Работа над изложением в начальной школе

Ткачук Татьяна Николаевна

Развитие у детей правильной и красивой речи, как устной, так и письменной, является сложной задачей, требующей комплексного подхода. Один из важнейших компонентов работы – написание изложения.

Изложение   -      устный или письменный пересказ текста. Используется в общеобразовательной школе (в основном в начальных и 4—8-х классах) как один из основных видов классной учебной работы по развитию речи учащихся, способствует формированию и закреплению у них навыков правописания и стилистики. Термин «Изложение» охватывает ряд устных и письменных упражнений: от почти дословного пересказа небольшого по объёму текста до краткой передачи содержания целого произведения. Сокращённое «Изложение» больших по объёму текстов способствует формированию у учащихся навыка записи конспектов и лекций и обычно используется в старших классах. Тексты для изложения выбираются из художественных, публицистических, научно-популярных произведений; в практике преподавания используется также изложения по литературно- драматическим звукозаписям, диафильмам, кинофильмам, спектаклям. (Из большой советской энциклопедии)

Изложение    — пересказ, вид самостоятельной учебной работы; воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного). Одно из средств усвоения, развития памяти, мышления, грамотности и речи школьников, а для учителя - контроля.(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 102)

Изложение — творческая работа, заключающаяся в устном или кратком письменном пересказе прослушанного и проанализированного 

текста. Передавая своими словами небольшие рассказы и отрывки художественной прозы, ребёнок обогащает свою устную и письменную речь, развивает логическое мышление, учится правильно, красиво и убедительно выражать собственные мысли в процессе коммуникации.

 

Виды изложений.

По полноте пересказа текста изложение может быть подробное, сжатое или выборочное. Подробное помогает тренировать память, заставляет следить за деталями и последовательностью изложения. Сжатое учит конспектированию, выделению наиболее важных моментов в тексте.

По типу речи, использованному в тексте, изложения делятся на:

  • Повествовательное — при таком типе изложения от учащихся требуется прежде всего правильное изложение последовательности событий или основных моментов текста.
  • Описательное — более сложный тип. Такие тексты сложнее усваиваются и требуют активного использования выразительных средств при пересказе.
  • Изложение-рассуждение — здесь важно уловить основные тезисы текста и при пересказе передать их, логично аргументируя и сохраняя переходы между мыслями.
  • Подробное изложение - предполагает последовательный его пересказ с сохранением языковых особенностей автора: характерных изобразительных средств, деталей, фразеологии и синтаксиса.

Как работать над изложением в начальной школе.

1.     Постановка цели. (Учитель объясняет рассказ, который будет прочитан. Ученики должны написать данный текст по памяти максимально близко к тексту. Возможен лишь некоторый подбор синонимов к некоторым словам).

2.     Чтение текста учителем.

3.     Беседа. Вопросы по тексту. Возможно чтение текста учениками (одним, хорошо читающим учеником), в это время остальные дети «следят» за текстом.

4.     Составление заголовка, в котором отражается тема и главная мысль произведения.

5.     Разделение текста на абзацы. Составление плана. На доске фиксируется заголовок каждого абзаца, в котором отражена главная мысль.

6.     Орфографическая подготовка (На доску выписываются трудные опорные слова, обороты речи. Обсуждаются слова с недавно пройденными орфограммами, вспоминаются правила правописания отдельных слов).

7.     Лексическая подготовка (Выполняется подбор синонимов, нахождение точного значения слов).

8.     Устный пересказ. Устно пересказывают два-три ученика.

9.     Повторное чтение текста учителем.

10.                       Написание изложения.

11.                       Самопроверка.

Основные ошибки в содержании и построении изложения

1.     Пропуск главных частей и важных фактов.

2.     Искажение содержания.

3.     Нарушение логической последовательности.

4.     Повторное возвращение к одному и тому же факту.

5.     Отсутствие связи между фактами и событиями.

Речевые ошибки

1.     Пропуск главных частей и важных фактов.

2.     Неверное определение границ предложения в тексте.

3.     Нарушение порядка слов в предложении.

4.     Повторение одного и того же слова.

5.     Пропуск главных и второстепенных сов предложения.

6.     Неправильное согласование и управление слов в предложении.

7.     Неправильное или неточное употребление слова, а также повторение слов и обоснованное употребление в одном предложении двух синонимов.

 

Оценивание изложения

Оценка «5» ставится:

А) по содержанию и речевому оформлению

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В работе допускается не более 1-2 речевых недочетов.

Б) грамотность

Допускается

1 орфографическая,

или 1 пунктуационная,

или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4» ставится:

А) по содержанию и речевому оформлению

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В работе допускается не более 3-4 речевых недочетов.

Б) грамотность

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки,

или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,

или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,

или 2 грамматические ошибки.

Оценка «3» ставится:

А) по содержанию и речевому оформлению

1.В работе допущены существенные отклонения от темы.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь

недостаточно выразительна.

В работе допускается не более 5 речевых недочетов.

Б) грамотность

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки,

или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок,

или 8 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических,

или 5 грамматических ошибок.

Оценка «2» ставится

А) по содержанию и речевому оформлению

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов.

Б) грамотность

более 5 орфографических ошибок,

или более 11 пунктуационных ошибок,

или более 6 грамматических ошибок.

Joomla SEF URLs by Artio