Урок русского языка в 3 классе по теме: "Приставка. Ее значение"

Учитель: Васильева Анна Вячеславовна

ГБОУ гимназия № 405

Формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД: формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки.

2. Регулятивные УУД: формирование умения озвучивать тему и  цели урока, планировать свою деятельность, осуществлять контроль своей работы путем сравнения с образцом.

3. Познавательные УУД: развитие способности учеников управлять своей познавательной деятельностью, формирование умения строить устные высказывания, определять проблемы и пути их решения, находить подходящую информацию.

4. Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и слышать других, умения работать в паре, в группе, адекватно оценивать себя и свою работу.

Оборудование: карточки с глаголами для работы со словарными словами, листы с планом открытия нового, карточки с приставками для этапа открытия нового. 

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

  • Минутка чистописания: -на, -за, -над. Чередуем элементы между собой, подчеркиваем самый красивый.   - Почему пишем такие элементы узнаете в конце урока.
  • Словарная работа.                                                                                                                                    - Где обычно решаем задачи? На уроках русского языка решаем грамматические задачи. Я читаю вам такую задачу, вы записываете ее решение, а решением будет словарное слово.                                          - Слово состоит из трех слогов, ударение падает на первый слог, начинается с мягкого согласного звука "й", заканчивается гласным звуком "а", обозначает фрукт.   (Яблоко).                                                                      (Далее проводится аналогичная работа со словами картина, календарь, машина, дельфин, дорога).                                                                                                                                                     - Прочитайте какие получились слова. На доске записаны буквы, которые нужно вставить в слова. Проверьте... (открывается запись на доске):      О, А, А Е, А, Е, О.                                                            - Кто доволен своим результатом? Кто допустил ошибку? В каком слове? Какой вывод делаем?               - Что общего у словарных слов? Что такое имя существительное? Какие еще части речи знаете? Подберите к каждому из имен существительных из предыдущего задания подходящий по смыслу глагол ( карточки с глаголами расположены на доске). Запишите.                                                                        Надкусить яблоко, закрасит картину, посмотреть календарь, пошел к машине, приплыл дельфин, прошел по дороге.
  • Пробное действие.                                                                                                                                   -Прочитайте первый слог глаголов. (Хором). Чем еще будут являться эти слоги? (Варианты).                     3. Фиксация затруднения.                                                                                                                           - Почему получили различные ответы? Каких знаний нам не хватает? О чем будем говорить на уроке?  (О приставке).                                                                                                                                        4. Построение проекта выхода из затруднения.                                                                                          -Мы будем использовать план для составления рассказа о приставке. Он записан у вас на листах, прочитайте.                                                                                                                                              Что такое приставка? Где она пишется?                                                                                             Для чего служит приставка?                                                                                                                  Как определить есть ли в слове приставка?                                                                                       - Какие измения в плане вы можете предложить?                                                                                       5. Открытие нового.                                                                                                                             - Вернемся к словосочетаниям на доске. Что же такое приставка? Где она пишется? (Ответы дети фиксируют на листах).                                                                                                                             -Чтобы ответить на второй пункт плана, вам нужно выполнить следующее задание. На столе разложены карточки с приставками. Выбираете одну и подставляете ее к подходящему по смыслу глаголу: откусить яблоко, перекрасить картину, пересмотреть календарь, ушел к машине, доплыл дельфин, перешел дорогу.                                                                                                                                                    - Что вы сделали с помощью приставок? (Образовали новые слова). Расскажите что уже знаете о приставках.                                                                                                                                                - Для ответа на третий вопрос выполним задание. У вас на листах записаны слова, прочитайте их. Что общего? Вам нужно определить, в каких словах слог -за будет приставкой, а в каких частью корня. (Работа в парах).   Забег, залп, запах, зал, завал.                                                                                   - Что делали, чтобы ответить на вопрос? (Подбирали однокоренное слово без приставки).                          - Расскажите все что узнали о приставке. Справились с затруднением? Как справлялись? (Сами).             6. Физкультминутка. (Указкой пишу в воздухе слово "текст").                                                                  7. Первичное закрепление.                                                                                                                      - Что будем составлять сейчас? Что такое текст? В тексте должны быть использованы слова из предыдущего задания. Записываем получившийся текст на доске и в тетрадях.                                          Заяц совершал забег по лесу. Вдруг он услышал оружейный залп. Зверек почувствовал запах дыма. Он прибежал на поляну, похожую на зал. Там зайчик увидел завал из засохших деревьев.  ( Задания к тексту: 1-е предложение - синтаксический разбор, 3-е предложение - выделяем приставки, 4-е предложение - выделяем все известные орфограммы).                                                                           - Устно придумайте продолжение истории.                                                                                                8. Рефлексия.                                                                                                                                           - О чем говорили на уроке? Расскажите о приставке. Почему такое чистописание? Назовите учеников, которых можете похвалить за работу. Что было самым трудным на уроке? За что можете себя похвалить? В чем нужно еще потренироваться? 
Joomla SEF URLs by Artio