Правописание слов с азделительными "Ъ" И "Ь" знаками

Галкина Ольга Александровна,

учитель ГБОУ СОШ №139

Санкт-Петербурга

 

 

Цель:

 – развитие умений находить орфограммы-буквы разделительный ь и ъ, графически их обозначать, объяснять отсутствие орфограммы-буквы разделительного ъ после приставок, писать слова с этими орфограммами;

 – дальнейшее овладение родным языком на основе усвоения новых синонимических рядов, понимания оттенков значений слов;

 – развитие умений устной и письменной речи при редактировании текстов.

 

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

 

Ι. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

Какая тема урока была на прошлом уроке?

Какие буквы мы будем тренироваться писать?

Сели прямо, ноги вместе. Положили перед собой 3 ручки.

 

 3 4  Чистописание

Документ-камера (видео) 

-Почему я написала Ь и Ъ и с этими гласными?

-Какие ещё гласные я не написала? Сколько звуков они обозначают после  разд. ь и ъ знаков? А И? Приведите примеры.

На доске слова:

 

-Что я написала?

-Что нам надо будет сделать?

-Прочитайте. Какое правило вы увидели? Во всех словах?

А в каких? Докажите.

Расскажите алгоритм ваших действий.

  1. Произношу.
  2. Слушаю, есть ли  звук (Й) после согл. и перед гл.
  3. Выделяю корень.
  4. В корне пишу-Ь, после прист. и перед корнем- Ъ.
  5. Записываю

Листья, подъём, швея.

 

Загадка про компьютер. Презентация.слайд№1

-Запишите транскрипцию. Поставьте ударение.

-Какая безуд. гл. в 1 слоге? Почему?

-На что ещё обратить внимание мы должны?

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

 

 

 

 

 

 

 1 3  3

Запишите название орфограммы в тетрадях. (Разделительный ъи ь).

– Допишите ключевые слова этой темы. (Корень, приставка, звук [й'].)

-Начертите правило в виде схемы.

– Сформулируйте цель урока.

–  Как вы думаете, что мы должны повторить на уроке? чему научиться?

–  Давайте составим план.

Учитель вместе с детьми составляет план.

– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

ΙII. Развитие умений – применение знания.

10

 

 

 

 

 

5

1  3  5  1  3

 Работа в учебнике.

  1. 1.Упр. 166,- письм.  Презентация. mimio
  2. Запись предложения и его разбор:

Осенью с деревьев облетают жёлтые листья.

-В каких словах мы слышим зв. (й)?

 -Во всех словах мы напишем разд. Ъ , либо разд. Ь зн.? Почему?

 

3.167.- устно

 Выполняется под руководством учителя:

– чтение слов;

– выяснение лексического значения;

– называние приставки в слове;

– наблюдение: почему не во всех словах с приставками написан разделительный ъ(в словах пояснил, выезди др. приставка оканчивается на согласный);

4.Ученики читают слова-синонимы в рамке после упр. 167, объясняют их значение, устанавливают близость между ними, устно составляют предложения с этими словами.

– Как называются слова, которые имеют близкое значение, но различаются по звучанию, написанию? (Синонимы.)

– Рассмотрите рисунок на с. 136. Правильно ли понял Афанасий последнее выражение в рамке? (Нет. Это выражение употребляется в переносном, а не в прямом значении, жевать ничего не надо.)

5.Упр. 168 – ознакомительное чтение учениками текста про себя.

Вопросы после чтения:

– О чём этот текст? Как вы поняли, чем отличаются значения слов в рамке?

Слова объяснить и разъяснитьобозначают практически одно и то же: «сделать что-либо ясным, понятным». То же значение и у глагола втолковать, который употребляется в разговорной речи, в быту.

Выражение «разжевать и в рот положить» также употребляется в разговорной речи, но имеет дополнительный оттенок значения:

«очень подробно и доступно объяснить».

– Прочитайте предложения, в которых выражена главная мысль текста. (Последний абзац.)

6.Упр. 169. Два ученика работают у доски. Один выписывает существительные, другой – глаголы. Коллективная проверка. Учитель

обращает внимание на перенос слов с разделительными ь, ъ.

Запись: объ-еде-ние, подъ-езд, за-пью.

Упр. 170. Диктант с подготовкой и самопроверкой.

Методическая рекомендация:обратить внимание на слова в рамке, смысловую общность между ними. Это упражнение используется как подготовительное для следующего упражнения по исправлению (редактированию) текста.

 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

–Сейчас мы вместе с…(имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

2. Работа по развитию речи – редактирование текста.

Упр. 171.слайд №2,3,4,

Цель работы – редактирование, замена повторяющегося слова подходящими синонимами. Неоправданно повторяется слово простор.

– Какими синонимами можем заменить слово простор? В каких предложениях? (Во 2-м предложении слово просторможно заменить словом приволье, в 3-м – раздолье.)

 


– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

 

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

 

ΙV. Итог урока.

 

 4 4

– Прочитайте ключевые слова раздела на с. 139 и сравните их со словами, которые вы назвали в начале урока. Нужно ли их дополнить?

– Приведите примеры слов с названными орфограммами в корне, между приставкой и корнем.

 

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

 

 

 

 

V. Домашнее задание.

 

 

Упр. 2 и 3, с. 140.

 

 

 

Деятельность учеников:– Анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный ъили ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков.

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio