Статья

Подготовка сочинений по наблюдениям

Завадская Ольга Нколаевна

Программа начальных классов по русскому языку наряду с другими задачами предусматривает обогащение представлений детей об окружающем мире, выработку умений владеть устными и письменными формами языка в пределах, доступных возрасту школьников. При этом предполагается, что письменное упражнение чаще всего предваряется устной работой под руководством учителя, который стремится к тому, чтобы письменное упражнение было выполнено грамотно в речевом орфографическом отношении. Это положение касается всех самостоятельных письменных упражнений, но особенно необходима подготовительная работа при составлении рассказов на основе наблюдений, так как у младших школьников проявляется неумение наблюдать, видеть нужное в наблюдательном, не активизирован словарный запас для выражения своих мыслей. Учителя не всегда уделяют необходимое внимание к сочинениям по наблюдениям в речевом и в орфографическом плане. Чаще всего мы только объявляем тему, предлагаем вести наблюдения, экскурсии же проводим нецеленаправленно, поэтому порой они носят характер прогулки в парк, в лес. В результате при написании сочинений вместо ожидаемого описания тех предметов и явлений, которые были предметом наблюдений во время экскурсии, дети как правило, дают изложение некоторых действий или обстоятельств внешнего порядка. В данной статье я хочу показать как учитель готовит третьеклассников к описанию сочинений по наблюдениям во время экскурсии по теме «В лесу ранней осенью». Учитель заранее выбирает место для проведения экскурсии и объекты для наблюдения (деревья, трава, небо, звуки, запахи). Она сразу намечает на что обращать внимание учащихся. У деревьев (березы, осины, боярышника, тополя) важно было рассмотреть окраску листьев, сравнить их по цвету, объяснить, почему осень названа золотой, помочь детям увидеть красоту осеннего леса. Осеннюю траву надо было сравнить с летней по цвету, внешнему виду, при этом ввести в словарь детей слова поблекла, повяла. Наблюдение за небом проводится в тот день, когда проводят экскурсии. Далее надо отметить, какие звуки слышны в осеннем лесу, что с осеннем лесу никогда не бывает полной тишины. Там всегда можно услышать шорох листьев, треск сучьев, голоса населяющих лес животных. И, наконец, надо определить запахи леса. Так как запахов в лесу большое множество, то надо обратить внимание только на запах цветов и грибов. Третьеклассникам учитель объявил цель экскурсии: понаблюдать, как выглядит лес ранней осенью. Во время экскурсии ребята записывают некоторые важные моменты. Экскурсия проходит по такому плану: сначала рассмотреть деревья. Учитель руководит наблюдениями детей с помощью вопросов: «Что вам сразу бросилось в глаза?», «Какая окраска листьев у березки, осины, дуба и т.д?», «Почему осень называют золотой?». Прочитать какие предложения используют авторы в своих произведениях для описания леса. Из этих предложений дети выбирают те, которые можно использовать в своих сочинениях. После этого учитель обращает внимание на небо, задает такие вопросы: «Какого цвета небо?», «Каким оно вам кажется? Теплые или холодные краски голубого цвета?», «Что вы можете сказать о небе?». Затем детям было предложено определить какие звуки можно услышать в лесу. Дети могут услышать шуршание и шелест листьев, стук дятла, тихое потрескивание сучьев. И наконец, учащиеся стали определять запахи. Учитель опять учит их определять запахи при помощи вопросов: «Есть ли в лесу цветы?», «Какие вы видите цветы? Имеют ли они запах?», «А есть ли в лесу грибы? Есть ли у них запах?». В конце экскурсии учащиеся подвели итоги наблюдений с помощью своих записей. В дальнейшем записи явились как бы опорным текстом или планом для написания сочинений. На следующий день на уроке ребята вспоминают, что они видели и что записали на экскурсии, высказывают свои впечатления об увиденном. В ходе беседы дети поработали над правописанием слов. На дом они получили задание посмотреть произведение об осени, выбрать 4-5 предложений, которые удачно передают увиденное на экскурсии, и при написании сочинения (по желанию) использовать их. На третий день дети пишут сочинение по наблюдения «Ранней осенью в лесу». В процессе работы детям разрешается использовать записи, которые делали на экскурсии и дома. При затруднении в написании слов дети обращаются к учителю.

Joomla SEF URLs by Artio