Пословицы на уроке и во внеурочной деятельности

 

Астровская Светлана Ивановна,
учитель начальной школы
ГБОУ школы № 337 Невского района

Учитель начальных  классов должен широко использовать в своей работе  произведения народного творчества – сказки, загадки, пословицы, поговорки, рассматривать устное народное творчество как средство выражения мировоззрения народа, как богатейший духовный источник,  в котором верно отражена народная жизнь, черты русского национального характера.

Пословицы развивают у детей наблюдательность, речь, чутье к звуковым красотам родного языка, чувство юмора, обогащают их знание об окружающем мире. На уроках чтения пословицы помогают обобщить усвоенное, выразить в краткой форме нравоучение, сформулировать главную мысль прочитанного. Так, после чтения статьи «Родина» по Н. Михайлову спрашиваю у ребят: «Какой смысл вкладывает автор в слово Родина?  Как велика наша страна? Чем она богата? Почему мы гордимся ею? Как об этом сказано в статье?»

И только после беседы  предлагаю детям прочитать пословицу «Береги землю родимую как мать любимую»

Ученики узнают, как мы называем свою родину и почему должны беречь её как мать, приводят пословицы о Родине.

Работая с детьми, я заметила, что они охотно читают пословицы и обсуждают их смысл. Многие из пословиц им понятны, доступны и вызывают интерес. Чтобы помочь детям понять смысл пословицы, ставлю перед ними вопросы, дающие возможность оценивать поведение действующих лиц, их отношение к окружающей действительности. Наиболее целесообразным является вопрос «Как бы  вы поступили в данном случае?», который шире, чем другие  раскрывает жизненную позицию детей.

Мы все хотим, чтобы дети выросли мужественными, целеустремлёнными, умными и добрыми, четными и трудолюбивыми. В сложном деле воспоминания среди наших помощников, одно из важных мест принадлежит пословицам.

Использование пословиц в работе нужно рассматривать как материал, который поможет учителю улучшить процесс изучения русского языка.

Ниже приводятся пословицы, которые целесообразно использовать при изучении следующих тем:

ПРАВОПИСАНИЕ  БЕЗУДАРНЫХ  ГЛАСНЫХ

Какие труды, такие и пл_ды.

Мороз л_нивого за нос хв_тает, а перед провонрым шапку сн_мает. Дерево сильно к_рнями, а человек своими трудами. З_рно в кол_су – торопись сжать пол_су.

ПРАВОПИСАНИЕ  ЗВОНКИХ  И  ГЛУХИХ  СОГЛАСНЫХ

Кто любит труд, того люди чтут. Терпение и труд все перетрут. Сорвать прут не большой труд. В мае дождь – будет рожь. Был бы покос, да пришёл мороз. Жидка слеза, да едка. Красная ягодка, да на вкус горька. Рыбка мелка, да уха сладка. Бровь да глаз рядом живут рядом. Не тот друг, кто мельком мажет, а тот, кто в глаза правду скажет.

ПРАВОПИСАНИЕ  РОДОВЫХ  ОКОНЧАНИЙ  ИМЕН  ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Книга для ума – что тёплый дождь для восходов. Утренняя роса – добрая слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается.

Дождливое лето хуже осени. Зима снежная – лето дождливое. Маленькое дело лучше безделья.

ПРАВОПИСАНИЕ  БЕЗУДАРНЫХ  ЛИЧНЫХ  ОКОНЧАНИЙ  ГЛАГОЛОВ

Упуст_ минутку – потеря_ час.

В решете воду не удерж_  . Конь вырывается – догон_ , а слово сказанное не ворот_ . Слезами горю не помож__. Цену вещи узна__, когда её потеря__. Трус погиба__, а храбрый побежда__.

ПРАВОПИСАНИЕ  ОКОНЧАНИЙ  ГЛАГОЛОВ 

ВО  ВТОРОМ  ЛИЦЕ  ЕДИНСТВЕННОГО  ЧИСЛА

Нет друга – так ищи, а найдешь – береги. Какую дружбу заведёшь, такую и жизнь проведешь.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда. С трусливым  и болтливым в беду попадешь. Одной рукой узла не завяжешь. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

ПРАВОПИСАНИЕ   НЕ С ГЛАГОЛАМИ

Не спеши языком, торопись делом. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Не сиди сложа руки – не будет скуки. Чужой земли мы не хотим и своей не отдадим. Ссора до добра не доведёт.

ПРАВОПИСАНИЕ  ГЛАГОЛОВ  В  НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ  ФОРМЕ

Грамоте учиться – всегда пригодится. Не трудиться, так и хлеба не добиться. Учиться никогда не поздно. С умным разговориться – что мёду напиться. Надо беречься, чтобы не обжечься. Волков боятся – в лес не ходить.

ПРАВОПИСАНИЕ  МЯГКОГО  ЗНАКА  ПОСЛЕ  ШИПЯЩИХ

Дружба как стекло: расколешь – не соберёшь. Где раньше рожь руками жали, теперь комбайны зашагали. С кем поведешься, от того и наберешься.

Наиболее ценными являются детские сочинения, написанные по пословицам. Например:  Упустить минуту, потерять час.

Мальчик Коля Синицын занимался в кружке «Умелые руки». Все ребята слушали объяснение  руководителя кружка. Только Коля не слушал. Игорь Николаевич задал  прикрепить мотор  к самолёту. Коля никак не мог справиться с заданием: приклеить мотор. Просидел зря несколько часов (С. Горбунов).

Без труда не выловишь и рыбки из пруда.

Собрались товарищи на рыбалку. Взяли удочки, червей нашли. Погода была великолепная. Утро тихое–тихое. Толя сидел на берегу и задремал. Спохватился, видит: у друга много рыбы в ведре, а у него нет даже маленькой рыбёшки. (В. Савчик)

За спортом дело стало.

Среди больших домов в маленькой песочнице играл Андрейка. Ракету из песка строил. А рядом в песочнице  ссорились два брата. Задрали кверху носы, нахмурили брови, сжали кулачки и наступали друг на друга. И вдруг они заметили большую ракету. Мальчики по открывали рты от неожиданности. А ведь  они могли бы тоже слепить такую ракету, даже ещё лучше. (А. Протас).

Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

Вадик и Лёша дружили. Но однажды они поссорились. Лёша отказался дать Вадику тетрадь с домашним заданием. Сказал, что не будет больше подсказывать ему на уроках. Предложил помогать ему после уроков.

«Настоящий друг должен помогать товарищу не подсказкой, а сделать так, чтобы он не отстал в учёбе», - сказал Лёша. Вадик обиделся и перестал заходить к Лёше и здороваться с ним. (В. Савчук).

У страха глаза велики.

Заяц захотел морковки. Прибежал в деревню. Увидела его собака и погналась за ним. Вот-вот догонит. Вбежал заяц в какой-то двор. Видит: стоит ящик. Прыгнул в него, притаился. Слышит: Что-то часто стучит. Думает заяц: «Что сердце ящика бьётся, волнуется, за меня.» Собака не нашла зайца и убежала. Вылез заяц из ящика и говорит: Спасибо, ящик, что ты так волновался за меня. (С. Перезович).

С начала учебного года ребята готовились к утреннику.

«Пословицы – краткие изречения».

Каждая группа получила задание – собрать  пословицы о труде, о счастье, о книге, об учебе, о Родине. Ребята мастерили поделки, костюмы, маски для инсценировок.

УТРЕННИК  В  3 КЛАССЕ

Вступительное слово учителя

Мы все хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки и пословицы. Пословица – это краткое народное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Она имеет форму совета, поучения, наставления, предупреждения. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого речь становится яркой, образной.

На доске написаны столбиком пословицы:

Пословица – всем углам помощница.

Красна речь пословицей.

Глупая речь не пословица.

Без пословицы не проживёшь.

1 группа(каждый ученик произносит несколько пословиц о книге)

Книга – зеркало жизни.

Книга для ума – что тёплый дождик для всходов.

Книга поможет в труде, выручит в беде.

Много читает тот, кто много знает.

Прочёл новую книгу – встретился с другом.

Инсценировка басни М. Ильина   «Две книжки»

Ведущий

Однажды встретились две книжки. Разговорились меж собой.

1-ый ученик

«Ну, как твои делишки?» -

Ведущий

Одна спросила у другой.

2ой ученик

«Ох, милая, мне стыдно перед классом.

Хозяин мой

Обложки вырвал. С мясом!

Да что обложки… Оборвал листы!

Из них он делает корабли, плоты,

И голубей…

Боюсь листы пойдут на змея

Тогда лететь мне в облака!

А у тебя целые бока?

1-ый ученик

«Твои мне незнакомы муки

Не помню я такого дня

Чтобы, не вымыв чисто руки,

Сел ученик читать меня!

А посмотри как на мои листочки:

На них чернильной не увидишь точки,

Про пятна я молчу, -

О них и говоришь – то неприлично

Зато и я его учу

Не как-нибудь, на «отлично!

2-ой ученик

Ну,  мой на тройках едет еле-еле

И даже двойку получил на той неделе.

Все (хором)

Книга – твой друг, без неё как без рук.

Береги книгу – она поможет тебе жить.

 

Вторая группана доску вывешивается плакат с пословицей:

Дерево сильно корнями, а человек трудом»

(Каждый ученик произносит по одной пословице)

Без труда мечта мертва.

Упустишь минутку – потеряешь час.

Без труда ничего не даётся.

Землю солнце красит, а человека – труд.

Человек живёт век, а доброе дело – два.

Птица крепнет в полёте, а человек в труде.

Третья группа(дети читают пословицы о дружбе, остальные объясняют их смысл)

Человек без друга – что земля без воды.

Человек без друзей – что дерево без корней.

Друга ищи, а найдешь – береги.

1-ый ученик

Друзья познаются в беде!

Правильны эти слова, но, к сожалению, далеко не все люди  верно их толкуют. Многие, например, не понимают того, что настоящий друг, как бы он тебе не сочувствовал, не будет кривить душой и потакать твоим слабостям.

Не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

2-ой ученик(читает сказку «Неверный друг»)

Шли однажды вместе осел и собака. На спине у осла лежал мешок с хлебом. Шли они, шли, устали и почувствовали голод. Осел, не раздумывая, принялся щипать траву, которая росла около дороги. Но ведь собака не могла последовать его примеру и попросила у осла хлеба.

Осёл, однако, и не подумал помочь ей.

–Если ты голодна, - сказал он ей, - так разыщи себе пищу. А у меня для тебя лишнего хлеба нет.

Собака промолчала и они отправились дальше. Неожиданно вдалеке увидели волка.

Дрожа от страха, стуча зубами, осёл сказал собаке:

-Ведь  ты защитишь меня, правда?

-И не подумаю, - ответила собака. – Кто один ест, тот и защищается в одиночку.

И, бросив осла, она убежала в другую сторону.

Так осёл стал добычей волка.

Все (хором)

Будь сам верным другом – и тебе помогут в беде.

 

Четвёртая группа(Дети читают написанные на плакате пословицы о счастье)

Счастье не в воздухе вьётся, а трудом достаётся.

Наше счастье в общем труде.

Учитель

Некоторые люди говорят, что счастье – это богатство, деньги. Но ведь настоящее счастье за деньги не купишь.

Ошибаются и те, кто считает, что все счастье в славе. Слава славе рознь. Добрая слава действительно радует человека. А от худой славы он не знает, как отделаться. Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, но и для всех.

Пятая группа

Ученик(читает стихотворение З. Александровой «Родина»)

Если скажут слово «родина»

Сразу в памяти встает старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У рек березка – скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий, радостный годок.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина…

Все (хором)

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Учащиеся называют пословицы о Родине:

Нет в мире краше Родины нашей

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Только тому почёт будет, кто Родину не славой, а делом любит.

Одна у человека мать, одна у него Родина.

 

В классе оформлена выставка книг «Пословицы».

Учительзнакомит ребят со сборниками пословиц

Стоит только взять в руки любой сборник пословиц, и мы увидим указания, как надо учиться, трудиться, как надо вести себя. Пословицы многому нас учат: как жить, как дружить.

Они воспитывают в людях благородство, честность, доброту, порицают и осуждают лень, жадность, лживость и другие людские пороки. Пословицы живут долго и не стареют.

Каждая группа в процессе подготовки к утреннику находила пословицы из книг, журналов на определённы темы и по разделам записывала их в альбом. Ребята, умеющие рисовать, красочно оформляли страницы, подбирали к пословицам рисунки, рассказы, стихи, басни, помещали в альбом лучшие творческие работы. Так постепенно был составлен сборник пословиц под названием «Старая пословица век не сломится».

Проводится викторина пословиц. Учитель читает начало пословиц, ученики – конец.

Кто много читает – тот много знает.

Книгу читаешь – как на крыльях летаешь.

Поздно встанешь – мало сделаешь.

Мир освещается солнцем, а человек знанием.

Что одному не под силу, то легко коллективу.

Дружно за мир стоять – войне не бывать!

Далее проводится игра по составлению пословиц из двух предлагаемых слов. Выигрывает та группа, которая быстрее других правильно составит пословицы.

Лес – дрова.  Чем дальше в лес, тем больше дров.

Шило – мешок. Шила в мешке не утаишь.

Язык – дело. Не спеши языком, торопись делом.

Дело – мастер. Дело мастера боится.

Труд – лень.  Труд человека кормит, а лень – портит.

 

В заключение утренника проводится игра «Семь и один». Каждая группа называет четыре пословицы, в которых упоминаются числа семь и один. Выигрывает та группа, которая больше назовёт пословиц.

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Семь бед, один  ответ.

Семеро с ложкой, один с сошкой.

В конце утренника называют фамилии учащихся, группы, собравшие в сборник больше пословиц и активно участвовавшие в утреннике.

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА.

Ушакова О. Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. 2004.

Волина В. Занимательное азбуковедение. 1993. 

Волина В. Веселая грамматика. 1995.

Аникин В. П. Старинные русские пословицы и поговорки. 1988.

Русский фольклор. 1986.

Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. 1971.

Полякова А. В. Превращение слов. 1985.

Львов М. Р., Рамзаева Т. Г.,  Светловская Н. Н. Методика обучению русскому языку в начальных классах. 1987.

Бетенкова Н. М.,  Фонин Д. С. Конкурс грамотеев. 1995.

Груша М.Ю., Суховерова И.Т. 110 упражнений на все правила. 2010.

Joomla SEF URLs by Artio