Планирование уроков «Развития речи»

(1 класс)

 

Урок №1.

Восстановление границ предложений  текста «Скворец».

Урок №2.

Восстановление деформированного текста «Кошка и птичка».

Урок №3.

Восстановление деформированного текста «Чиж».

Урок №4.

Восстановление текста с пропущенными словами «Галка».

Урок №5.

Изложение текста по вопросам к каждому предложению «Ёжик».

Урок №6.

Изложение текста с предварительным переписыванием «Котёнок».

Урок №7.

Обучение составлять план текста «Кормушка».

Урок №8.

Изложение текста на основе зрительного восприятия «Лев и мышка».

 

Урок №1.

Тема:   Восстановление границ предложений текста «Скворец».

Цель:   1). Формирования умения восстанавливать границы предложений;

2). Формирование умения письменно оформлять текст;

 

Ход урока.

1. Чтение текста.

Скворец.

Серёжа открыл дверь в комнату вбежал кот в зубах у него был скворец мальчик громко закричал кот выпустил птицу Серёжа долго лечил скворца скоро птица улетит на волю

 

-         Почему не понятно о чём говорится в тексте?

(Текст не разделён на предложения.)

-         -Что нужно сделать, чтобы текст, стал понятным?

 

2. Восстановление границ предложений.

Чтение первого предложения.

(Серёжа открыл дверь.)

-         О ком говорится в предложении?

(О Серёже.)

-         Какой знак поставим в конце предложения?

(Точку.)

-         Почему?

(Это предложение произносится спокойным тоном.)

 

Чтение второго предложения.

(В комнату вбежал кот.)

-         О ком говорится в предложении?

(О коте.)

-         Какой знак поставим в конце предложения?

-         Почему?

 

Чтение третьего предложения.

(В зубах у него был скворец.)

-         О ком говорится в предложении?

(О скворце.)

-         Какой знак поставим в конце предложения?

-         Почему?

 

Чтение четвёртого предложения.

(Мальчик громко закричал.)

-         О чём говорится в предложении?

(Об испуге мальчика.)

-         Какой знак поставим в конце предложения?

-         Почему?

 

Чтение пятого предложения.

(Кот выпустил птицу.)

-         О чём говорится в предложении?

(Об освобождении, спасении птицы.)

-         Какой знак поставим в конце предложения?

-         Почему?

Чтение шестого предложения.

(Серёжа долго лечил скворца.)

-         О чём говорится в предложении?

(О заботе, сострадании Серёжи.)

-         Какой знак поставим в конце предложения?

-         Почему?

 

Чтение последнего предложения.

(Скоро птица улетит на волю!)

-         О чём говорится в предложении?

(О выздоровлении, предстоящей воле птицы)

-         Какой знак поставим в конце предложения?

(Восклицательный.)

-         Почему?

(Это предложение выражает сильное чувство радости, оно произносится с особой интонацией.)

-         Сколько предложений в тексте получилось?

 

3. Анализ текста (герои, тема, варианты заголовка)

-         Назовите главных героев рассказа.

(Серёжа, скворец, кот.)

-         О чём этот рассказ, какие темы вы увидели?

(Сострадание, спасение, испуг, человек и птица.)

-         Если бы вы были авторами, как бы вы назвали этот рассказ?

 

4. Орфографическая работа.

5. Запись текста.

6. Проверка.

 

 

Урок №2.

Тема:   Восстановление деформированного текста Л. Н. Толстой «Кошка и птичка».

Цель:   1).Формирования умения восстанавливать последовательность предложений;

2).Формирование умения письменно оформлять текст;

3).Закрепление знаний о признаках текста.

 

Ход урока.

1. Чтение текста.

(Предложения записаны на отдельных полосках бумаги.)

 

Кошка и птичка.

Не сиди близко, птичка, кошка хитра.

Села подле кошки птичка.

Спала кошка на крыше.

 

2. Восстановление последовательности предложений.

-         Почему не понятно о чём говорится в тексте?

(Предложения не связаны по смыслу.)

-         Что нужно сделать, чтобы текст, стал понятным?

(Восстановить правильный порядок предложений.)

Найдите предложение, с которого можно начать рассказ.

(Спала кошка на крыше.)

-         Что произошло дальше?

(Села подле кошки птичка.)

-         Какими словами можно заменить слово «подле»

(Около, рядом, возле.)

-         Чем закончился рассказ?

(Не сиди близко, птичка, кошки хитры.)

(В ходе работы, полоски с предложениями ставятся в правильном порядке!)

 

3. Анализ текста (герои, тема, основная мысль, варианты заголовка).

-         Назовите главных героев рассказа.

(Кошка и птичка.)

-         О чём этот рассказ, какие темы вы увидели?

(Предупреждение, опасность, хитрость, кошка и птичка.)

-         Какая основная мысль рассказа, т.е. о чём нам хотел сказать автор?

(Нельзя доверять хитрой кошке.)

-         В названии текста дана тема или основная мысль?

(Тема.)

-         Если бы вы были авторами, как бы вы назвали этот рассказ?

(Хитрая кошка.)

(Доверчивая птичка.)

(Берегись, птичка!)

 

4. Орфографическая работа.

5. Запись текста.

(Предложения даются в деформированном порядке.)

6. Проверка.

 

 

Урок №3.

Тема:   Восстановление деформированного текста Л. Н. Толстой «Чиж».

Цель:   1).Формирования умения восстанавливать последовательность предложений;

2).Формирование умения письменно оформлять текст;

3).Закрепление знаний о признаках текста.

 

Ход урока.

1. Чтение текста.

Чиж.

Чиж жил в клетке и ни разу не пел.

Там он будет весь день петь.

У Вари был чиж.

Варя просила его петь.

Но чиж хотел на волю.

 

2. Восстановление последовательности предложений.

-         Почему не понятно о чём говорится в тексте?

-         Что нужно сделать, чтобы текст, стал понятным?

Найдите предложение, с которого можно начать рассказ.

Прочитайте все предложения по порядку.

 

3. Анализ текста (герои, тема, основная мысль, варианты заголовка).

Назовите главных героев рассказа.

(Девочка Варя, чиж.)

-         О чём этот рассказ, какие темы вы увидели?

(Грусть, неволя, мечта, человек и птица.)

-         Какая основная мысль рассказа, т.е. о чём нам хотел сказать автор?

(Радости и счастья в неволе нет.)

-         В названии текста дана тема или основная мысль?

(Тема.)

-         Если бы вы были авторами, как бы вы назвали этот рассказ?

 

4. Орфографическая работа.

5. Запись текста.

6. Проверка.

 

 

Урок №4.

Тема:   Восстановление текста с пропущенными словами Л.Н. Толстой «Галка».

Цель:   1).Формирования умения точно употреблять слова в соответствии со смыслом текста;

2).Формирование умения письменно оформлять текст;

3).Закрепление знаний о признаках текста.

 

Ход урока

1. Чтение текста.

Галка.

Галка хотела …… На …… стоял кувшин с водой. В кувшине была вода только …… Галка стала …… в кувшин камни. Вода …… Галка стала пить воду.

Слова для справок: кидать, на дне, пить, поднялась, дворе.

 

-         Почему не понятно о чём говорится в тексте?

(В тексте пропущены слова.)

-         Что нужно сделать, чтобы понять, какие слова подойдут?

 

2. Восстановление текста.

Восстановление первого предложения.

Найдите пропущенное слово.

(Пить.)

Чтение восстановленного предложения.

(Галка хотела пить.)

-         О ком говорится в предложении?

(О галке.)

 

Аналогичная работа со всеми предложениями.

 

3. Анализ текста (герои, тема, основная мысль, варианты заголовка).

Назовите главных героев рассказа.

(Галка.)

-         О чём этот рассказ, какие темы вы увидели?

(Смекалка, находчивость, птица.)

-         Какая основная мысль рассказа, т.е. о чём нам хотел сказать автор?

(Находчивость и трудолюбие помогли галке.)

-         В названии текста дана тема или основная мысль?

(Тема.)

-         Если бы вы были авторами, как бы вы назвали этот рассказ?

 

4. Орфографическая работа.

5. Запись текста.

6. Проверка.

 

 

Урок №5.

Тема:   Изложение текста по вопросу к каждому предложению «Ёжик».

Цель:   1). Формирования умения отвечать на вопрос одним предложением;

2). Формирование умения письменно оформлять текст;

3). Закрепление знаний о признаках текста.

 

Ход урока.

1. Чтение текста.

Ёжик.

Гуляли ребята в лесу. Вдруг в кустах они услышали шорох. Ребята подумали, что это волк. Дети разбежались. А в кустах шумел ёжик. В кустах у ежа была нора.

 

2. Пересказ текста по вопросу к каждому предложению.

-         Кто гулял в лесу?

-         Что ребята услышали в кустах?

-         Что подумали ребята?

-         Что дети сделали?

-         Кто шумел в кустах?

-         Где была у ежа нора?

 

3. Анализ текста (герои, тема, основная мысль, варианты заголовка).

Назовите главных героев рассказа.

(Ребята, ёж.)

-         О чём этот рассказ, какие темы вы увидели?

(Испуг, заблуждение, прогулка, ребята и ёж.)

-         Какая основная мысль рассказа, т.е. о чём нам хотел сказать автор?

(У страха глаза велики.)

-         В названии текста дана тема или основная мысль?

(Тема.)

-         Если бы вы были авторами, как бы вы назвали этот рассказ?

 

4. Орфографическая работа.

5. Изложение текста по вопросам к каждому предложению.

6. Проверка.

 

 

Урок №6.

Тема:   Изложение текста c предварительным переписыванием «Котёнок».

Цель:   1). Формирования умения письменного изложения текста;

2). Формирование умения письменно оформлять текст;

3). Закрепление знаний о признаках текста.

 

Ход урока.

1. Чтение текста.

2. Переписывание текста.

 

Котёнок.

Ребята подобрали на улице котёнка. Коля и Андрей заботятся о нём. У Мурзика белые уши и лоб. Котёнок пьёт молоко. Скоро он подрастёт!

 

3. Анализ текста (герои, тема, варианты заголовка.)

Назовите главных героев рассказа.

(Ребята, котёнок.)

-         О чём этот рассказ, какие темы вы увидели?

(Забота, жалость, ребята, котёнок.)

-         Если бы вы были авторами, как бы вы назвали этот рассказ?

 

4. Орфографическая работа.

5. Изложение текста.

6. Проверка.

 

 

Урок №7.

Тема:   Обучение составлять план текста «Кормушка».

Цель:   1). Формирование умения составлять план текста;

2). Формирования умения находить главное в отдельной части текста;

3). Формирование умения озаглавливать отдельную часть текста.

 

Ход урока.

1. Чтение текста.

Кормушка.

Наступила зима. Ребята в окно наблюдали за голодными синичками. Им стало жаль маленьких синичек.

Ребята повесели за окном кормушку. Каждый день ребята оставляли угощенье. Птицы с удовольствием клевали: семечки, хлебные крошки, кусочки сала.

Всю зиму к окну прилетали пернатые гости. Дети радовались, что помогли птицам!

 

2. Составление плана.

-         Сколько частей в тексте?

(Три части.)

 

Чтение первой части.

-         О чём говорится в первой части?

(О зиме, о ребятах, о голодных синичках.)

Найдём из перечисленных слов самое главное и озаглавим часть.

(Голодные синички.)

 

Чтение второй части.

-         О чём говорится во второй части?

(О кормушке, об угощеньях.)

Найдём главное и озаглавим часть.

(Кормушка.)

 

Чтение третьей части.

-         О чём говорится в третьей части?

(О пернатых гостях, о помощи птицам.)

Найдём главное и озаглавим часть.

(Помощь птицам.)

 

План.

1. Голодные синички.

2. Кормушка.

3. Помощь птицам.

 

3. Запись текста в соответствии с планом.

(Текст для записи даётся без деления на части.)

 

4. Проверка.

 

 

Урок №8.

Тема:   Изложение на основе зрительного восприятия Л. Н. Толстой «Лев и мышка».

Цель:   1). Формирования умения письменного изложения текста;

2). Формирование умения составлять план текста.

 

Ход урока.

1. Чтение текста.

Лев и мышка.

Лев спал. Серая мышка пробежала по его телу. Он проснулся и поймал её.

Мышка стала просить отпустить её. Она пообещала ему сделать добро. Лев отпустил её.

Раз охотники поймали льва. Мышка прибежала и перегрызла верёвку.

 

2. Составление плана.

Сколько частей в тексте?

(Три части.)

 

Чтение первой части.

-         О чём говорится в первой части?

(Об озорстве, недовольстве, льве и мышки.)

Найдём из перечисленных слов самое главное и озаглавим часть.

(Озорница мышка.)

 

Чтение второй части.

-         О чём говорится во второй части?

(О просьбе, обещании, прощении.)

Найдём из перечисленных слов самое главное и озаглавим часть.

(Прощение льва.)

Чтение третьей части.

-         О чём говорится в третьей части?

(О спасении, сдержанном обещании.)

Найдём из перечисленных слов самое главное и озаглавим часть.

(Сдержанное обещание.)

 

План.

1. Озорница мышка.

2. Прощение льва.

3. Сдержанное обещание.

 

3. Анализ текста (основная мысль, варианты заголовка).

-         Какая основная мысль рассказа, т.е. о чём нам хотел сказать автор?

(Как аукнется, так и откликнется.)

(Долг платежом красен.)

(Что посеешь, то пожнёшь.)

-         В названии текста дана тема или основная мысль?

-         Если бы вы были авторами, как бы вы назвали этот рассказ?

 

4. Орфографическая работа.

Найдём в первой части слова, при записи которых вы можете сделать ошибку.

(Пробежал, проснулся, поймал.)

Найдём опасные слова во второй части.

(Просить отпустить, пообещала, сделать.)

Найдём опасные слова в третьей части.

(Охотники, прибежала, перегрызла, верёвка.)

 

Слова записываются против соответствующих частей плана

 

5. Изложение теста с опорой на план и слова.

6. Проверка.

 

 

Приложение 1

 

Тексты для учащихся

 

1.      Текст «Скворец» - урок № 1

2.      Текст «Кошка и птичка» - урок № 2

3.      Текст «Чиж» - урок № 3

4.      Текст «Галка» - урок № 4

5.      Текст «Ёжик» - урок № 5

6.      Текст «Котенок» - урок № 6

7.      Текст «Кормушка» - урок № 7

8.      Текст «Лев и мышка» - урок № 8

Joomla SEF URLs by Artio