ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ПРИЛОЖЕНИЕ К УЧЕБНИКУ «РУССКИЙ ЯЗЫК. 4 КЛАСС» АВТОРЫ: Л.М. ЗЕЛЕНИНА, Т.Е. ХОХЛОВА

 

Савельева Елена Германовна

Учитель ГБОУ СОШ №327 Невского района Санкт-Петербурга

 

В работе учителя начальных классов часто возникает проблема проверки знаний и умений учащихся. С одной стороны - авторы учебников для  начальной школы не выделяют в отдельные параграфы теоретический материал по разделам, что позволяет подойти к теории через практику и наблюдения. С другой стороны – умение применять полученные знания на практике не может сформироваться без теоретических знаний. Но… как показывает практика, часто возникает  несоответствие: ребенок хорошо знает правила, но не может их правильно использовать при письме. Это происходит из-за того, что дети, обладая хорошей памятью, зазубривают правила наизусть, но не понимают их смысла.

Работы, разработанные мною, помогут учителю организовать работу по проверке усвоения материала на уроке русского языка в 3 классе по программе «Школа России» авторы учебника: Л,М, Зеленина, Т,Е, Хохлова. В данное приложение включены:

  • Зачет по теме «Безударные гласные в корне слова»
  • Зачёт по теме «Имя существительное и имя прилагательное»
  • Зачет по теме «Склонение имен существительных»
  • Проверочная работа по теме « Части речи»
  • Тест «Части речи»
  • Тест по теме «Однородные члены предложения»

Задания выполняются на рабочих листах, что упрощает проверку и экономит время на выполнение задания.

Надеюсь, что мои материалы помогут Вам в работе. Успехов Вам и Вашим детям!

 

 

Зачет по теме «Безударные гласные в корне слова»

  1. Соедини проверочные слова с проверяемыми, вставь пропущенные буквы, выдели орфограмму.

Г . Л . ВА                    золото     позолота                                       

                                                      

Г . В . РИТ                  стебель        стебельчатый

 

УК . Р . ТИТЬ             головка           головы

 

К . Л . СКИ                  говор              разговор

 

СТ . Б . ЛЬКИ              короткий        короток

 

З . Л . ТОЙ                   колос          колосья   

  1. Вставь пропущенные буквы.

З . лёная тра . ка, ст . пная д . рога, п . левая д . р .  . ка, ст . льной но . , м . сной су . , цв . тные фла . ки, б . льшой гор . , б . льной зу . , ч . совой заво .

  1. Подбери к каждому слову проверочные слова. Запиши. Выдели орфограмму.

Тр . п . тали - ___________________________________________________

Ст . р . жили - ___________________________________________________

Л . п . тали - ____________________________________________________

П . л . са  - ______________________________________________________

В . ч . реет - _____________________________________________________

З . л . неет - _____________________________________________________

Х . л . да - ______________________________________________________

Б . р . да - ______________________________________________________

  1. Составь из слов каждой строчки предложение. Выдели грамматическую основу в каждом предложении. Укажи части речи.

морозы, трескучие, на стояли, улице

_______________________________________________________________

утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам

_______________________________________________________________

прилетали, к, вороны, кормушке, и, воробьи, синички

_______________________________________________________________

  1. Выполни морфемный разбор слов.

 

Пододеяльник, берёзка, бабушка, болотистый, обедают, обезвредить, пустяк, добренький, бегун, голодный, золотко, пригород, наушник, вылет, силач.


 

Зачёт по теме «Имя существительное и имя прилагательное»

1 вариант

  1. Что такое имя существительное?___________________________________
  2. На какие вопросы отвечает начальная форма имени существительного? _______________________________________________________________
  3. Что обозначает имя существительное? ______________________________
  4. Какие постоянные категории имеет имя существительное?_____________ _______________________________________________________________
  5. Как изменяется имя существительное?______________________________ _______________________________________________________________
  6. Сколько падежей в русском языке?_________________________________   
  7. Какие имена существительные относятся к 1 склонению?______________   

_______________________________________________________________

  1. Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?_____________   

_______________________________________________________________

  1. Какие имена существительные относятся к 3 склонению?______________   

_______________________________________________________________

  1. Заполни таблицу (впиши в нее, окончания имен существительных):

 

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Р.п.

 

 

 

Д.п.

 

 

 

П.п

 

 

 

  1. Какая часть речи согласуется с именем существительным?  ___________

_______________________________________________________________

  1. Как изменяется эта часть речи?  __________________________________

_______________________________________________________________

  1. Как определить непостоянные признаки имени прилагательного?  ______

_______________________________________________________________

  1. Как проверить безударное окончание имени прилагательного?  _________

_______________________________________________________________

  1. Когда у имени прилагательного нельзя определить род?  ______________
  2. Сделай морфологический разбор слова: (на) пасеке. (на обратной стороне работы)
  3. Выполни синтаксический разбор предложения. (на обратной стороне работы)      На лесной полянке искрами засверкали капельки росы.

Зачёт по теме «Имя существительное и имя прилагательное»

2 вариант

  1. Что такое имя прилагательное?____________________________________
  2. На какие вопросы отвечает начальная форма имени прилагательного? _______________________________________________________________
  3. Что обозначает имя прилагательное? _______________________________
  4. Как изменяется имя прилагательное? _______________________________
  5. С какой частью речи связано имя прилагательное?____________________   
  6. Как изменяется эта часть речи? ____________________________________
  7. Какие постоянные категории имеет имя существительное?  ____________

_______________________________________________________________

  1. Сколько падежей в русском языке?_________________________________   
  2. Какие имена существительные относятся к 1 склонению?  _____________

_______________________________________________________________

  1. Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?  ____________

_______________________________________________________________

  1. Какие имена существительные относятся к 3 склонению?  _____________

_______________________________________________________________

  1. Заполни таблицу (впиши в нее, окончания имен существительных):

 

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Р.п.

 

 

 

Д.п.

 

 

 

П.п

 

 

 

  1. Как определить непостоянные признаки имени прилагательного?  ______

_______________________________________________________________

  1. Как проверить безударное окончание имени прилагательного?  _________

_______________________________________________________________

  1. Когда у имени прилагательного нельзя определить род?  ______________
  2. Сделай морфологический разбор слова: (для) любимого (дедушки) (на обратной стороне работы)
  3. Выполни синтаксический разбор предложения. (на обратной стороне работы)    На голубом небосклоне показались первый лучики солнца.

 

 

 

Зачет по теме «Склонение имен существительных»

  1. Соедини линией признаки имен существительных и тип склонения, к которому они относятся.

1 склонение

К этому склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и имена существительные среднего рода с окончанием –о, -е

2 склонение

К этому склонению относятся имена существительные женского рода, оканчивающиеся на мягкий знак (с нулевым окончанием)

3 склонение

К этому склонению относятся имена существительные мужского и женского рода с окончанием –а, -я

 

  1. Найди ошибку (если она есть). Исправь ее.

Чтобы определить, к какому склонению относится данное имя существительное, надо поставить его в начальную форму – родительный падеж множественного числа________________________________________

  1. Определи, к какому склонению относятся имена существительные

Окно - ________________                             Посёлок - _________ 

Сражение - ____________                            Село - ____________

Трель - ________________                           Москва - ___________

Папа - _________________                           Память - ____________

Мышь - ________________                           Планета - ___________

Сражение - _____________                          Стена - _____________

Сторона - ______________                           Утро - _______________

  1. Найди лишнее слово на каждой строчке (по типу склонения) и зачеркни его.
    • Волна, бумага, зеркало, Костя
    • Отвага, капель, весть, власть
    • Народ, берет, носорог, вера
    • Череда, поляна, дядя, ананас
    • Дело, богатство, наследство, чаша
    • Приключение, мышь, блажь, гордость
  2. Подчеркни в тексте все имена существительные. Определи у каждого из них склонение и падеж. Надпиши сверху, используя принятые сокращения.

 

На чердаке старого домика жил маленький гном. После захода солнца он выходил в сад на прогулку. Гном очень любил старый заросший сад.

Проверочная работа по теме « Части речи»

  1. Выполни морфемный разбор слов:

Честность,              клюквенный,              пододеяльник,                звериный,   бережное,               усатого,                     беззлобный,                     вышина,  собачонка,               городишко,                силища,                           хвостатый, загадкой,                 догрузка,                    вековые,                           добротой

  1. Вставь пропущенные буквы, определи склонение и падеж имен существительных, выдели окончания.

На в . сток .  (_______) п . к . залось;               по . вились на топол . (_______);

бр . дил с     с . бак . й (________);                    т . нулись над д . лин . й (______); прич . лили к пристан . (_______);                    обожгло хол . дом (_______);  прох . дила вдоль изгород . (_______);             ок . зался в ста . (_______);        

                                                от . ехал от д . ревн . (_______)

  1. Допиши окончания имён прилагательных

Хорош . .   песня,              хорош . .    настроение,            хорош . .     стихи,          ранн . .    весной,              в классн . .    журнале,              весен . .     днём,            ласков . .     слово,            одинок . .    дерево,                  соснов . .    роща,          чёрн . .     тучей,                чёрн . .    туча,                           зелён . .     травкой,    честн . .    слово,               крепк . .    сон,                            мелк . .    озеро,                      добр . .      дело,                лёгк . .     ткани,                         с утренн . . песней,            в опасн . .     месте,          в тёпл . .     шубе,                       тих . .    вечером,                    жгуч . .     солнце,             горяч . .     молоком,                   на  бархатн . .     платье.

  1. Вставь подходящие местоимения.

Утка – водяная птица. Тело у ____________ устроено так, что ________ поддерживает ____________ на воде. Ноги у утки расположены ближе к хвосту, ___________ при ходьбе быстро утомляется, но в воде поймать _________ очень трудно. Перья утки пропитаны жиром, и потому ________ у ______ всегда сухие.

 

  1. Образуй наречия с суффиксом –о

Грустный _____________________     гордый _______________________

Нелёгкий _____________________      смелый ______________________

Хороший _____________________       ранний ______________________

Невкусный ____________________      поздний ______________________

 Крепкий ______________________      узкий ________________________

                                                                                  

  1. Допиши наречия с противоположным значением, выдели приставки.

вверх _________________________    вперёд ____________________________

направо _______________________     вправо ____________________________

вверху _________________________    сверху ____________________________

снаружи ________________________     вместе ___________________________

 

  1. Найди и исправь ошибки.

Примерить друзей,               заредить ружьё,                   дожди зачестили,             скокуны прословляют,         объядинение,                      тежолый,      

молодож,                               из больнице,                        зеркальцо,                           на пианине,                           учоные,                                згущались сумерки,             выкотили бочьку,                повернул на лева,                мало встречь.


 

Тест «Части речи»

 

Отметь знаком «+» верное утверждение

 

  1. Имена существительные в начальной форме  отвечают на вопрос
  2. Какой? Какая? Какая? Какие?
  3. Что? Кто?
  4. Что делать? Что сделать?
  5. Имя существительное – это часть речи,
  6. которая обозначает признак предмета.
  7. которая обозначает действие предмета.
  8. которая обозначает предмет.
  9. Имена существительные
  10. изменяются по родам.
  11. по родам не изменяются.
  12. Имена прилагательные в начальной форме отвечают на вопросы:
  13. Какой? Какая? Какая? Какие?
  14. Что? Кто?
  15. Что делать? Что сделать?
  16. Имя прилагательное – это часть речи,
  17. которая обозначает признак предмета.
  18. которая обозначает действие предмета.
  19. которая обозначает предмет.
  20. Имена прилагательные
  21. изменяются по родам.
  22. по родам не изменяются
  23. Глаголы в начальной форме отвечают на вопросы
  24. Какой? Какая? Какая? Какие?
  25. Что? Кто?
  26. Что делать? Что сделать?
  27. Глагол – это часть речи,
  28. которая обозначает признак предмета.
  29. которая обозначает действие предмета.
  30. которая обозначает предмет.
  31. Глаголы, как правило, в предложении
  32. являются главным членом предложения.
  33. являются второстепенным членом предложения.
  34.  Какая часть речи членом предложения не бывает?
  35. Имя существительное
  36. Имя прилагательное
  37. Глагол
  38. Предлог
  39. Наречие
  40. местоимение

Тест по теме «Однородные члены предложения»

Отметьте знаком «+» правильный ответ.

  1. Однородные члены предложения относятся
  2. К разным словам в предложении, но отвечают на один вопрос;
  3. К одному  и тому же слову в предложении, но отвечают на разные вопросы;
  4. К одному и тому же слову в предложении и отвечают на один и тот же вопрос

 

  1. В этом предложении есть однородные члены
  2. В кабинете у доктора по-прежнему жили ёжики, зайцы и белочки.
  3. Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри.
  4. Мама засмеялась, наклонилась ко мне и поцеловала.
  5. Ветер весело шумит, судно весело бежит.

 

  1. Прочитай предложения. Выдели  однородные члены предложения.
  2. Женя вытерла слезы, приложила телеграмму к губам и тихо прошептала: «Папа, приезжай скорей!»
  3. Женя вытерла слезы. Она приложила телеграмму к губам. Девочка тихо прошептала: «Папа, приезжай скорей!»

 

  1. Вставь в правило пропущенные слова: «Однородные члены предложения относятся __________________________________       в предложении и отвечают ________________________________ вопрос.»

 

  1. Подчеркни однородные члены предложения
  2. Я спустил ноги с кровати, потихонечку оделся и вышел на улицу.
  3. Земля от листьев желтая стала, а под клёном она красная и оранжевая, как на картинке.

 

  1. Вставь пропущенные знаки препинания.

Муравей сидит на листике и думает: «ничего, успею: вниз ведь скорей». А листок был плохой: жёлтый  сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки. Несётся листок через реку  через лес  через деревню.

  1. Исправь, где это необходимо, знаки препинания. Отметь«х»предложение, в котором не встретились однородные члены предложения.
  2. Кот переплыл реку, и выбрался на берег.
  3. Чиж перестал задираться с соседями и крепко подружился с ласточками.
  4. Без рук без топорёнка построена избёнка.
  5. Человек сидел у окошка и смотрел во двор.
  6. Дождик вымочит а солнце высушит.
  7. Душный ветер пыль приносит, и глаза песком заносит.

 

Joomla SEF URLs by Artio