Урок русского языка в 1 классе, 4 четверти
УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого («Школа России»)

Правописание гласных в ударных и безударных слогах

Иванова Виктория Валерьевна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №222
с углублённым изучением немецкого языка «ПЕТРИШУЛЕ»
Центрального района Санкт-Петербурга
 
   Цель: формировать умение подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, повторить правописание словарных слов
   Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать проверочные и проверяемые слова; оценивать свою работу
 
                                                       Ход урока
  1. Организационный момент
 
  1. Минутка чистописания
уч                 уч                уч                 уч                 уч                 уч                 
ух                 ух                ух                 ух                  ух                 ух                

 
  1. Словарная работа
  2.  
- Отгадайте загадки и напишите отгадки.
 
Он носом в землю постучит,
Взмахнёт крылом и закричит.
Кричит он даже сонный
Крикун неугомонный!  (петух)

 
  •  
 
 Кто учит детей всех писать и читать,
Природу любить, стариков уважать? (учитель)
 
Речка, лес и поле рядом,
А дома стоят рядком.
Сад растёт, коза пасётся.
Как всё это назовётся? (деревня)
 
          Дети отгадывают загадки и записывают их. Учитель вывешивает картинки с отгадками.
  •  
- Проверьте себя. Обведите выделенные буквы.
         Учитель вешает под каждой картинкой слова, написанные на карточке.
         Дети выполняют задание.

 
  1. Актуализация знаний. Выведение темы урока
  2.  
- Почему эти буквы выделены? (
  • Потому что они безударные)
 
 - Можем ли мы проверить эти безударные гласные в словах? ( Нет, они    непроверяемые.)
 
- Раз их нельзя проверить, что надо сделать? (Запомнить.)
 
- А есть слова, в которых можно проверить безударные гласные? ( Да.)
 
- Как проверяется безударный гласный? (Надо подобрать проверочное слово, чтобы безударный гласный стал ударным)
 
Учитель читает стихотворение.
 
Безударный хитрый гласный: 
Слышим мы его прекрасно, 
А в письме какая буква? 
Здесь поможет нам наука: 
Гласный ставь под ударенье
Чтоб развеять все сомненья
 
- Продолжаем учиться подбирать проверочные слова и правильно писать слова с безударными гласными.

 
  1. Работа по теме урока
  1. Работа по учебнику
Упр. 17 (стр. 70)
 
- Прочитайте задание. (Дети читают задание)
 
- Читаем слово, говорим проверочное слово и называем пропущенную безударную гласную. (Дети записывают первые четыре слова с проверочными словами.)
коза – козы
гора- горы
  •  
  •  
 
  • Запомните, как пишутся эти слова. Вам они пригодятся для выполнения следующего задания.
              VI. Объяснение домашнего задания
           - Дома вы выберите из этого упражнения ещё пять слов и напишете их так же с проверочными словами, как на уроке, кроме тех слов, которые мы уже написали.
  • А теперь немного отдохнём.
 
              VII.Физкультминутка
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вдохните, 
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И писать, друзья, начните.
 
           VIII. Продолжение работы по теме урока
- Прочитайте четверостишие.
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба – на земле
Жил старик в одном селе.
-Какая сказка начинается этими словами? ( Сказка П. П. Ершова «Конёк-Горбунок»)
Узнаем (убедимся) в этом в конце урока.
- Вставьте пропущенные буквы карандашом.
- Какие буквы вы вставили? (горами, лесами, морями)
- Перепишем стихотворение. Какие два правила записи стихов вы помните? ( Каждую строчку пишу с красной строки и заглавной буквы.)
- Читаем первую строчку и диктуем её. ( Дети читают и диктуют.)
- Читаем вторую строчку и диктуем. ( Дети читают и диктуют.) Какая орфограмма в слове широкими? ( Жи-ши пиши с буквой и.)
- Третья строчка. ( Дети читают и диктуют.) Какая безударная гласная в слове земля? (е) Какое проверочное слово? (земли)
- Последняя строчка. ( Дети читают и диктуют.) Какая орфограмма в слове жил. (Жи-ши пиши с буквой и.) Почему слово старик пишется с буквой а? (Проверочное слово старый.)
- Проверьте себя. (Дети, обводя буквы, контролируют себя.)
           Учитель обводит и подчёркивает буквы на изученные орфограммы на доске, а дети – в тетрадях.
IX.  Подведение итогов урока
- Какая тема урока была? (Безударные гласные)
- Чем занимались на уроке? (Подбирали проверочные слова, писали слова с безударными гласными, повторяли словарные слова)
  1. Рефлексия
– Кто понял, как подбирать безударные гласные?
- Кто не до конца усвоил тему «Проверка безударных гласных?».
- Завтра продолжим работать над этой темой. Надеюсь, вы поймёте её до конца.
         XI.     Приятное завершение урока
- Посмотрим фрагмент сказки, которая начинается написанным нами четверостишием. ( Просмотр эпизода мультфильма по сказке П. П. Ершова «Конёк-Горбунок»
 
Использованная литература и ресурсы
Дмитриева О. Д. «Поурочные разработки по русскому языку. 1 класс» М: ВАКО, 2015
http://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/fizkultminutki/101-dlya-detej
http://vsemzagadki.narod.ru/zagadki/zagadkipro/zagadki_pro_uchitelya.html
ttp://neposed.net/kids-literature/zagadki/zagadki-o-prirode/zagadki-pro-dikikh-zhivotnykh-rossii/zagadki-pro-zajtsa.html
http://yandex.ru/video/#!/video/search?text=%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%91%D0%BA%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B1%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%20%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C&path=wizard&filmId=3gUJnTBkUXI
http://modernlib.ru/books/ershov_petr_pavlovich/konekgorbunok/read

 

You have no rights to post comments

Joomla SEF URLs by Artio