Урок-проект в 3 классе

 

Однородные члены предложения. «Госпожа запятая»

Деркач Светлана Валерьевна,
ГБОУ школа 320 Санкт-Петербурга

Цели урока: закрепить знания об однородных членах предложения, учить правильно ставить знаки препинания при однородных членах, показать, что однородные члены предложения могут соединяться друг с другом союзами «и, да», а так же союзами «а, но»

Оборудование: фломастеры, листы белой бумаги

I. Организационный момент, сообщение целей урока.

Сегодня на уроке вы покажите, что знаете и чему научились.

II. Минутка чистописания.

- Чему мы учимся на «минутке чистописания»?

Запишите слоги: ров ек про ти щик Составьте слово из этих слогов и запишите его. (проектировщик)

- Назовите орфограммы в этом слове, грамматические признаки

- Кто такой проектировщик?

- Вспомните слова из словаря, обозначающие профессии людей и запишите их (космонавт, почтальон и др.)

(Ученики записывают словарные слова и объясняют орфограммы)

III. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы с вами тоже будем проектировщиками. Прочитайте тему урока «Госпожа запятая» попробуйте спроектировать урок.

- О чём пойдёт речь на уроке?  (об однородных членах предложения)

- Определите задачи урока. (научиться расставлять знаки препинания при однородных членах предложения и др.)

- В чём актуальность этой темы? (будем грамотно писать)

Инсценировка стихотворения С. Маршака «Багаж»

- Запишите первое предложение: Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку.

- Какие знаки препинания поставили? Почему? Докажите, что это однородные члены.

(Ученики записывают предложение, выполняют разбор и объясняют).

IV.Работа по теме урока

Оказывается, у союза «и» есть союз – двойняшка «да». Он выступает в значении «и».

- Прочитайте это же предложение, заменяя союз «и» на союз «да».  Изменился смысл?

- Какую роль выполняют союзы «и, да»? (соединяют)

Союзы «и, да» соединительные. Но есть в «Королевстве однородных членов» союзы противительные «а, но», перед которыми ставятся запятые.

1. Соберите предложение из данных слов:

Не пускает, а собачка, лает, в , дом    (Собачка лает, а в дом не пускает.)

Тихо, но, читает, красиво.   (Читает тихо, но красиво.)

(Ученики записывают, подчёркивают однородные члены и составляют схемы.)

2. Лингвистическая сказка.

В королевстве однородных членов жили не только союзы, но и запятые. Они задорно виляли хвостиками и очень любили ходить в гости к Графам – союзам «а, но». Придут к союзам «а, но» и встанут перед ними (учитель графически изображает на доске). И только граф – союз «И» был очень сердит, поэтому с ним запятые никогда не играли и рядом не вставали. Собрались все союзы «и» с разных уголков Королевства и отправились к королю, чтобы навести порядок. Король издал указ: «Запятые надо ставить только тогда, когда союзов «и» больше, чем один».

- Расставьте запятые там, где надо.

V.  Закрепление.

Давайте и мы издадим «Указ» - правило, в каких случаях ставится запятая, а в каких - нет. Изобразим его при помощи знаков и символов. Это получится у нас памятка.

(Ученики на листах бумаги рисуют фломастерами схемы предложений)

Проверка. (К доске выходят желающие и объясняют свои схемы)

Потом учитель предлагает свои схемы.

О и О      О да О

О, О, О

О, а  О    О, но О

и О, и О, и О

 

VI.  Итог.

- Какая проблема была у нас в начале урока?

- Мы справились с теми задачами, которые поставили?

- Чему мы научились?

- Какой продукт мы получили в конце урока? (памятка)

- Что напоминает урок? (проект)

Кто сегодня на уроке всё понял, нарисуйте смайлик с улыбочкой.

Кто понял не очень хорошо, тот нарисует смайлик серьёзный.

А кто ничего не понял, тот нарисует – грустного.

- Поднимите руки те, кто сегодня всё понял на уроке.

- Молодцы!

Приложение:

Русский язык

Тема: «Госпожа Запятая»

1. Минутка чистописания.

_______________________________________________________________

2. Словарь: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Работа по теме урока.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лает, а,  пускает, не, в, дом, собачка.

______________________________________________________________________________________________________________________________

Песня звучит тихая. Песня звучит печальная.

______________________________________________________________________________________________________________________________

Я люблю природу и летом и зимой и весной.

_______________________________________________________________

4. Закрепление.

Тема урока была________________ да __________________ .

Я выполнял все задания _____________ , ________________ .

Я не______________________ , а _______________________ .

На уроке мы и ______________ , и _________________ , и _________________ .

 

 

 

Спасибо!

 

 

Joomla SEF URLs by Artio