Урок русского языка в 3 классе (УМК «Перспектива»)

Правописание слов с непроизносимыми согласными

Леванова Елена Николаевна,
учитель начальных классов ГБОУ лицея №384
Кировского района Санкт-Петербурга

Цели урока: 1. Формировать у детей представление о словах с непроизносимыми согласными звуками; тренировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова, развивать умение видеть данную орфограмму в словах; знакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными способом подбора однокоренных слов.

2. Повторять ранее изученные орфограммы, звуко-буквенный анализ и разбор предложения по членам; умение применять ранее изученные правила для грамотного написания слов;

3. Способствовать развитию орфографической зоркости, памяти, внимания, мышления, речи.

 

Задачи: способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;

• развивать орфографическую зоркость и обогащать словарный запас детей;

• воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать).

 

Формируемые УУД:

  Коммуникативные:

·  учитывать разные мнения и учиться высказывать своё;

·  овладевать способами проверки.

Личностные: развивать интерес к познанию русского языка, становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Познавательные: пользоваться словарями и справочным материалом учебника, строить несложные суждения.

Регулятивные:выполнять действия по намеченному плану, оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха.

 

Оборудование: картинки двух парусников,рисунок капитана пиратского корабля,рисунки облака, улыбающегося и грустного солнышка,  раздаточный материал (карточки).

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска.

 

Педагогическая технология:технология деятельностного метода (метод проблемно - диалогический), здоровьесберегающая.

 

Ход урока.

I  Организационный момент. Сообщение цели урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим плавание на паруснике «Надежда» по Морю непроизносимых согласных, потренируемся в правильном написании слов с этой орфограммой. Надеюсь, для всех плавание закончится благополучно и никто из нерадивых учеников не попадёт в плен к капитану пиратского судна. В нашем плавании вам поможет девиз: «Язык языку ответ даёт, а голова смекает». Нарисуйте в тетради значок «солнышко» или «облако», отражающее ваше настроение, с каким вы отправляетесь в плавание.

 

II  Минутка чистописания.  Д д Д д год[1] грядка деревня звёздный

- Найдите слово с проверяемой безударной гласной. Как её можно проверить?

- Найдите слово с сомнительной согласной, объясните его написание.

- Какая орфограмма встретилась в прилагательном звёздный?

- Назовите по порядку звуки в слове год.

- Дайте характеристику звуку  г ,  т .

- Выполните морфемный разбор слов грядка, звёздный. Одинаковые или разные они по составу?

- Из каких морфем состоят?

 

III  Синтаксический разбор предложения.

-Хорошо бы нам в плавании сопутствовали солнечные безветренные дни. Такие дни раньше называли погода. Как правильно пишется это слово? (хором)

- Когда шёл дождь, мела метель, то говорили, что на улице непогода, ненастье. Сейчас словом погода называется любое состояние атмосферы.

- Выполните синтаксический разбор предложения  Осенью часто бывает ненастная погода.

- Найдите в предложении слово на изучаемое правило.

- Почему так пишем?

 

IV  Работа по теме урока.

1.                – Наш корабль приближается к острову, где часто бывают извержения вулканов. Если в это время произносятся слова, в корне которых есть стечение нескольких согласных, то один из звуков теряется, как будто бы в слове его нет.

Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

Мы родственное слово

Должны так подобрать,

Чтоб «эль» и «т», и «д», и «в»

В них чётко написать.

- Что нужно сделать, чтобы при написании слов не потерять букву, обозначающую непроизносимый согласный звук или не написать лишнюю букву?

- Какова тема урока? Какие задачи мы перед собой поставим?

- А теперь задание: нужна ли на месте ? в словах предложения какая-либо буква? Докажите.

Дуют ветры ярос?ные,

Гонят лодки парус?ные.

(В. Маяковский)

 

2.                Письмо по памяти двустишия В. Маяковского.

 

3.                – Как же проверить написание непроизносимой согласной в корне слова?

 

V  Физкультминутка.

VIПродолжение работы по теме урока.

4.                Игра «Проверь соседа». Работа в паре.

Дети получают карточки со словами, в которые нужно или не нужно вставлять непроизносимую согласную. Выполнив задание, дети меняются карточками и проверяют друг друга.

 

5.                Самостоятельная работа.

На доске написаны слова: Лист, местный, добрый, свистнул, здравствуй, чувство, портфель, облако, лестница, тростник, окно, праздник .

- Выберите и запишите слова с непроизносимой согласной. Где можно, припишите проверочное слово.

- Сколько слов выписали? (7)

- Какие слова выписали? Как проверить их написание?

- Назовите словарные слова.Можно ли к ним подобрать проверочные слова? Почему?

- А хотите узнать, почему в слове «лестница» есть непроизносимая согласная?

Посмотрим словарь великого русского учёного, профессора Сергея Ивановича Ожегова.

Лестница – сооружение в виде ряда ступеней для подъёма и спуска.

- В древнерусском языке было слово «лъствица». Вот оно-то и превратилось в лестницу под влиянием таких слов, как сахарница, чернильница. Что же касается самого слова «лъства», то оно образовано от глагола лезть, лезти с помощью суффикса тв(а). Значит, непроизносимое «т» в существительном «лестница» - это остаток суффикса тв(а).

- Как мы произносим это слово? Как пишем?

 

Следующее словарное слово - праздник.

- Любите ли вы праздники? Почему? Какой ваш самый любимый праздник?

В словаре Ожегова «праздник» - день торжества установленный в честь или в память какого-нибудь выдающегося события.

- Как мы произносим это слово? А как пишем?

 

- Ещё одно новое словарное слово – чувство

В словаре Ожегова «чувство» - это способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия.

- Какие чувства вы знаете? Какие испытывали сами? (Испытывали радость? Когда? Чувство страха? Когда?)

- Знакомо ли вам чувство любви? Любовь к кому?

 

VIIИгра - эстафета «Кто скорее?»

Учащиеся каждого ряда получают листок с написанными на нём словами с непроизносимой согласной в корне слова. Каждый должен приписать к слову проверочное и передать листок следующему ученику своего ряда. Выигрывает ряд, который быстрее справился с заданием и не допустил ошибок.

вестник

злостный

радостный

грустный

свистнуть

частный

прекрасный

хрустнуть

вкусный

областной

костный

участник

поздно

опасный

завистливый

ненастный

местный

капустный

солнце

окрестный

звёздный

интересный

известный

прелестный

честный

скоростной

гигантский

 

6.                Самостоятельная работа с текстом учебника (упр. 70)

- Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте.

         Поз…но. Звёз…ное небо прекрас…но. Берё…ки стоят как в ска…ке. Они бросают тени на голубоватый сне… . Мне немно…ко гру…но см…треть на эту чуде…ную картину.

 (По К. Паустовскому)

- Как озаглавили текст?

- Чьё заглавие наиболее удачно? Почему?

VIIIРефлексия.

- Какая тема урока?

- Какую цель вы ставили перед собой?

 (Найти способ проверки слов с непроизносимыми согласными в корне.)

- Достигли мы цели? (Да.)

- Как же проверить, нужно писать в слове непроизносимую согласную или нет?

- Какая ещё орфограмма проверяется так же?

- Помог ли вам девиз в работе на уроке?

 

- Теперь я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке.

- Кто смог открыть новое знание сам?

- Докажите. (Находили буквосочетания из нескольких согласных, подбирали проверочные слова, сами построили план проекта выхода из затруднения.)

 (Не смог подобрать проверочные слова.)

 

IХИтог урока.

- Теперь я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке.

- Кто смог открыть новое знание сам?

- Кто не смог? Почему?

Самоанализ

- Договорите предложения.

На уроке по теме «Слова с непроизносимыми согласными» я узнал(а) …, понял(а) …, научился(лась) … .

Наибольшего успеха я достиг(ла) в … .

Самооценка

- Нарисуйте в тетради значок «солнышко» или «облако», отражающее ваше настроение, с каким вы закончили плавание по Морю непроизносимых согласных.

- Нарисуйте лесенку успеха.

ХДомашнее задание. Упр.69.

 


Методическая литература

Образовательные технологии. Сборник материалов. – М. :Баласс, 2008. – 160 с. (Образовательная система «Школа 2100»);


Интернет-ресурсы

 сайт «Школа 2100»,сайт «Школа 2000»;



[1] Фонетический разбор слова

Joomla SEF URLs by Artio