывать свой текст?

4. Как озаглавить текст?

5. Как сделать текст лучше? (Памятка-редактор).

Третий класс.

1. Анализируем слово как часть речи.

2. В данном классе даются и дополнения к этой памятке:

а) как узнать род имени существительного?

б) как узнать падеж имени существительного?

в) как узнать род, число и падеж имени прилагательного? Как не ошибиться в его окончании?

г) как определить время глагола?

д) как найти неопределенную форму глагола?

е) как узнать суффикс в форме прошедшего времени?

Четвертый класс.

Наряду с уже существующими памятками и дополнениями к ним вводятся:

1. Памятка «Как характеризовать предложение».

2. Памятка «Как писать изложение».

3. Дополнение к памятке «Анализируем слово как часть речи»:

«Как узнать, к какому склонению относится имя существительное».

4. Дополнения к памятке № 4 «Как писать без ошибок?»:

а) «Как искать проверочные слова для корня»

б) «Как узнавать буквы в безударных падежных окончаниях имен существительных в единственном и во множественном числе»

в) «Как узнавать буквы в безударных окончаниях имен прилагательных»

Так как программа предусматривает знакомство с различными видами словарей (толковый словарь, орфографический словарь, словарь трудностей – какого рода и числа слово? Как правильно изменить слово?) необходимо учить детей освоению способа поиска слов в словарях. Поэтому во втором классе предлагается памятка «Как пользоваться орфографическим словарем?», на основе которой ученики овладевают столь важным умением.

Работа по памяткам не самоцель, а действенная помощь в освоении детьми орфографических умений и навыков. Памятки не заучиваются, а используются на уроках и даже при выполнении контрольных заданий. В результате систематического использования памяток происходит автоматизация навыков грамотного письма.

Joomla SEF URLs by Artio