Рабочая программа по русскому языку

Хабирова Гульнара Раилевна

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  • Приказ Министерства и науки «О формировании учебных планов образовательных учреждений на 2009-2010 учебный год» от 06.05.2009г. №01-269.

  • Приказ Министерства и науки «О разработке и утверждении учебных рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях» от 31.07.2009 №103/3404.

  • Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение. 2008.

Курс русского языка в начальной школе – часть единого школьного курса современного русского языка.

Цели обучения русскому языку: развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения); формирование элементарной лингвистической компетентности.

Основная задача обучения русскому языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

Концептуальной основой нового учебника является его коммуникативно-познавательная направленность. В новой системе изучения языка, его основных понятий и правил происходит в тесной взаимосвязи с коммуникативно-речевыми умениями и навыками, которые придают изучению языка практическую, функциональную направленность.

Новая система, базирующаяся на системно-функциональном подходе, обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речи. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике.

Обучение русскому языку строится по схеме: речь – язык – речь. Вопросы и задания учебника побуждают детей к осмыслению собственной речи. Школьники знакомятся с образцами использования родного языка, его выразительных средств в литературных произведениях русских писателей и поэтов (рубрика «Словесное творчество»).

Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения, обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т.д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения, стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков.

Познавательная направленность обучения создаёт предпосылки того, что ребёнок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема.

Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты.

Большое внимание уделяется развитию речевого мышления. В учебнике много заданий на сравнение слов (его формы и значения), на классификацию слов по разным основаниям (тематическая классификация, связанная с лексическим значением слова, классификация слов по грамматическим признакам, выделение группы слов с общим значением предметности, признака, действия).

Таким образом, коммуникативно-познавательная направленность курса позволяет эффективно решать задачи обучения русскому языку на начальном этапе:

  • развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;

  • обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;

  • пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;

  • формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;

  • обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;

  • развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;

  • развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.

 

Рабочая программа рассчитана на 170 часов в год, 5 часов в неделю. Учебный материал распределён по разделам:

 

п/п

Раздел

Количество часов

1.

Повторяем – узнаём новое.

24 часа

2.

Язык как средство общения.

40 часов

3.

Состав слова.

20 часов

4.

Слово как часть речи.

86 часов

Практическая часть программы:

 

Вид работы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

Диктант

2

3

3

1

9

Словарный диктант

1

1

1

1

4

Контрольное списывание

1

1

1

1

4

Контрольная работа

2

1

2

1

6

Изложение

2

-

2

-

4

Сочинение

1

-

1

-

2

Проверочная работа - 1 2 - 3

В тематическое планирование включены темы, отражающие национально-региональный компонент в образовании. Содержание НРК реализуется при редактировании текстов, при составлении предложений и текстов с использованием краеведческого материала.

 

Сокращения:

 

Тип, форма урока
ИНМ – изучение нового материала
ЗИМ – закрепление изученного материала
СЗУН – совершенствование знаний, умений, навыков
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
КЗУ – контроль знаний и умений

 

Виды деятельности (ВД)
ИВД – индивидуальный
ФВД – фронтальный
ГВД – групповой
ПВД - парный

Виды и формы контроля на уроке (контрольная работа в КТП прописывается как отдельный урок с указанием темы работы)
Т – тест
СП – самопроверка
ВП – взаимопроверка
СР – самостоятельная работа
РК – работа по карточкам
ФО – фронтальный опрос
УО – устный опрос
ПР – проверочная работа
З - зачет

 

 

 

Дидактическое и методическое обеспечение

 

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

1. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2009.

2. Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2ч. /Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». –М.: просвещение, 2009.

 

Уроки русского языка. 4 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2009.

 

 

 

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны иметь представление: о русском языке как культурной ценности русского народа, проявлять интерес к изучению родного языка; о языке как главном средстве речевого общения; его вспомогательных средствах (мимика, жесты, выразительные движения, интонация, пауза); диалоговой модели общения, о значении цели, темы, условий, результатах общения; правилах речевого этикета.

 

Учащиеся должны знать:

признаки предложения, главные и второстепенные члены предложения;

- признаки однородных членов предложения;

-части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог;

-признаки 1, 2, 3-го склонения имён существительных;

- признаки 1 и 2 спряжения глаголов;

-изученные орфограммы.

 

Учащиеся должны уметь:

проводить фонетический разбор слов;

-объяснять написание слова с точки зрения орфографии;

-разбирать слова по составу, выделяя корень, приставку, суффикс, окончание;

-производить разбор слова как части речи (начальная форма, род, склонение, падеж и число имени существительного; начальная (неопределённая) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глагола;

-производить синтаксический разбор предложений с однородными членами;

-определять тему и основную мысль текста;

-озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль; составлять план текста;

-распознавать виды текста: повествование, рассуждение, описание;

-писать изложения и сочинения повествовательного характера с использованием в них элементов рассуждения и описания.

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование по русскому языку. 4 класс

 

 

п/п урока

 

Тема раздела

 

Тип/ форма урока

 

Виды деятельности

Планируемые результаты обучения

 

Виды и форма контроля

 

Дата проведения (план)

 

Корректировка

Освоение предметных знаний

УУД

Раздел «Повторяем-узнаем новое. (22 часа)

1.

Речевое общение. Речь устная и письменная.

Требования к устной и письменной речи.

УОСЗ

ФВД

Раскрывать значение понятий «диалог», «речевой этикет», «монолог», «общение», «цель общения», «результат общения», «сленг» и использовать их в активном словаре;

-использовать приобретённые знания для составления и оформления текста.

 

Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения. Определять условия и способ общения, конкретную цель и результат коммуникации.

СП ВП

01.09.

 

2.

Определение отличия диалога и спора.

УОСЗ

ФВД

Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результата общения. Анализировать речь партнёра, поддерживая беседу репликами. Осмысливать сказанное, выделяя главное.

СП ВП

02.09

 

3.

Цель речевого общения. Тематическая беседа.

 

УОСЗ

ГПВ

Определять цели, тему, способы и результаты общения. Находить в процессе общения соответствующие языковые средства для выражения собственного мнения или убеждения партнёра.

РК СР

03.09

 

4.

Цели общения героев произведений и возможности достижения поставленной цели.

УОСЗ

ПВД

Распознавать виды текстов: повествование,

рассуждение, описание. Писать изложения и сочинения описательного характера с использованием элементов рассуждения и описания.

 

УО СР

04.09

 

5.

Правила общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль. Составлять план текста, делить текст на части. Владеть позитивным настроем при общении. Объяснять значение слов и речевых средств для разрешения конфликтных ситуации.

 

07.09

 

6.

Правила общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

УОСЗ

ПВД

 

Озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль. Составлять план текста, делить текст на части. Владеть позитивным настроем при общении. Объяснять значение слов и речевых средств для разрешения конфликтных ситуации.

ФО РК

08.09

 

7.

Речевая культура. Обращение.

Речевой этикет.

УОСЗ

ИВД

Рассказывать о правописании обращения.

Рассказывать алгоритм оформления объяснительной записки.

Писать предложение с обращением, используя правило.

Писать изложение текста, в котором есть обращение, используя план.

Составлять и писать текст о погоде от лица героя.

Составлять и оформлять текст объяснительной записки.

раскрывать смысл понятий «обращение», «объяснительная записка» и использовать их в активном словаре;

— определять слова приветствия в необходимой ситуации на основе речевого этикета и использовать

 

Контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения и степени подготовленности партнёра к беседе.

РК

09.09

 

8.

Использование формул речевого этикета в различных сферах общения (в школе, клубе, театре и дома).

УОСЗ

ФВД

Выбирать языковые средства, в том числе и обращение, в соответствии с ситуацией общения.

СР

10.09

 

9.

Деловая речь, или официальная. Сравнение её с речью разговорной.

ЗИМ

ГВД

Использовать знаки препинания для выделения обращения (при записи текста).

УО

11.09

 

10.

План как вид деловой речи.

ИНМ

ИВД

 

СП

14.09

 

11.

Научная речь, её отличие от художественной речи.

ЗИМ

ПВД

Составлять диалоги при работе в паре, используя обращение и слова речевого этикета.

ВП СП

15.09

 

12.

Средства создания образности и выразительности в художественной речи

СЗУН

ФВД

 

УО

16.09

 

13.

Метафора. Синонимы.

УОСЗ

ГВД

 

РК

17.09

 

14.

Текст как речевое произведение.

Тема, главная мысль, заглавие, опорные слова, абзацы.

УОСЗ

ФВД

Определять тип текста. Формулировать тему и главную мысль текста.

УО

18.09

 

15.

Активизация знаний о типах текста.

 

СЗУН

ИВД

Объяснять различие художественных текстов, научных и деловых. Доказывать принадлежность текста к художественной, научной или деловой речи.

СП

21.09

 

16.

Развитие речи.

Изложение по тексту Технология произведения.

СЗУН

ФВД

Составлять собственные тексты разных типов: повествование, описание рассуждение.

СП

22.09

 

17.

Составление текста-описания по заданной теме.

СЗУН

ФВД

 

СП

23.09

 

18.

Изложение по рассказу В. Осеевой

КЗУ

ИВД

Грамотно оформлять собственные речевые произведения

 

24.09

 

19.

Пропедевтические наблюдения над отражением личности автора в его произведении.

УОСЗ

ПВД

 

ФО

25.09

 

20.

Рубрика «Проверь себя»

УОСЗ

ИВД

 

 

СП

28.09

 

21.

Контрольная работа

КЗУ

 

 

 

 

29.09

 

22.

Работа над ошибками

УОСЗ

ИВД

 

 

 

30.09

 

 

Раздел: «Язык как средство общения» (40 ч.)

 

23.

Средства общения. Звуковой язык как средство человеческого общения.

 

 

УОСЗ

 

 

ФВД

 

Раскрывать значение понятий «средство», «общение», «средство общения», «язык», «буква», «звук», «анаграмма», «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма», «омофоны» и использовать их в активном словаре;

— различать возможности языка жестов и языка как средства речевого общения и обосновывать своё мнение;

различать возможности языка жестов и языка как средства речевого общения и

находить отличие буквы/звука и

определять условие проверки орфограммы

 


 

 

Объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека.

ФО

01.10

 

24.

Систематизация знаний об основных языковых единицах.

УОСЗ

ПВД

Рассказывать об основных этапах развития письменности, сравнивать язык и другие средства человеческого общения.

УО РК

02.10

 

25.

Роль письменности в истории человечества.

 

УОСЗ

ПВД

Объяснять значение учения в школе, позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни.

УО

05.10

 

26.

Систематизация знаний об основных языковых единицах: звуках, буквах.

УОСЗ

ИВД

Систематизировать знания об основных языковых единицах (звуки, буквы, слова, предложения, тексты)

РК

06.10

 

27.

Повторение основных орфограмм.

СЗУН

ПВД

Давать определение основным языковым единицам. Находить в слове орфограмму и определить алгоритм её проверки.

СР

07.10

 

28.

Правила написания разделительных твёрдого и мягкого знаков, жи-ши, ча-ща, чу-щу

УОСЗ

ИВД

Находить в слове нужную орфограмму

ВП

08.10

 

29.

Повторение правил употребления прописной буквы. Правила переноса.

УОСЗ

ФВД

Находить в слове нужную орфограмму

ФО

09.10

 

30.

Закрепление и отработка устойчивого навыка определения вида орфограммы

УОСЗ

ГВД

 

СР

12.10

 

31.

Контрольное списывание.

КЗУ

 

 

 

13.10

 

32.

Написание слов с безударными гласными в корне.

УОЗС

ФВД

Находить в слове нужную орфограмму

РК

14.10

 

33.

Языковые средства в общении (обобщение).

УОСЗ

ФВД

 

ПР

15.10

 

34.

Контрольная работа.

КЗУ

 

 

 

 

16.10

 

35.

Работа над ошибками

СЗУН

ИВД

 

 

СП

19.10

 

36.

Предложение. Повторение знаний о предложении.

УОСЗ

ГВД

 

Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации.

УО

20.10

 

37.

Повествовательные и побудительные предложения.

УОСЗ

ФВД

 

Определять особенности и назначение каждого типа предложений.

УО ФО

21.10

 

38.

Главные члены предложения. Словарный диктант.

УОСЗ

ИВД

 

Выделять главные и второстепенные члены предложения

ПР

22.10

 

39.

Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения.

УОСЗ

ПВД

 

Выделять главные и второстепенные члены предложения

РК ВП

23.10

 

40.

Способы выражения подлежащего и сказуемого.

УОСЗ

ПВД

 

 

СП

26.10

 

41.

Нахождение главных членов предложения.

УОСЗ

ФВД

 

Распространять предложения второстепенными членами.

СП

27.10

 

42.

Роль второстепенных членов предложения.

УОСЗ

ФВД

 

 

РК

28.10

 

43.

Связь слов в предложении.

УОС

 

 

 

СР

29.10

 

44.

Контрольный диктант.

КЗУ

ИВД

 

 

 

30.10

 

45.

Работа над ошибками. Предложения с однородными членами..

СЗУН

ГВД

Знать правило постановки знаков препинания в сложном предложении.

Списывать предложение, выделять в нём графически грамматическую основу и выписывать все возможные словосочетания.

Объединять простые предложения в одно сложное и писать его, используя правило пунктуации.

• Определять в тексте сложное предложение, выделять в нём графически грамматические основы.

цели высказывания», «тип предложения по интонации», «словосочетание», «главные члены предложения», «второстепенные члены предложения», «грамматическая основа предложения», «кулинарный рецепт», «однородные члены предложения», «простое предложение», «сложное предложение» и использовать их в активном словаре;

— определять грамматическую основу простого/сложного предложения и обосновывать своё мнение;

— определять необходимость постановки знаков препинания в предложении с однородными членами и обосновывать своё мнение;

— определять необходимость постановки знаков препинания в сложном предложении

 

Находить однородные члены

 

 

 

46.

Составление предложений с однородными членами.

СЗУН

ПВД

Составлять предложения с однородными членами, соединёнными и несоединенными союзами

 

 

 

ВП

 

 

47.

Смысловая ёмкость предложений с однородными членами

СЗУН

ФВД

 

ФО

 

 

48.

Интонационное и пунктуационное оформление однородных членов.

УОСЗ

ИВД

 

СП

 

 

49.

Простые и сложные предложения. Введение понятия сложного предложения.

ИНМ

ПВД

Сравнивать простые и сложные предложения на основе их значения и количества грамматических основ. Составлять элементарные сложные предложения.

ФО

 

 

50.

Выявление различий сложного предложения и простого предложения с однородными членами.

 

ИНМ

ФВД

Ставить знаки препинания в элементарных сложных предложениях. Объяснять роль союзов в сложном предложении.

РК УО

 

 

51.

Словосочетание. Различия между словом, предложением и словосочетанием.

ЗИМ

ГВД

Выделять словосочетания из предложении на основе вопросов. Находить связь слов в словосочетании, выделять главное и зависимое слова.

СП

 

 

52.

Распространение предложения с помощью словосочетаний.

ЗИМ

ПВД

Составлять словосочетания разных типов.

Распространять предложения словосочетаниями.

СП

 

 

53.

Диктант

КЗУ

 

 

Составлять тексты-рассуждения, объяснять различия между предложением и словосочетанием.

 

 

 

54.

Работа над ошибками

СЗУН

 

 

 

СП ВП

 

 

55.

Слово и его значение.

Обобщение представлений о лексическом значении слова.

 

ФВД

Раскрывать значение понятий «словарь», «синонимы», «антонимы», «омонимы», «многозначность слова», «фразеологизм», «лексическое значение современного/устаревшего слова» и использовать их в активном словаре;

— определять лексическое значение современного/устаревшего слова и обосновывать своё мнение;

— определять лексическое значение фразеологизма и обосновывать своё мнение;

— определять отличия синонимов, антонимов, омонимов и обосновывать своё мнение;

 

Сравнивать слова по значению и форме (звуко-буквенный и формально- грамматической).

 

 

 

56..

Знакомство с различными видами лингвистических словарей.

ИМН

ГВД

Объяснять специфику замещающей функции слова как языкового знака, имеющего не только план выражения (звуко-буквенную и формально-грамматическую форму), но и план содержания (значение слова), с помощью моделей слова. Пользоваться лингвистическими словарями разных типов. объяснять их устройство и назначение.

СР

 

 

57.

Слово как языковый знак.

ЗИМ

ФВД

 

ФО

 

 

58.

Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова.

СЗУН

ПВД

Находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова.

РК

 

 

59.

Антонимы, синонимы, омонимы.

СЗУН

ИВД

 

РК УО

 

 

60.

Многозначные слова.

УОСЗ

ФВД

 

СП

 

 

61.

Контрольная работа

КЗУ

 

 

 

 

 

 

62.

Работа над ошибками

 

ИВД

 

 

ВП

 

 

Раздел» «Состав слова» (15 ч)

 

63.

Повторение и систематизация основных орфограмм корня.

 

УОСЗ

 

ФВД

Раскрывать значение понятий «родственное (однокоренное) слово», «корень слова», «основные орфограммы в корне слова», «суффикс», «приставка», «основа слова» и использовать их в активном словаре;

определять условия правописания гласных а, о в приставке и обосновывать своё мнение; определять условия правописания согласных з, с в приставке и обосновывать своё мнение;

определять условия правописания суффиксов -ик -ек

Разбирать слова по составу, выделять корень, приставку, суффикс, окончание.

РК

 

 

64.

Значение приставок в словах.

СЗУН

ПВД

Определять значение, которое привносит каждая морфема.

РК ВП

 

 

65.

Диктант.

КЗУ

ИВД

 

 

 

 

66.

Работа над ошибками

УОСЗ

 

 

УО

 

 

67.

Образование слов с помощью суффиксов.

ЗИМ

ГВД

Находить значимые части слова (корень, приставку, суффикс, окончание), опираясь на их единообразное написание.

СР

 

 

68.

Правописание суффиксов –ек, -ик

ИНМ

ИВД

Списывать текст аккуратно и без ошибок, писать под диктовку тексты с изученными орфограммами

( безударные падежные окончания существительных, безударные падежные окончания имён прилагательных, безударные личные окончания глаголов).

СП

 

 

69.

Контрольное списывание.

КЗУ

ИВД

 

 

 

 

70.

Однокоренные слова.

УОСЗ

ПВД

 

ФО

 

 

71.

Закрепление орфографических навыков при написании корней слова.

ЗИМ

ФВД

Объяснять написание слов с точки зрения орфографии

ВП

 

 

72.

Корень слова.

ЗИМ

ИВД

 

СП РК

 

 

73.

Повторение и систематизация основных орфограмм корня.

УОСЗ

ПВД

 

РК

 

 

74.

Сложные слова. Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов.

СЗУН

ФВД

 

УО

 

 

75.

Нахождение сложных слов.

УОСЗ

ИВД

 

УО

 

 

76.

Контрольная работа

КЗУ

ИВД

 

 

 

 

 

77.

Работа над ошибками

СЗУН

 

 

 

ФО

 

 

Раздел: «Слово как часть речи»- 93 ч

 

78.

Уточнение представления о разных подходах к анализу слова.

СЗУН

ФВД

Раскрывать значение понятий «лексическое значение слова», «значимые части речи», «служебные части речи», «пред-лог», «правило», «норма», «союз», «частица», «главные и второстепенные члены предложения» и использовать их в активном словаре;

 

Определять условие для изменения грамматического значения слова

Определять общее грамматическое значение группы слов значимой части речи, выделяя графически их окончания.

 Определять часть речи, не имеющую лексического значения, используя её грамматические признаки

Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям

 

Различать слова разных частей речи на основе общности их значения, грамматических признаков и роли в предложении.

ВП СП

 

 

79.

Ознакомление с общими и частными грамматическими значениями. Словарный диктант.

ИНМ

ФВД

Сравнивать лексическое и грамматическое значения слова, понимая более отвлечённый, обобщающий характер значения грамматического.

 

 

ФО

 

 

80.

Грамматическое значение частей речи.

ЗИМ

ПВД

 

УО

 

 

81

Закрепление умения распределять слова по частям речи.

 

ЗИМ

ПВД

 

РК СР

 

 

82.

Проверочная работа по разделу «Части речи»

КЗУ

ИВД

 

ПР

 

 

83.

 

Общее значение предметности существительных, вопросы.

ЗИМ

 

Находить имена существительные в тексте, определять их особенности: собственное или нарицательное; одушевлённое или неодушевлённое; род, число, падеж.

 

 

 

84.

Повторение падежей имён существительных

СЗУН

ГВД

Применять алгоритм определения падежа имени существительного

УО

 

 

85.

Закрепление алгоритма определения падежа имени существительного

ЗИМ

ФВД

 

ВП

 

 

86.

Обобщение сведений об имени существительном.

УОСЗ

ИВД

 

РК

 

 

87.

Определение падежа у несклоняемых имен существительных.

ИНМ

ФВД

Использовать в речи несклоняемые имена существительные, верно определяя их род и согласовывая с другими словами без нарушения культуры речи

СП

 

 

88.

Склонение имён существительных в единственном числе.

ЗИМ

ГВД

 

СП

 

 

89.

Три склонения имён существительных.

ИНМ

ФВД

Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания.

ФО

 

 

90.

Закрепление знаний о трёх склонениях имён существительных.

ЗИМ

ПВД

Осознанно применять алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных.

УО СП

 

 

91.

Нахождение наиболее сложных для написания падежных окончаний.

ЗИМ

ГВД

Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям.

СР

 

 

92.

Отработка навыка написания окончаний имён существительных 1-го склонения в предложном падеже.

СЗУН

ФВД

Объяснять необходимость знания падежа и склонения имени существительного для верного написания его окончания.

ВП

 

 

93.

Отработка двух способов определения верного написания окончаний имён существительных

СЗУН

ИВД

 

 

РК

 

 

94.

Контрольное списывание.

КЗУ

ИВД

 

Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания.

 

 

 

95.

Способы проверки правописания окончаний имён существительных 2-го склонения.

ЗИМ

ГВД

 

 

ВП

 

 

96.

Варианты падежных окончаний имён существительных 2-го склонения.

ЗИМ

ПВД

 

 

СР УО

 

 

97.

Окончания имён существительных 3-го склонения в разных падежах

ЗИМ

ФВД

 

Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания.

УО

 

 

98.

Определение падежа имён существительных 3-го склонения.

ЗИМ

ФВД

 

 

ФО РК

 

 

99.

Сравнение падежных окончаний имён существительных Словарный диктант

СЗУН

ИВД

 

Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания.

СП

 

 

100.

Сравнение падежных окончаний имён существительных разных склонений

СЗУН

ПВД

 

 

УО

 

 

101.

Изложение по тексту

КЗУ

ИВД

 

 

 

 

 

102.

Варианты падежных окончаний имён существительных.

УОСЗ

ФВД

 

Анализировать имя существительное как часть речи, указывая начальную форму, род, склонение, падеж, число.

ФО

 

 

103.

Проверочный диктант.

КЗУ

 

 

 

СП

 

 

104.

Работа над ошибками

СЗУН

ФВД

 

 

 

 

 

105.

Наблюдение над падежными окончаниями имён существительных во множественном числе

СЗУН

ПВД

 

 

УО РК

 

 

106.

Отработка навыка образования формы именительного падежа множественного числа.

СЗУН

ПВД

 

 

ВП

 

 

107.

Обобщение правил написания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

УОСЗ

 

 

 

УО

 

 

108.

Изложение

КЗУ

ИВД

 

 

 

 

 

109.

Работа над ошибками. Закрепление знаний о правописании падежных окончаний имён существительных

УОСЗ

ФВД

 

 

ВП

 

 

110.

Контрольная работа по теме «Склонение имён существительных»

КЗУ

ИВД

 

 

СП

 

 

111.

Работа над ошибками. Склонение имён существительных.

УОСЗ

ФВД

 

 

СП

 

 

112.

Имя прилагательное.

Наблюдение над ролью имён прилагательных в речи

ЗИМ

ПВД

Определять общее грамматическое значение группы слов значимой части речи, выделяя графически их окончания

Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным, ставить вопрос от существительного к прилагательному.

РК СР

 

 

113.

Наблюдение над окончаниями имён прилагательных единственного числа.

ЗИМ

ФВД

Использовать при письме алгоритм определения безударных окончаний имён прилагательных.

УО

 

 

114.

Работа над проверкой безударных гласных в окончаниях имён прилагательных единственного числа.

УОСЗ

ПВД

Образовывать имена прилагательные от слов других частей речи с помощью суффиксов.

ФО

 

 

115.

Диктант.

КЗУ

ИВД

Анализировать имя прилагательное как часть речи, определять начальную форму, число, род ( в единственном числе), падеж.

СП

 

 

116.

Работа над ошибками.

Разбор имени прилагательного как части речи.

ЗИМ

ИВД

 

 

СП

 

 

117.

Использование имён прилагательных в текстах разных типов.

СЗУН

ПВД

 

Сохранять в памяти поставленную задачу, использовать приёмы запоминания.

РК УО

 

 

118.

Устное изложение с грамматическим заданием

УОСЗ

ГВД

 

 

СП

 

 

119.

Проверочная работа «Проверь себя».

КЗУ

ИВД

 

 

ВП

 

 

120.

Работа над ошибками

 

ФВД

 

 

 

 

 

121.

Местоимение. Общие сведения о местоимении как части речи.

ЗИМ

ФВД

Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям

Сравнивать местоимения с именами существительными по функции и по грамматическим признакам. Определять лицо, число и падеж личных местоимений.

СП

 

 

122.

Местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа.

ИМН

ФВД

 

ВП РК

 

 

123.

Склонение личных местоимений.

ЗИМ

ГВД

Склонять личные местоимения в единственном и во множественном числе.

СР

 

 

124.

Наблюдение над склонением местоимений 3-го лица.

УОСЗ

ГВД

 

УО

 

 

125.

Проверочная работа

КЗУ

ИВД

 

СП

 

 

126.

Склонение местоимений.

 

ПВД

 

 

ВП СР

 

 

127.

Глагол

СЗУН

ФВД

Находить глаголы в предложении на основе их значения, грамматических признаков и роли в предложении.

УО

 

 

128.

Контрольный диктант

КЗУ

ИВД

 

 

 

 

129.

Работа над ошибками. Изменение глагола по временам.

 

ПВД

Определять время и число глагола, его род в форме прошедшего времени.

ФО СР

 

 

130.

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам

СЗУН

ФВД

. Называть основные способы определения спряжения глаголов

 

 

 

СП

 

 

131.

Спряжение глаголов.

ИНМ

ПВД

Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам на основе таблицы спряжения глаголов.

УО

 

 

132.

Наблюдение над двумя способами образования формы будущего времени.

ЗИМ

ПВД

Знать написание личных окончаний глаголов I и II спряжений.

 

Различать способ определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями.

Отличать глаголы-исключения от похожих однокоренных глаголов

 

Сравнивать окончания глаголов в настоящем и будущем времени.

ВП

 

 

133.

Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа.

ЗИМ

ИВД

Обосновывать написание мягкого знака на конце глаголов 2-го лица единственного числа

СП УО

 

 

134.

Личные окончания глаголов первого и второго спряжения.

ЗИМ

ИВД

 

СП

 

 

135.

Закрепление знаний о личных окончаниях глаголов первого и второго спряжения.

ЗИМ

ГВД

Различать способы определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями.

ФО

 

 

136.

Определение написания безударного окончания глагола.

СЗУН

ПВД

Писать личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени.

ВП

 

 

137.

Правописание глаголов 3-го лица единственного числа

УОСЗ

ПВД

 

ВП СР

 

 

138.

Контрольное списывание.

 

КЗУ

ИВД

 

СП

 

 

139.

Наблюдение над личными окончаниями глаголов будущего времени.

СЗУН

ГВД

Писать личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени.

ФО

 

 

140.

Неопределённая форма глагола.

СЗУН

ФВД

 

ФО

 

 

141.

Правописание глаголов на –тся и-ться.

СЗУН

ПВД

Обосновывать написание –тся и –ться в глаголах, поставив вопрос к глаголу. Составлять предложения с орфограммами –тся и –ться.

РК УО

 

 

142.

Обобщение случаев постановки мягкого знака в глагольных формах

ИНМ

ИВД

 

СР

 

 

143.

Глаголы-исключения.

Словарный диктант.

ЗИМ

ПВД

 

Навык верного написания окончаний глаголов-исключений; автоматизация навыка написания личных окончаний глаголов в настоящем и прошедшем времени.

ПР

 

 

144.

Написание окончаний в глаголах-исключениях первого и второго спряжения.

ЗИМ

ФВД

 

Разбирать глагол как часть речи, определять начальную (неопределённую) форму, спряжение, время, лицо в настоящем и будущем времени; число, род в прошедшем времени.

ФО

 

 

145.

Отработка навыка написания безударных личных окончаний глагола

ЗИМ

ГВД

 

 

ВП

 

 

146.

Глагол (обобщение).

Способы определения спряжения глагола.

УОСЗ

ПВД

 

 

РК

 

 

147.

Систематизация знаний о глаголе

УОСЗ

ИВД

 

 

СР

 

 

148.

Глагол. Повторение.

УОСЗ

ИВД

 

 

 

 

 

149.

Контрольная работа

КЗУ

ИВД

 

 

СП

 

 

150.

Работа над ошибками. Глагол.

 

ПВД

 

 

ВП

 

 

151.

Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи.

ИМН

ФВД

 

Использовать в речи несклоняемые существительные.

Определять безударные окончания имен прилагательных.

Образовывать имена прилагательные от слов других частей речи с помощью суффиксов.

 

Определять число, лицо и падеж личных местоимений.

Находить наречие, ставить к ним вопросы, определять значение.

Выполнять разбор имёни существительного как части речи, имёни прилагательного, глагола.

Образовывать формы настоящего, прошедшего и будущего времени глагола

Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам

 

Объяснять различия функций имён числительных разных разрядов

ФО

 

 

152.

Количественные и порядковые числительные, их различение по вопросам и функции.

ИМН

ГВД

 

ФО СР

 

 

153.

Разряды числительных по структуре: простые, сложные и составные.

ИМН

ГВД

 

УО

 

 

154.

Употребление числительных в речи

ЗИМ

ИВД

 

РК

 

 

155.

Наречие. Вопросы к наречиям.

ИМН

ФВД

Находить наречия, ставить к ним вопросы и определять значение, грамматические особенности (неизменяемость)

УО

 

 

156.

Неизменяемость наречий.

ИМН

ИВД

 

СП

 

 

157.

Роль наречий в речи.

ЗИМ

ПВД

Распространять предложения наречиями.

ФО

 

 

158.

Повторение. Классификация слов в русском языке

УОСЗ

ПВД

Оценивать свои успехи в учебной деятельности

СР

 

 

159.

Служебные части речи. Предлоги. Союзы.

ИМН

ФВД

 

ФО

 

 

160.

Общее представление, значение предлогов и союзов в предложении.

ЗИМ

ПВД

Объяснять различие предлогов, частиц и союзов (элементарные примеры), писать их с разными частями речи.

УО ВП

 

 

161

Контрольный диктант.

КЗУ

ИВД

 

 

 

 

162

Работа над ошибками. Повторение частей речи

УОСЗ

ПВД

Владеть основами учебной деятельности: ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивая их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их.

СП

 

 

163

Повторение изученных орфограмм

УОСЗ

ФВД

СП

 

 

164

Повторение изученных орфограмм.

УОСЗ

ПВД

Использовать итоговый и пошаговый контроль при выполнении заданий

РК

 

 

165

Типы текстов. Повторение изученных орфограмм

УОСЗ

ПВД

Использовать итоговый и пошаговый контроль при выполнении заданий

ВП

 

 

166-170

Типы текстов. Повторение изученных орфограмм

УОСЗ

ПВД

Использовать итоговый и пошаговый контроль при выполнении заданий

ВП

 

 

 

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio