Работа над словарём в начальной школе

 

Атапина Елена Васильевна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №291
Красносельского района Санкт-Петербурга

 

В развитии речи выделяются три линии: работа над словом и над словосочетанием, предложением, над связной речью.

Важное требование, предъявляемое к речевым упражнениям(рассказы, пересказы, сочинения, изложения, творческие задания и т.д. - систематичность, последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их общей цели.

Требование к речи младшего школьника:

- содержательна (говорить о том, что хорошо знаешь);

- логична (последовательности, чёткости к построению речи, умение логично переходить от одной части к другой, не повторять несколько раз одно и то же, умение начинать  и заканчивать рассказ, высказывание);

- под точностью речи понимают умение говорящего и пишущего не просто передавать факты, наблюдения, чувства, в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства – слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присуще изображаемому предмету;

- выразительна (умение ярко, убедительно, сжато передать мысль);

- ясность  речи (доступна тем людям, к кому она обращена);

- чистота речи (отсутствие лишних слов).

Нельзя не остановиться какие виды речи существуют. Виды речи делятся на: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя (мысленная), речь с самим собой. Она отрывиста, лишена чётких грамматических форм. Большую роль играет при подготовке к письменному сочинению, изложению или к записи предложений. Учащиеся составляют предложения, фрагменты текста, первоначально в уме, т.е. на уровне внутренней речи. Внешняя речь для других: устная и письменная. Устная речь в свою очередь делится на диалогическую и монологическую. Она рассчитана на восприятие этой речи другими людьми, чтобы говорящего понимали, поэтому к этой речи требования высоки. Диалогическая речь всегда поддерживается репликами или вопросами собеседников. Это облегчает диалог. Монологическая речь, т.е. речь одного человека – рассказ , сообщение, пересказ, выступление, сочинение и.т.д.

Эти виды монолога, устного и письменного, находятся в центре внимания школы. В отличии от диалога монолог более произволен, требует волевогоусилия, а иногда значительной подготовительной работы. Говорящий или пишущий заранее планирует весь монолог как целое, составляет план, готовит отдельные фрагменты и средства языка.

Методика работы над словарём.

Остановлюсь лишь на некоторых аспектах методики.

1.Усвоение новых слов и их значений.

1) Обогащение словаря.

2)Уточнения словаря (углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений)

3)Активизация словаря (включение как можно более широкого круга слов в речь каждого ученика, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином месте).

4) Устранение нелитературных слов (исправление ошибочных ударений, произношений).

Основным источником обогащения словаря являются: художественные произведения, тексты в книга  для  чтения ,  учебниках, а также речь учителя.

Словообразовательный анализ слова – это один из способов раскрытия его значения перед учащимися.

2.Приёмы работы над изобразительными средствами языка.

а)Обнаружение в тексте образных слов.

б)Объяснение значений слов  оборотов речи, обнаруженных в тексте самими учащимися или указанными учителем.

в)Иллюстрирование , словесное рисование, воссоздание образа по вопросу учителя; какую ты представляешь себе?

г)Использование проанализированных и понятых образов в пересказе, в собственном рассказе, в письменном сочинении или изложении.

д)Отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов.

е)Специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов, составление загадок, усвоение синонимов, антонимов, омонимов, фразеологических оборотов речи.

3.Работа с синонимами.

а) Обнаружение  в читаемых текстах синонимов, объяснение их оттенков.

б)Подбор синонимов к данному слову, объяснение различий в значениях.

в) Выполнение упражнений по активизации синонимов.

1)Выбор и группировка слов , близких по смыслу. Даны слова одной части речи и среди них нужно выбрать две группы близких  по значению, среди них есть лишние слова.

2) Расположение синонимов по возрастной или убывающей степени кого-то либо признака.

3)Замена синонима в предложении.

4) Выбор одного из синонимов.

4.Работа с антонимами.

а) Группировка антонимов по парам.

б)Подбор антонимов к данным словам.

в) Замена антонимов в предложении.

г)Продолжение начатого предложения с антонимами.

е)Подбор антонимов к словам, выступающим в различных значениях.

В сущности и словарная  работа , и чтение, и  пересказ, и беседы и составление предложений  - всё это служит подготовкой к самостоятельному связному рассказу, т.е. к монологу.

 

Нужно постоянно стремиться создавать условия или ситуации, чтобы школьники чувствовали пользу от своих рассказов, сообщений, сочинений, например сборники письменных сочинений, газеты в классе, журналы, отзывы о прочитанных книгах, выступление перед классом и т.д.

Joomla SEF URLs by Artio