Методическая разработка урока

Однозначные и многозначные слова. Антонимы и синонимы в речи

 

(2 класс, УМК «Школа России», учебник «Русский язык 2 класс», автор В.П. Канакина)

Николаева Татьяна Евгеньевна,
ГБОУ школа №421
Петродворцового района Санкт-Петербурга

Тип урока: Закрепление изученного материала.

Цель: формировать умения распознавать многозначные и однозначные слова, формировать понятия "синонимы" и "антонимы".

Задачи:

  • способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы.
  • содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса;
  • развивать умение оценивать результаты своей деятельности;
  • способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.

Планируемые результаты:

  • Предметные:

Ø распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы;

Ø подбирать к слову синонимы и антонимы

  • Метапредметные:

Ø понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;

Ø находить в словаре информацию о слове;

Ø работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов.

  • Личностные:

Ø проявлять интерес к русскому языку;

Ø осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.

Межпредметные связи: чтение, тема: «Работа над лексическим значением слова»

Ресурсы урока: электронное сопровождение к учебнику В.П.Канакиной «Русский язык, презентация, интерактивный кроссворд.

Ход урока:

I.Организационный момент. (Слайд 2)

Язык - и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно -
В огромном море - море слов

- Купаться ежечасно!

-Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Отправимся мы в путешествие вот на таком замечательном корабле. (Слайд 3)

-Море слов огромно. В нём множество островов и рифов, проливов и заливов. На некоторых островах мы уже побывали, а на некоторых нам ещё только предстоит побывать. И так, в путь!

II. Постановка и обсуждение познавательной задачи урока.

 

1.Наблюдение над многозначными и однозначными словами.

-Начинается наше путешествие с острова Однозначных и многозначных слов. Здесь нас ждёт задание. (Слайд 4)

-Запишите отгадки.

Ждёт меня подружка  –
На макушке  –  ушко.
Если танцевать пойдёт,
Всё заштопает, зашьёт.       
( Иголка )

Сердитый недотрога 
Живет в глуши лесной, 
Иголок очень много, 
А нитки - ни одной.
(Еж)

Дерево в лесу растёт.
Цвет зелёный круглый год.
Вместо листика иголка.
Распушила ветки...(ёлка).

 

Отгадай, что за вещица:
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет-сеет семена
Не на поле.
Не на грядке —
На листах твоей тетрадки (ручка)

 

Всем, кто придет, и всем кто уйдет, она ручку подает. (Дверь)

 

Оля ягодки берёт

По две, по три штучки.

А для этого нужны

Нашей Оле ...(ручки)

(Самопроверка по картинкам на слайде.)

Слайд 5 (изображение иголки, ёжика, ёлки, шариковой ручки, дверь с ручкой, кисти рук)

-Чем похожи предметы, изображённые на рисунках? Соотнесите предметы и их названия, которые вы записали в своих бортовых журналах. Слова Иглы и Ручка – это многозначные или однозначные слова? Докажите.

Составьте предложение с любым из этих слов. Запишите его.

-Кто скажет, какие слова мы называем однозначными, а какие многозначными?

 

(Дети говорят правило)

-Правильно. Многозначные слова – это слова-близнецы, они похожи, как две капли воды.

Одинаково их пишут, одинаково их слышат, но обозначают они разные предметы.

 

-Приведите примеры многозначных слов. (Кисть, звезда, язык, лук)

 

2.Работа на интерактивной доске с электронным приложением к учебнику. Упражнение «Лоси».

-Помогите Лосям спуститься на землю. Распределите слова в две группы. В одну группу многозначные слова, а в другую однозначные.

 

3.Упражнение в распознавании многозначных слов, употреблённых в прямом и переносном значении

 

-Ребята, большинство слов в русском языке многозначны, т. е. они способны иметь несколько значений. У многозначных слов может быть прямое и переносное значение.

 

(Определение предложений, употреблённых в прямом и переносном смыслах. Работа в парах.)

- 1 вариант выпишет предложения, в которых выделенные слова употребляются в прямом смысле, 2 вариант выпишет предложения, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении.

-Проверьте записи. Правильно ли выполнили вы задание? (Взаимопроверка Слайд 6.)

 

 

Ребята ИДУТ в школу.

Часы ИДУТ без отставания.

Катя УБЕЖАЛА от подруг.

У мамы УБЕЖАЛО молоко.

Мне родители подарили ЗОЛОТОЕ колечко.

Все говорят, что у папы ЗОЛОТЫЕ руки.

В доме из стены торчал ЖЕЛЕЗНЫЙ гвоздь.

У этого мальчика ЖЕЛЕЗНОЕ здоровье.

 


 

-Продолжаем путешествие

Физминутка. Слайд 7.

Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем мы с тобою!

4. Перед нами остров синонимов. Слайд 8.

-Что такое синонимы?

-Подбери к существительным синонимы по первой букве. Слайд 9.

Работа – з...
родник – и...
холод – м...
дети – р...

-Подбери к прилагательному синоним.

Бесстрашный летчик – (смелый)
пасмурная погода – (ненастная)
правильный ответ – (верный)
занимательный рассказ – (интересный)


-Подбери синоним к глаголу

Бежать -…(мчаться)

Идти - … (шагать)

Шалить - …(баловаться)

Блестеть -…(сиять)

-Какой вывод можно сделать?

(Синонимы есть в каждой части речи)

-Путешествие по острову Синонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы.

- Что такое синонимы?

Синонимы - это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению.

- Для чего используют синонимы в речи?

Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.

-Продолжаем путешествие.

Физминутка .Слайд10.

5.Перед нами остров антонимов. Слайд 11.

- Ребята, вспомните, какие слова мы называем антонимами?

 

Игра «Доскажи словечко» (дети вслух договаривают ответ-антоним)

Отгадайте загадки.

Я антоним к слову "зной",
Я в реке, в тени густой,
И в бутылках лимонада,
А зовут меня :? (прохлада)

Я антоним к слову "лето",
В шубку снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я :? (зима.)

Я антоним к слову "смех".
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? - Это : (плач).

Я антоним шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
И на уроках я нужна,
А называюсь : (тишина).

6.Сыграем в игру "Противоположные слова"

Учитель бросает мяч ребёнку, называя слово. Ученик - называет антоним этого слова.

1 группа: Враг - друг, холод - жара.

- К какой части речи относятся данные слова?

2 группа: Старый - новый, злой - добрый.

- А эти слова, какой части речи?

3 группа: Бездельничать - работать, огорчаться - радоваться.

- Какой частью речи являются ваши слова?

4 группа: Далеко - близко, высоко - низко.

- Мы ещё не знакомились с этой частью речи. Но может кто-нибудь знает, как она называется?

-У одних антонимами были имена существительные, у других - глаголы, вы встретились с антонимами - прилагательными, а вам достались антонимы - наречия.

- Какой можно сделать вывод? (Это значит, что антонимы есть в каждой части речи.)

7. Работа с пословицами: упражнение в подборе подходящего по смыслу антонима и объяснение понимания значения составленных пословиц. Слайды  12,13

· Прочитай пословицы. Объясни их смысл. Спиши пословицы. Подчеркни глаголы, противоположные по смыслу.

Умей не только брать, но и отдавать.

Хорошие люди умирают, а дела их живут.

Легче друга потерять, чем найти.

  • Подбери к выделенному слову антоним, который завершит пословицу. (Работа в парах.)

Знай больше, а говори … (меньше).

Мир строит, а война … (разрушает).

Думай медленно, работай … (быстро).

Не дорого начало, похвален … (конец).

(Самопроверка по слайдам.)

8. Прочитайте. К каким словам антонимы указаны НЕверно? Правильно подберите антонимы к этим словам. Запишите.

I вариант.   Высокий – широкий; звонкий – глухой; облачный – безоблачный; добрый – умный; хороший -весёлый; большой – маленький.

IIвариант. Глубоко – высоко; выразительно – невыразительно; близко – далеко; назад – влево; тихо – шумно; твердо – мягко; широко – глубоко.

Проверка по Слайду 14.

-Путешествие по острову Антонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы.

- Что такое антонимы?

Антонимы - это слова противоположные по смыслу.

- Для чего используют антонимы в речи?

Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной.

9.-Наше путешествие продолжатся и для небольшой передышки мы причалим к острову Вопросов и Ответов.

Кроссворд (Слайд16)

-Какое незнакомое слово появилось?

-Более подробно об омонимах мы будем говорить на следующем уроке.

III. Подведение итога:

- Наше путешествие закончилось. Давайте проверим, нашли мы ответы на вопросы, которые поставили в начале путешествия? (Слайд17)

- Какие слова называются синонимами? А какие слова - антонимами?

- Какой частью речи могут быть синонимы и антонимы?

- Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?

- На что обязательно необходимо обратить внимание, выбирая синоним или антоним? (На значение слова.)

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio